Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

Общение людей происходит в разнообразных группах. Под груп¬пой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее

Содержание

1. Психология малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, их краткая характеристика…….2-8
2. Психологическое воздействие интерьера предприятия торговли………9-13
3. Стили решения конфликтов……………………………………………...14-18
4. Как помочь себе в ситуациях аффекта и фрустрации ? ……………….19-24
5. Составить рекламу своему предприятию с учётом психологических требо-ваний……………………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Контрольная психология 4 курс (2 сесия).docx

— 61.54 Кб (Скачать)

Такой подход рекомендуется  использовать в описанных ниже ситуациях:

  • решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;
  • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • у вас есть время поработать над возникшей проблемой;
  • вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;
  • вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;
  • вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
  • обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

  Обе стороны должны затратить на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, однако, он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях.

Стиль компромисса: представляет собой путь разрешения конфликтной ситуации, при котором предпринимаются усилия для того, чтобы разобраться в позиции противоположной стороны, найти в ней то, что можно и нужно принять, пусть не полностью, с оговорками. Компромисс предполагает доброжелательное отношение конфликтующих сторон. Если конфликтующие стороны начинают взаимодействовать друг с другом, продемонстрировав намерение добиться компромисса, это хорошее начало разрешения конфликта, сведения до минимума отрицательных эмоций и других нежелательных форм проявления конфликта.

Умение принимать  компромиссные решения считается ценным качеством, однако компромисс не во всех конфликтных ситуациях является лучшим выходом из них.

Типичные случаи:

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы; 
  • вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени или потому, что это более экономичный эффективный путь;
  • вас может устроить временное решение;
  • вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;
  • другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
  • компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, нежели все потерять.

  Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению, с кем-то, вам следует начинать с выяснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов. 
 
 
 
 
 
 

4.  Как помочь себе  в ситуациях аффекта и фрустрации?

     Эмоции представляют собой один из немногих факторов внутренней жизни человека, которые легко обнаруживаются и довольно тонко понимаются другими людьми. Эмоции играют огромную роль в жизни каждого человека.                         На все, что нас окружает в мире, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим. Компоненты эмоциональной сферы образуют сложную взаимосвязанную систему. Каждая из составляющих эмоциональной сферы имеет свои специфические функции и роль в жизнеобеспечении человека. В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей да также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности. Это - удовольствие, радость, восторг, любовь и т.п. Вторую группу составляют те чувства и эмоции, которые выражают отрицательную реакцию человека на что-либо. Это - боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т.д. Таким образом, положительные эмоции - это приятные для человека чувства, отрицательные - неприятные. Но некоторые переживания настолько сложны, многогранны, что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным. В таких случаях говорят о двойственности чувств. Так, один и тот же человек может одновременно любить и ненавидеть, если испытывает чувство ревности. Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Одного воспринимают как жизнерадостного человека, другого - как мрачного, всегда недовольного. Речь идет о преобладании того или иного настроения человека.

      Аффект - (лат. affects - душевное волнение, страсть) эмоциональное состояние, противоположное настроению, сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием). Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, ею разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая и результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией. Человек теряет власть над собой, не контролирует свои действия. Аффект возникает внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя длительный след в виде общего нервного потрясения. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство царем Иваном Грозным своего сына. Часто человек попадает в состояние аффекта из-за собственной безответственности и ощущения безнаказанности. Главное в предупреждении аффекта - чувство ответственности перед собой и окружающими людьми.

   Как недопустить аффект:

  • отрегулировать дыхание;
  • больно себя ущипнуть;
  • резко развернуться и уйти;
  • резко встряхнуть головой;
  • сделать несколько глотков воды;
  • начать считать с закрытыми глазами слыша только свой голос.
 

   Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда.. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором. Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, при этом зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация. Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.

      Как справиться со стрессом:

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса — полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его — суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения — доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим, еще большим горем — «а другому гораздо хуже», позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград». Надо, подобно лисице из басни, сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо». Один из лучших способов успокоения — это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

   К понятию стресса близко и понятие фрустрации.   Фрустрация (лат. frustratio - обман в ожиданиях, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от встречи непреодолимого препятствия на пути человека к значимой цели. Фрустрация  —  эмоциональное состояние человека, возникающее при наличии реальных или воображаемых преград на пути к цели, которые он воспринимает как очень трудные или непреодолимые. В поведении человека появляются гнев, агрессивность либо чувства безысходности, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к самоубийству. Фрустрация переживается как напряжение» тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

  Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его). В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения  лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Часто говорят, что фрустрация — это обида на самого себя. Человек теряет веру в свои способности, у него «все валится из рук». Нередко фрустрация возникает у людей, не способных учиться на собственном опыте, не могущих признать правоту окружающих. Напротив, они склонны искать в окружающих людях виновных в постигшей их неудаче. Найдя такого «виновного», считают его причиной своей апатии и обрушивают на него свою раздражительность, агрессивность.

   Самое эффективное средство противодействия фрустрации - оптимизм. Оптимист - это тот человек, который попадая в грязь, уверен, что она лечебная. Известный кардиолог Элиот сформулировал на этот счет два правила:

   первое - не обращайте внимания на мелочи;

  второе - всё в жизни - мелочи.

Для создания оптимального эмоционального состояния нужны: 1) правильная оценка значимости события; 2) достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию; 3) полезно заранее подготовить отступательные запасные стратегии — это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.  Составить рекламу  своему предприятию  с учётом психологических  требований.

     Тема рекламы актуальна очень давно, потому как именно благодаря ей люди узнают о том, что нового появилось на потребительском рынке. Реклама помогает получить определенную характеристику, оценку товара, сообщить о главных качествах рекламируемого продукта.

      Психолог помогает разработать такую рекламу, чтобы не просто воздействовать на человеческий разум, но еще, что самое главное, на чувства.  Реклама должна нравиться человеку, после нее должен остаться мягкий осадок от увиденного, должен запомниться звучный и лаконичный лозунг. Человек не будет осознавать, что реклама уже работает с его внутренним миром. Но через некоторое время подсознание сделает свое дело. Человек начинает задумываться о предоставляемом товаре, об услугах компании. При разговоре на аналогичные темы автоматически всплывает информация об увиденном, потому что она оставила положительный отпечаток, и люди начинают проявлять интерес.

   Основной психологический метод воздействия, ссылки на который наиболее часто можно встретить в литературе по психологии рекламной деятельности — это внушение. Под внушением следует понимать прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом восприятии информации. 

   Многие рекламисты обращают внимание на то, что подражание в рекламе оказывается наиболее эффективным в тех случаях, когда рекламируется то, что является для человека престижным, например, что он покупает с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность.

Информация о работе Психология малых групп