Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 08:06, курсовая работа
цель нашей работы заключается в рассмотрении одной из составляющих частей общения - его перцептивной стороны. Это проблема является одной из актуальных в социальной психологии, если учесть регулятивную роль в поведении человека его представлений о других людях.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть специфику межличностного познания в рамках социальной психологии.
2. Ознакомиться с историей рассмотрения данной проблемы в рамках зарубежной и отечественной социальной психологии.
3. Охарактеризовать механизмы, факторы и эффекты межличностного восприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Специфика познания человека человеком………………………….…….4
2. Основные теории межличностного познания в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………….7
3. Механизмы, факторы и эффекты межличностного восприятия……….14
Заключение…………………………………………………………….……….25
Литература……………………………………………………………..……….27
В деловом общении женщины более концентрируются на отношениях между людьми, мужчины — на задачах и результатах совместной деятельности, для мужчины более предпочтителен директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, женщина в подобных условиях скорее социальный лидер, создающий «дух команды».
Итак,
можно сделать
вывод, что структура
межличностного восприятия
состоит из трёх компонентов
и включает в себя: субъект
межличностного восприятия,
объект межличностного
восприятия и сам процесс
межличностного восприятия.
В связи с этим все исследования
в области межличностной
перцепции можно разделить
на две группы. Исследования
в области межличностной
перцепции ориентируются
на изучение содержательной (характеристики
субъекта и объекта
восприятия, их свойств
и т. п.) и процессуальной (анализ
механизмов и эффектов
восприятия) составляющих.
В первом случае исследуются
приписывания (атрибуции)
друг другу различных
черт, причин поведения (каузальная
атрибуция) партнеров
по общению, роль установки
при формировании первого
впечатления и т.д. Во
втором - механизмы познания (идентификация,
эмпатия, аттракция,
рефлексия) и различные
эффекты, возникающие
при восприятии людьми
друг друга. Например
эффекты ореола, эффект
новизны и эффект первичности,
а также явление стереотипизации.
Заключение
Итак, мы рассмотрели одну из составляющих частей общения - его перцептивную сторону и пришли к выводу, что потребность в общении является врождённой и в ходе общения происходит не только передача информации, но и восприятие физических характеристик объекта, его поведенческих характеристик, на основе которых выстраивается совместная деятельность, и осуществляется самопознание.
Структура межличностного восприятия состоит из трёх компонентов и включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы. Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.д. Во втором - механизмы познания (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия) и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.
Что касается исследования проблемы межличностного познания, для западных психологов характерно выведение исследований социальной перцепции исключительно на уровень когнитивных процессов при условии, что сами когнитивные процессы рассматриваются в значительном отрыве как от проблем мотивации, так и от реального поведения.
Отечественные
психологи также признают, что
проблема социальной перцепции является
одной из центральных проблем социальной
психологии, если учесть регулятивную
роль в поведении человека его представлений
о других людях. В этой связи идея поиска
средств развития перцептивных способностей
людей давно представлялась для социальной
психологии заманчивой. Теоретическая
значимость таких разработок связана
с возможностью включить их в комплексное
исследование межличностного восприятия.
Теоретический анализ установил новые
перспективы понимания точности межличностного
восприятия при рассмотрении последнего
как категоризации. С другой стороны, методическая
разработка данной проблемы выходит за
рамки описания и отвечает парадигме формирования,
характерной для методологических оснований
отечественной социальной психологии.
Литература
1. Агеев В. С. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии.— Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 151—159.
2. Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии. — Вопросы психологии, 1979, № 6, с. 26—38.
3. Андреева Г. М. Социальная Психология.- М.: «Аспект пресс», 1998.
4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология
личности: Учебное пособие. М.: «Аспект Пресс», 2002.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Минск: «Харвест», 2003.
6. Краткий психологический словарь. Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
7. Курячий С. И. Влияние установок личности на восприятие другого человека. «Вопросы психологии», 1983. №6. С. 105 - 108.
8. Майерс Д. Социальная психология.- СПб: «Питер Ком», 1998.
9. Обозов Н. Н. Межличностные отношения.- СПб: издательство ЛГУ, 1979.
10. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я.- М.: издательство МГУ, 1987.
11. Современная
западная социальная психология: тексты.
Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н.Н.,
Петровской Л. А. – М.: издательство МГУ,
1984.
Информация о работе Психология межличностного восприятия: гендерный аспект