Психология мотиваций и эмоций. Психология страха и фобий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:21, реферат

Описание работы

Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций.
В "Философском энциклопедическом словаре" утверждается, что "страх в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.)". [6]

Работа содержит 1 файл

Психология мотиваций и эмоций. Психология страха и фобий.docx

— 42.01 Кб (Скачать)

     Эвристическая функция, значение которой – выработка универсальных, инвариантных способов предвосхищения, преодоления, и, по возможности, недопущения деструктивных ситуаций и состояний. [1, 59-60]

      Конечно, предложенный  вариант классификации функций  страха достаточно условен и  не исчерпывает собой всего  многообразия функционирования  реальных страхов.

      Каждый человек  в силу своих биологических  и социальных возможностей строит  образ своей среды. Этот образ,  как правило, не совпадает с   навязываемым человеку образом  жизни. Если это несовпадение  носит длительный временный интервал, то происходит реагирование либо собственно страха, либо в его превращенной форме – привыкании, понимаемом как необратимая деформация организма и личности. Биологическое и социальное уставание – это такая ситуация, когда страх уже не выполняет некоторых своих функций, например, функцию мобилизации. Не находя выхода из затянувшейся ситуации страха в настоящем и будущем, некоторые люди актуализируют в своем мировоззрении образы прошлого. А поскольку эти образы могут быть менее угрожающими, само прошлое воспринимается как состояние безопасности. Отсюда – ставший для многих притягательным призыв – “назад к прошлому”.

     Современные исследования  показывают, что физиологические  и психические формы реагирования  человека зависят не только  от среды его обитания, геопольных особенностей, но и от генетического родства членов определенного социального сообщества. Сегодня иррациональные страхи выходят из эпоса, сказок, художественной литературы на арену реальных экономических, политических, идеологических преобразований. Включенность человека в ноосферную структуру заставила его актуализировать свой космический страх.

     Страхи, присущие определенному  возрасту отражают исторический  путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться  один, опасается посторонних. Далее  он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных. Временами он преисполняется  суеверного ужаса перед Бабой  Ягой и Кащеем. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии – всего того, страх, перед чем был развит у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не мог бы жить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых природных страхов социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности, отражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде.

 

  1. Формы страха.

 

     Как известно, страх может принимать различные формы, но представить себе все многообразие страхов у различных людей практически невозможно, так как при ближайшем рассмотрении можно выделить новые варианты определенного страха. Попытку определения и описания основных форм страха, к которым можно отнести все возможные страхи, предпринял немецкий психолог Ф. Риман.

       Основные формы  страха взаимосвязаны с нашим  самочувствием в этом мире  и с нашей напряженной “распределенностью между двумя большими антиномиями, которые мы переживаем в их неразрывной противоположности и повторимости” [26, 10]. Рождаясь в этом мире, мы повинуемся четырем могущественным импульсам: наша Земля вращается вокруг Солнца, являющегося также центральным светилом нашей собственной мировой системы, чье движение мы определяем как революцию или переворот. Одновременно Земля вращается вокруг своей оси, что называется ее собственным вращением. Таким образом, существуют два взаимоисключающих или взаимодополняющих импульса, которые поддерживают нашу мировую систему в движении, к которому принуждают два направления: силы тяжести и центробежной силы. Сила тяжести поддерживает целостность нашего мира, стремясь вовнутрь, к его центру, и удерживая его от распада. Центробежная сила направлена от центра наружу, она стремится к расширению и, будучи отпущена, направлена на отделение и непрерывное движение. “Только взвешенное взаимодействие этих четырех импульсов гарантирует закономерный и подвижный порядок жизни, в котором мы пребываем и который называем космосом. Преобладание или выпадение одного из видов движения нарушает или разрушает этот вселенский порядок и приводит к хаосу” [14, 11].

       На основе взаимодействия  этих четырех импульсов Риман  обосновывает четыре основных  требования, которые повторяются  и взаимно дополняют друг друга  во всех наших стремлениях.

       Первое требование  означает, что каждый индивидуум  для достижения самостоятельности  и неповторимости своей личности  должен отстранить себя от  основной человеческой массы,  не обмениваясь с нею своими  особенностями. К этому требованию  присоединяется страх, который  угрожает нам, когда мы отделяем  себя от других, возникающий с  момента рождения и связанный  с тем, что мы являемся частью  общности и боимся одиночества   и изоляции. На всех уровнях,  будь то расовые, семейные, национальные, половые, связанные с нашими  надеждами или с нашей профессией, мы принадлежим к определенным  группам, к которым мы испытываем  чувство близости, и вместе с  тем, будучи индивидуумами и  единичностью, стремимся к четкому  различию от других людей. Это  приводит к тому, что одним  из основных наших желаний  является стремление не смешиваться  с другими людьми и однозначно  идентифицироваться с самим собой.  Чем больше мы отделяемся от  других, тем больше мы подвергаемся воздействию неуверенности, непонимания и отвергнутости.

       Второе требование состоит в том, что мир, жизнь и человеческое сообщество открыты для нашего участия и требуют для этого отказа от «Я», а в противном случае являются чуждыми, существующими независимо от нас и вне нас. Это требование подразумевает самоотречение и отдачу. С этими понятиями связаны все страхи, заключающимися в боязни утраты собственного  «Я», зависимые от необходимости и самоотдачи и нежелания лишиться своей единичности и принести себя в жертву другим, что является необходимым для приспособления к требованиям общества. Это приводит к зависимости от нашего окружения, чувству покинутости и бессилия. Мы должны жить в условиях самопроверки и самоиспытания, а также самоотдачи и самозабвения, что одновременно может вызвать страх перед задачей осуществления собственного «Я» и страх перед разрушением собственного «Я».

      Третье  требование  означает наше стремление к  неизменности и продолжению. “Мы  должны в нашей жизни так  хозяйствовать и располагаться,  так планировать свое будущее,  как будто наша жизнь безгранична,  мир стабилен, будущее предвидимо, и при этом одновременно знать,  что мы наполовину состоим  из смерти и наша жизнь, в  течение мгновения, приходит к своему концу” [14, 11]. Это требование сопровождается страхами, которые связаны со знанием о преходящем характере нашей зависимости и иррациональности планирования нашего существования, страхом перед риском всего нового, перед неопределенностью наших планов, перед вечной изменчивостью нашей жизни. Этот страх выражен в известном изречении о том, что нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так как река постоянно меняется.

      Четвертое требование  состоит в том, что мы всегда  стремимся к расширению, изменчивости, развитию и преодолению, отказываясь  от уже изведанного, преодолевая  традиции и обыденность, расставаясь  с достигнутым для того, чтобы попытаться пережить неизведанное. С этим требованием тесно связан страх перед необходимостью преодоления порядка, правил и законов, инертности привычек, которые удерживают, сковывают и ограничивают наши возможности вопреки нашему движению к свободе.

       Таким образом,  основными формами страха являются:

  • Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата «Я» и зависимость.
  • Страх перед самостановлением, переживаемый как беззащитность и изоляция.
  • Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность.
  • Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода.

    Преобладание одной из  четырех основных форм страха  или, с другой точки зрения, прекращение действия одного  из четырех основных импульсов  приводят нас к четырем типам  личностной структуры или к  четырем способам существования  в мире.

    Четыре личностные структуры,  прежде всего, отражают психическую  норму с определенной акцентуацией.  Акцентуация означает одностороннюю  направленность, достигающую границ, за которыми  подразумеваются  пограничные или экстремальные  варианты четырех нормальных  личностных структур, которые в  психотерапии и глубинной психологии  описываются как четыре большие  невротические формы: шизоидия, депрессия, невроз навязчивостей и истерия.

    Шизоидные личности испытывают  страх перед самоотдачей и  находятся под влиянием импульсов,  направленных на усиление самостоятельности.  Для шизоидов типичен страх перед близостью в межчеловеческих связях.

     У депрессивных личностей  преобладает вторая форма страха, связанная с существованием единства  и целостности «Я» и глубинным  переживанием утраты безопасности. У них ослабление тесного контакта с другими высвобождает страх утраты.

      У личностей с  навязчивостями преобладает третья форма страха – страха перед происходящим. Когда что-либо изменяется, они расстраиваются, становятся беспокойными, испытывают страх, пытаются отделаться от изменений, уменьшить или ограничить их.

       Четвертая форма  страха – у личностей с истерической  структурой. Они стремятся к переменам  и свободе, жаждут всего нового. Они боятся всяких ограничений,  традиций, закономерности и порядка,  которые так значимы для лиц  с навязчивым развитием. 

      Итак, страх – это эмоция большой силы, оказывающая влияние на деятельность организма и являющаяся наиболее опасной из всех эмоций. Социальный страх выполняет определенные функции, каковыми являются оценочная, синтезирующая, сигнализирующая, регулирующая, организующе-дезорганизующая и эвристическая функции. Также, страх может многое сказать и об обществе, так как отражает определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде. Возникновение и развитие страха в личностной структуре человека оказывает большое влияние на развитие его личности.  

  1. Фобии

     Понятие «фобия» происходит от греческого phobos и означает «страх, ужас». Причем надо иметь в виду, что в отличие от простого страха, в основе которого часто лежит адекватная реакция на реальную опасность, фобия —

это страх, на первый взгляд кажущийся  немотивированным» беспричинным и  сопровождающийся неприязнью тому, что вызывает страх. Список фобий чрезвычайно обширен. Существует свыше тысячи известных и свыше двухсот клинически исследованных фобий. Одни встречаются чаще, другие реже.

     Вот далеко не полный список фобий, испытываемых людьми:

агорафобия — боязнь открытых пространств; аймофобия — боязнь острых предметов; антропофобия — боязнь толпы, людей; арахнофобия — боязнь пауков; герпетофобия — боязнь змей; гипсофобия — боязнь высоты; гленофобия — боязнь взгляда куклы; гомицидофобия — боязнь совершить убийство; дентофобия — боязнь зубоврачебного вмешательства; дерматофобия — боязнь заболеть кожной болезнью; иофобия — боязнь отравления; клаустрофобия — боязнь замкнутых пространств; маниофобия — боязнь безумия; мизофобия — боязнь загрязнения; монофобия — боязнь одиночества; нозофобия — страх увечья, неизлечимой болезни, заражения;

пантофобия — всеохватывающий навязчивый страх; петтофобия — страх общества; ситофобия — страх принятия пищи; скоптофобия — боязнь показаться смешным, привлечь к себе внимание;

суицидофобия — боязнь совершить самоубийство; танатофобия — страх внезапной смерти; тафеофобия — страх погребения заживо; фобофобия — страх страха; эрейтофобия — боязнь покраснеть.

      В процессе терапевтических исследований было установлено, что иррациональные (необъяснимые) страхи можно выявить, проанализировать, изучить. Ну а то, что изучено, больше не кажется загадочным, и мы можем излечить. Однако, учитывая то, что фобии не возникают на пустом месте, они являются результатом незрелости нервной системы или перенесенного тяжелого стресса, терапевту и пациенту надо настроиться на долгую, кропотливую работу по устранению первопричины расстройства.

      Важную роль в возникновении фобий играет и повышенное внимание к собственной персоне. Люди, страдающие от того или иного вида фобии, учитывают только то, что происходит у них в душе, фиксируют одни лишь изменения в их нормальном физическом и духовном состоянии. Буквально во всем они обнаруживают символы надвигающегося тяжелейшего расстройства. Некоторые из них сосредоточены на внутренних изменениях в своем организме, таких, как:

- нарушения сердечных ритмов;

- повышенное давление;

- учащенное дыхание;

- потовыделение;

- тошнота;

- дрожь;

- комок в горле;

- желудочные расстройства.

     Как уже говорилось, некоторые люди не могут долго находиться в тесных закрытых помещениях. Некоторые из них даже впадают в самую настоящую панику. Данную боязнь закрытого пространства мы именуем клаустрофобией. Такой страх может проявиться, например, у человека, находящегося в офисе, лифте, купе поезда, в метро или самолете. Во время полетов или поездок все усложняется еще и потому, что страдающий от клаустрофобии, не может покинуть это самое замкнутое пространство.

Информация о работе Психология мотиваций и эмоций. Психология страха и фобий