Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 08:06, курсовая работа
цель нашей работы заключается в рассмотрении одной из составляющих частей общения - его перцептивной стороны. Это проблема является одной из актуальных в социальной психологии, если учесть регулятивную роль в поведении человека его представлений о других людях.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть специфику межличностного познания в рамках социальной психологии.
2. Ознакомиться с историей рассмотрения данной проблемы в рамках зарубежной и отечественной социальной психологии.
3. Охарактеризовать механизмы, факторы и эффекты межличностного восприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Специфика познания человека человеком………………………….…….4
2. Основные теории межличностного познания в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………….7
3. Механизмы, факторы и эффекты межличностного восприятия……….14
Заключение…………………………………………………………….……….25
Литература……………………………………………………………..……….27
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
УССУРИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет биологии, химии и психологии
Кафедра
практической психологии
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ:
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Курсовая работа
по педагогической
психологии
Выполнил студент курса ? группы
(подпись)
Научный руководитель
канд. псих. наук
О.В.Маркова___________________
Оценка________________________
Уссурийск – 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Специфика познания человека человеком………………………….…….4
2. Основные теории межличностного познания
в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………
3. Механизмы, факторы и эффекты межличностного восприятия……….14
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития.
В общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои психологические качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. В самом общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психические процессы и поведение человека.
Итак, цель нашей работы заключается в рассмотрении одной из составляющих частей общения - его перцептивной стороны. Это проблема является одной из актуальных в социальной психологии, если учесть регулятивную роль в поведении человека его представлений о других людях.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Раскрыть специфику
2.
Ознакомиться с историей
3. Охарактеризовать механизмы, факторы и эффекты межличностного восприятия.
1.
Специфика познания
человека человеком
Известно
множество различных
Рассмотрим на примере, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдении нам доступны лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему (это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится - не нравится»). Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции [4].
Социальной перцепцией называют процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Таким образом, восприятие человеком человека относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Если говорить о проблеме взаимопонимания партнеров по общению, то более уместным будет термин «межличностная перцепция», или межличностное восприятие. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что даже употребление самого слова «восприятие» кажется не совсем точным, так как ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное определение перцептивного процесса. В этом случае в качестве синонима «восприятию другого человека» употребляют выражение «познание другого человека» [6, с.23].
Это
более широкое понимание
В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.
Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции:
Структура межличностного восприятия обычно описывается как трёхкомпонентная. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы. Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.д. Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации [3].
Итак,
можно сделать
вывод, что потребность
в общении является
врождённой и в ходе
общения происходит
не только передача
информации в ходе межличностного
взаимодействия, но
и восприятие физических
характеристик объекта,
его поведенческих характеристик,
на основе которых выстраивается
совместная деятельность,
и осуществляется самопознание.
Структура межличностного
восприятия включает
в себя: субъект межличностного
восприятия, объект
межличностного восприятия
и сам процесс межличностного
восприятия.
2.
Основные теории межличностного
познания в зарубежной
и отечественной психологии
Познание человека человеком является важной составляющей в процессе межличностного общения и, в свою очередь, объединяет такие психические функции психики человека как внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, актуализацию, идентификацию и т.п.
Немаловажное значение в процессе познания человеком других людей имеет и познание самого себя. Также как и наоборот. На взаимосвязь самопознания и самовосприятия с восприятием нас и нами других указывает Даниэль Вегнер: «Хотя различные описания саморефлексии имеют много противоречий (Кулей, Дюваль и Уикланд, Гоффман, Джеймс, Мид, Роджерс, Салливан), они схожи в основной мысли: вы познаете себя как объект в мире только потому, что другие люди осознают вас, или осознавали в прошлом. Если бы вы не были способны усвоить представления других в отношении вас, вы не были бы способны к саморефлексии; вы не имели бы самоопределения. Это может звучать странно: безусловно, мы можем думать о себе приватным образом, независимо от того, как другие воспринимают нас. Но только потому, что со временем, мы интерелизовались - приняли за собственные - представления других. Из этой идеи вытекает то, что самопознание является продуктом социального взаимодействия» [11, с.132].
Итак, говоря о состоянии проблемы социального познания в зарубежной психологии, рассмотрим краткую ретроспективу исследования этого вопроса.
Первым исследователем познания и понимания человека человеком (в плане межличностного восприятия), по мнению Н.Н. Ершовой, был Аристотель. Именно он поставил проблему значения эмоций и их правильной оценки в человеческом общении, затем в течение многих веков до Дарвина этот вопрос не привлекал внимания философов и психологов. Работа Дарвина, в которой он раскрывал процесс выражения эмоций у человека и животных стимулировала исследования таких психологов, как Титчнер, Боринг, Вудвортс и др. В 1947г. американским психологом Д. Брунером был предложен термин социальной перцепции, который в первоначальном употреблении обозначал зависимость перцептивных процессов от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, ожиданий.
Позднее
этот термин получил второе значение
как область социально-
В зарубежной психологии аспекты познания себя и другого отражены в
концепциях самоактуализации, я - концепции, образа «Я» (Р.Ассаджиоли, Р.Берне, Э.Берн, Г.Оллпорт, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм). Важность исследования восприятия человека подчеркивает Дэвид Крич: «Фундаментальная значимость восприятия для социальной психологии проявляется тогда, когда мы приходим к тому, что вся моральная деятельность человека сформирована его личной концепцией мира. Это ставит две основные проблемы перед социальным психологом: описание социального мира субъекта восприятия и личных особенностей воспринимающего для понимания и открытия общих принципов восприятия и познания» [11, с. 106]. Он же указывает на зависимость восприятия человека от направленности его мышления: «Полицейский, социальный работник, политик и иностранный турист, проходя через один и тот же район, не только по-разному объясняют то, что они видят, но в действительности и воспринимают разные объекты. Направление мышления воспринимающего иногда имеет огромную важность в детерминации выборочного восприятия» [3, с.157].
Информация о работе Психология межличностного восприятия: гендерный аспект