Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

Общение людей происходит в разнообразных группах. Под груп¬пой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее

Содержание

1. Психология малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, их краткая характеристика…….2-8
2. Психологическое воздействие интерьера предприятия торговли………9-13
3. Стили решения конфликтов……………………………………………...14-18
4. Как помочь себе в ситуациях аффекта и фрустрации ? ……………….19-24
5. Составить рекламу своему предприятию с учётом психологических требо-ваний……………………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Контрольная психология 4 курс (2 сесия).docx

— 61.54 Кб (Скачать)

2.  Психологическое  воздействие интерьера  предприятия торговли.

    В торгово-технологической практике под дизайном подразумевается сочетание в торговом оборудовании эстетики с целесообразностью. Это означает, что для создания хорошего настроения у покупателя и продавца и соответственно поддержания благоприятного климата магазина торговое оборудование должно быть легким, простым, но вместе с тем прочным, надежным, стабильным, свидетельствующим о солидной репутации магазина. Должны быть исключены возможные элементы безвкусицы. Эстетика торгового оборудования, технической оснащенности магазина положительно влияет на психологический климат. Современные холодильные машины, торговые автоматы, усовершенствованные весы, подъемно-транспортные механизмы, машины для нарезки продовольственных товаров, новейшей конструкции кассовые аппараты — все оборудование обеспечивает эстетическую привлекательность торговых помещений и благоприятную атмосферу взаимоотношений  участников  торгового процесса.

Выкладка товара должна быть хорошо обозримой, наглядной, доступной для покупателя (нельзя говорить о доступности товара, если он закрыт от покупателя стеклом). Открытая выкладка с учетом свободного подхода к ней обеспечивает непосредственный контакт покупателя с товаром.

Преимущества  открытой выкладки имеют психологическое  обоснование. Доступ товара создает  условия для полноты его восприятия, свобода движения взгляда в зрительном восприятии, движения руки в осязательном восприятии, возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело, занимая наилучшее положение по отношению к воспринимаемому объекту.

Емкость зала зрительно  расширяется, если для выкладки товара используются стены торгового зала (стеллажи с товарами занимают пространство по вертикали у стен торгового зала). В просторном помещении больше возможностей для зрительного восприятия.

Вновь поступившие, неизвестные еще покупателю товары следует помещать на первом плане выкладки так, чтобы все остальные товары создавали фон для восприятия нового предмета.

  На благополучие психологического климата магазина влияет  также цветовое решение интерьера. Психологическое влияние "цветового климата" на человека лежит в основе художественного оформления интерьера магазина. Цвет может придать предмету легкость (бежевый на черном фоне) или утяжелить его (бежевый на белом фоне); увеличить предмет (серый на темно-сером фоне) или уменьшить его (серый на бледно-голубом); спрятать (черный на черном) или показать (черный на белом); удлинить или укоротить (зеленая стена кажется выше красной); создать впечатление яркой освещенности (если выкрасить заднюю стену торгового зала в желтый или оранжевый цвет). Таковы закономерности иллюзии восприятия цветосочетания.

Влияние цветового  решения торгового помещения  на благополучие психологического климата магазина зависит от психофизиологического воздействия цвета, его оттенков, тональности или контрастности цветового решения. Цвет может "согреть" (цвета, находящиеся в левой части спектра: красный, оранжевый, желтый — теплые, они напоминают раскаленный металл, солнце, огонь) или "охладить" (правая часть спектра - голубой, зеленый, синий, фиолетовый — холодные цвета, их можно сравнить со снежной лавиной, водопадом); вызвать повышенные эмоциональные реакции (красный цвет увеличивает кровяное давление и ритм дыхания) или успокоить (голубой снижает ритм дыхания, замедляет пульс); вызвать радость, улучшить настроение (очень яркий оранжевый ускоряет пульсацию крови) или опечалить (темно-синий, фиолетовый действуют угнетающе).

  Цвет может повышать работоспособность, улучшать эмоциональное состояние, снижать утомление. Но он может и понизить работоспособность, вызвать отрицательные эмоции, раздражительность, физиологически мы отдаем предпочтение одному цвету перед другим.

  Изучение особенностей цветового решения интерьера магазина — одна из важных проблем технологии торговли. Сегодня с помощью цвета технологи решают вопросы оздоровления микроклимата торгового помещения, руководства направлением покупательского потока в магазине, эффекта доверия к качеству продуктов и другие не менее важные и актуальные вопросы. Цветовое решение интерьера — основной эмоционально-эстетический фактор.

  Восприятие цвета зависит от регулируемого освещения: предметы получают окраску в результате падающего на них света (в темноте цвет не виден). Освещенность зала и рабочих мест в торговом помещении должна создавать благоприятную обстановку для торгового процесса. Правильное освещение снимает зрительное напряжение, создает оптимальные (наиболее приемлемые) условия для восприятия товара, улучшает экспозицию товара, служит составной частью рекламных средств, выступает в качестве декоративного элемента — словом, влияет на повышение производительности труда и улучшение качества работы продавца.

Правильное естественное (солнечное) освещение торгового  зала достигается 

соотношением  площади окон и площади пола (не менее чем 1:8). Естественное освещение - важное условие нормализации работоспособности. Установлено, что при естественном освещении производительность труда повышается приблизительно на 10%. Но естественный свет изменчив. Он зависит от состояния неба, наличия в атмосфере водяных паров, пыли и углекислого газа. Световой день зависит от времени года, он не совпадает с рабочим днем продавца. Наряду с естественным в торговых помещениях вводится искусственное освещение. Правильное искусственное освещение (электрическое или люминесцентное) достигается совмещением системы общего освещения с местным (для каждой секции, для каждой рабочей зоны). При этом рабочие места продавцов, кассиров, контролеров-кассиров, а также витрины и оборудование с выложенным на нем товаром должны освещаться в 1,5—2 раза ярче, чем торговый зал. При определении рационального освещения необходимо учитывать степень коэффициента отражения света различными цветами: меньший коэффициент отражения у черного, темно-зеленого, темно-коричневого, темно-синего цветов, больший — у белого, светло-розового, светло-желтого. Следовательно, темные поверхности требуют большей освещенности. Правильное освещение — это такое качество освещения, при котором отсутствуют яркие блики, резкие тени, слепящие источники света. Свет, то приглушенный, то яркий, должен освещать товар так, чтобы подчеркнуть его выигрышные стороны.

    На создание благоприятного психологического климата торгового помещения влияют акустика зала и элементы музыкального оформления. Акустика торгового зала — это звуковые условия помещения. В торговом зале много источников шума: холодильные установки, транспортное оборудование, вентиляционная система, кассовые аппараты, покупатели (их шаги, голоса, эмоциональные реакции). Этот шум неизбежен, но он должен быть умеренным, приглушенным. Резкий продолжительный шум приводит к переутомлению, способствует развитию неврозов, отрицательно действует на сердечнососудистую систему, настроение покупателей, работоспособность продавцов.

В качестве акустических средств уменьшения звука используют звукопоглощающие материалы, виброизоляцию оборудования, периферическое звукопоглощение воздуховодов. Тихая мелодичная музыка в сочетании с приятным цветосветовым оформлением интерьера торгового помещения создает уют и комфорт в магазине, обусловливает хорошее настроение у продавцов и покупателей.

 Немаловажное влияние на эстетическую привлекательность торговых помещений оказывают температура и влажность воздуха в торговом зале. Для торгового помещения благоприятна температура воздуха от 14 до 17°С при относительной влажности 60-80%. Микроклимат торгового помещения, соответствующий санитарным и строительным нормативам и правилам, устанавливается и регулируется системами приточно-вытяжной вентиляции. Вентиляция обеспечивает подачу на рабочие места свежего, чистого воздуха и удаление из помещения излишней влаги и тепла.

 На эстетическую привлекательность торгового помещения влияет также его санитарно-гигиеническое состояние. Эстетика художественного оформления интерьера магазина требует чистоты и порядка в зале. Следы пыли и грязи на товарах и торговом оборудовании производят угнетающее впечатление, отрицательно действуя на покупателя. Чистота и безукоризненный порядок в значительной мере создают торговую репутацию магазину.

Все перечисленные  факторы влияют на благополучие психологического климата магазина, служат нормализации межличностных контактов в торговом общении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  Стили решения  конфликтов.

  В наше время, когда возможности личности расширяются и соответственно увеличиваются требования к ней, навыки эффективной коммуникации (владение словом, искусство ведения беседы, навыки ведения переговоров, в том числе и по решению спорных проблем) считаются естественными и обязательными для любого воспитанного и образованного человека, а для многих — и профессионально необходимыми.   Используются пять способов разрешения конфликтов.

Стиль конкуренции: Вы стараетесь, в первую очередь, удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества, и если воля ваша достаточно сильна, то вам это удается.

Это может быть эффективным стилем в том случае, если вы обладаете определенной властью: вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них. Однако это не тот стиль, который вы хотели бы использовать в личных отношениях.

Вот примеры  тех случаев, когда следует использовать стиль конкуренции:

  • исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
  • решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;
  • вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
  • вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;
  • вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.

Когда вы используете  этот подход, вы можете быть недостаточно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат.

Стиль уклонения: это, по сути, уход от конфликта с помощью такого поведения, когда человек старается не попадать в ситуации, чреватые конфликтами, например не участвует в спорах и дискуссиях, старается придерживаться точки зрения большинства при обсуждении на совещаниях каких-либо вопросов, не вдаваясь в их содержание. Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию.

Типичные ситуации, в которых рекомендуется применять  стиль уклонения:

  • напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала;
  • исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;
  • у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
  • вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
  • вы хотите выиграть время, может быть, для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;
  • ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;
  • у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
  • вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему;
  • пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

Стиль приспособления: Он означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для вас. Он неподходящ, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами.

Наиболее характерные  ситуации, в которых рекомендуется  стиль приспособления:

  • вас не особенно волнует случившееся;
  • вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
  • вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;
  • вы понимаете, что правда на вашей стороне;
  • у вас мало власти или мало шансов победить;
  • вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку.

Стиль сотрудничества: Вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараясь при этом сотрудничать с другим человеком. Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затрачивать некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд, чтобы разработать способ удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

Информация о работе Психология малых групп