Психология любви

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

В жизни любого человека слово «любовь» имеет не последнее значение. И в древности, и в средние века и в современное время люди пытались дать определение этому слову. Конфуций говорил, что любовь это«начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек», Л. Толстой считал, что «любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается», а М. Брэддон - «любовь - это светильник, озаряющий Вселенную; без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек - в пригоршню пыли».

Работа содержит 1 файл

Психология любви.docx

— 60.77 Кб (Скачать)

Убеждение человека в том, что его не любят, очень родственно неспособности к любви. В действительности оно является сознательным отражением этой неспособности.

То есть, у человека, который искренне любит других, не может быть никаких сомнений в том, что другие люди могут его любить.

Если тревожность является глубинной, любая предлагаемая любовь встретит недоверие и тут же возникнет  мысль, что она предлагается со скрытыми мотивами.

К примеру, если привлекательная девушка открыто проявляет любовь к невротику, последний может воспринимать это как насмешку или даже как умышленную провокацию, поскольку не верит, что данная девушка может действительно его любить.

Любовь, предлагаемая такому человеку, может не только встретить недоверие, но и вызвать определенную тревогу. Невротичный человек может испытывать чувство ужаса, когда приближается к осознанию того, что ему предлагается подлинная любовь.

Наконец, проявление любви может  вызвать страх зависимости. Эмоциональная  зависимость, как мы вскоре увидим, является реальной опасностью для каждого, кто не может жить без любви  других, и все, смутно ее напоминающее, может возбуждать против нее отчаянную  борьбу. Такой человек должен любой  ценой избегать всякой разновидности  собственного позитивного эмоционального отклика, потому что такой отклик немедленно порождает опасность  взаимности. Чтобы избежать этого, он должен удерживать себя от осознания  того, что другие являются добрыми  или полезными, тем или иным образом  ухитряться отбрасывать всякое свидетельство  расположения и продолжать упорствовать в том, что другие люди недружелюбны, не интересуются им и даже злы. Ситуация, порожденная таким образом, сходна с ситуацией человека, который  голодает, однако не осмеливается съесть ни кусочка из-за страха быть отравленным.

 

Выводом из этого может служить  то, что для человека, снедаемого базальной тревожностью и вследствие этого в качестве средства защиты стремящегося к любви и привязанности, шансы получить эту столь страстно желаемую любовь и привязанность крайне неблагоприятны. Сама ситуация, которая порождает эту потребность, препятствует ее удовлетворению.

 

Ревность.

 
Ревность существовала во все времена, люди никогда не переставали  ревновать друг друга. Трудно отрицать тот факт, что возникновение ревности практически всегда вызвано страхом  потери или чувством собственничества. Люди отстаивали право на свою «собственность» на дуэлях, убивали изменивших партнеров. В наши дни жестокие расправы встречаются крайне редко, общественные нравы смягчились, но насилие чувствами все равно продолжают испытывать на себе миллионы людей. Ревность – чувство очень живучее, искоренить ее практически не возможно, однако ее вполне можно попытаться «приручить». 

Сильную ревность, как правило, испытывают две категории людей – это  либо неуверенные в себе люди, зависимые  от партнера, либо напротив, люди самодостаточные  настолько, что считают другого  человека своей собственностью.

Во многом чувство ревности оправдывается  и взращивается общественной моралью, стоящей на страже брака, но все же ревность – во многом детское чувство  и ее истоки  должно искать в детстве. Детская ревность всегда связана  с соперничеством, которое чаще всего  появляется между сиблингами (братьями и сестрами), каждый из которых хочет быть наиболее любимым и единственным для своих родителей. Если ребенок получает достаточно любви и внимания в семье, то, став взрослым, он легко перерастет это чувство, а вот недостаток родительского тепла, как и чрезмерное его количество, гиперопека, вполне может привести к искажениям личностного развития.

Можно уверенно говорить о том, что  ревность взрослого человека - это  некая усвоенная с детства  модель поведения: соперничество с  сиблингами;  идентификация себя с обманутым родителем, когда один изменяет другому; слишком тесные отношения в семье, когда ребенок воспринимается родителями как часть себя, и ему оставляют мало пространства для самостоятельности и собственного роста…

Патологическая ревность, известная так же как бред ревности, проявляется в том, что один из супругов контролирует каждый шаг другого  и слабо отличает свои желания  и потребности от желаний и  потребностей партнера. Практика показывает, что такие патологические формы  ревность приобретает, чаще всего, у  мужчин. Для мужчины измена жены может быть крахом его идеалов, надежд и глубоким разочарованием.

На стадии формирования бреда ревности у человека полностью исчезают сомнения в измене, подозрения сменяются уверенностью, и переубедить такого человека с  помощью объективных доводов  уже не возможно. Соответственно, и  меры борьбы с изменой приобретают  крайне изощренный характер. Так, в  своей лекции один из профессоров  психиатрии приводил пример больного алкоголизмом, страдающего бредом ревности (кстати, такое сочетание встречается  очень часто), который, уходя на работу, заставлял супругу одевать своеобразный «пояс верности», сделанный им самим  из брезента, шнурков и металлических  заклепок.

Ревность может принимать  болезненный оттенок, если она вызвана  не реальными причинами, а воображаемыми. Если человек, страдает бредом ревности, то, как правило, он не может объективно оценить свое состояние и понять, что поводы для ревности он выдумывает сам. Сила этого чувства является также показателем степени зависимости  от другого человека. Если человек  предоставляет своему партнеру полную свободу и уважает его интересы, то тем самым он в большей степени привязывает его к себе и создает более доверительные отношения. В противном случае, если же он станете контролировать каждый его шаг, то партнер начнет чувствовать его давление и будет всячески ему сопротивляться. В конечном итоге, человек получит «реакцию протеста», то есть партнер может изменить ему «из принципа», чтобы доказать свою свободу и право делать то, что он считает нужным.

Больше склонны к ревности люди изначально подозрительные, взрывчатые, с неустойчивым характером, неуверенные  в себе, имеющие психологические  комплексы, вступившие в брак не по любви, а по житейским соображениям. Кроме того, принимают ревность за единственно правильную манеру поведения  люди, которые еще в детстве  наблюдали нечто похожее в  родительской семье. Для них ревность - образ любви и отношений.

Ревность - одна из самых  сильных человеческих эмоций, граничащая одновременно и с любовью, и с  ненавистью. Интересно, что ревность свойственна лишь человеку. У животных ревности нет и быть не может, они  независимы друг от друга, они не принадлежат  друг другу.

Профессор И. Шевелев говорил, что  ревность - это «изнанка любви, черная подкладка ее белой мантии», а  С.Буфлер высказывался еще жестче: «Ревность сестра любви, подобно тому, как дьявол - брат ангелу». Ревность бывает разная, в одном случае она вызывает понимание и одобрение со стороны окружающих, в другом - презрение. Вильгейм Райх в книге “Сексуальная революция” писал о ревности: «Боль, возникающая от представления о том, что любимый партнер обнимает другого, вполне естественна. Это естественную ревность необходимо строго отличать от ревности собственника».

 Тем не менее, существует мнение, что ревность полезна для любви. Например, у уральского писателя Валерия Брускова есть афоризм: «Костер любви питается дровами ревности», а некоторые психологи вообще считают, что ревность отражает уровень притязания личности, поэтому бороться с ней вредно, ибо такая борьба снижает конкурентоспособность человека.

Скорее всего, все дело в пропорциях - ведь даже самое целительное лекарство, применяемое без меры, может причинить  вред, в то время как частицы  ядовитых мышьяка и ртути входят в состав гомеопатических снадобий. Поэтому врач И.Шевелев вывел  следующий постулат: «Ревность - яд: в малых дозах стимулирует  любовь, в больших - убивает».

Ревность - чаще всего только следствие слабости индивида (причем, нередко, слабости надуманной, воображаемой). Истоки ее таятся в заниженной самооценке, в страхе потерять объект любви.

Мотивов для ревности может быть несколько, и, прежде всего каждый человек  должен понять, какой из них лежит  в основе его личной ревности. Это  может быть, например, низкая самооценка, страх потерять любимого, обостренное  честолюбие или эгоизм.

1. Если главной опорой ревности является заниженная самооценка, то главной целью работы над собой является ее повышение. Нужно четко осознать, что нельзя принудить человека к любви. Надо постараться  определить, что больше привлекает партнера и стремиться развить в себе эти качества.

2. Если в основе ревности лежит привязанность к партнеру, замешенной на страхе потерять его, помогает повышение самооценки, но в этом случае стратегия мышления должна быть несколько иной. Человек должен отчетливо осознать свое одиночество в этом мире (одиночество, наиболее четко описанное Буддой), а связь со своим сексуальным партнером следует рассматривать всего лишь как временный этап своего личностного роста.

 

3. Третий вид ревности, замешенный на эгоизме, самый сложный для коррекции, так как человек, страдающий этой разновидностью ревности, фактически низводит своего партнера до уровня вещи, а точнее - части своего тела. Он не допускает даже мысли о том, что другой человек может любить еще кого-то, кроме него. Такой вид ревности является самым деспотичным. В этом случае, ревнивому человеку желательно по-новому взглянуть на своего партнера и разглядеть в нем личность, которая имеет право на самостоятельные поступки.

 

Сексуальные взаимоотношения.

В древнегреческой мифологии  Эрос — бог любви — воплощает  в себе и низменные страсти, вожделение, ведущее к размножению (так считал Платон), и возвышенность духа, ищущего  чистой красоты. Стремление к высшему  эросу означает подавление низшего. Отечественный ученый, создатель теории деятельности, психолог А. Н. Леонтьев утверждал, что личностное в человеке должно подавлять его биологические влечения и индивидные черты. А вот американский психолог Фридрих Перлз был убежден, что целостный, конгруэнтный образ «Я» — Гештальт — может быть гармоничным лишь в том случае, если и высшее, и низшее «Я» не стараются победить друг друга, а стремятся примириться и сосуществовать во взаимопонимании. У человека, как существа высшего порядка, сексуальная потребность в процессе культурного развития вида homo sapiens обрела новые формы проявления, иные, чем это диктует заложенный природой инстинкт. Появились связанные с необходимостью реализации этого влечения вторичные потребности — забота о внешнем виде, стремление к достижению более высокого социоэкономического статуса, желание заявить о своей индивидуальности, проявить талант, способности, чтобы привлечь к себе внимание, показать себя в лучшем свете и тем самым понравиться своему избраннику или избраннице.

 

Секс - это неосознанного влечения мужской и женской половины друг к другу. Если бы его не было, отношения их носили бы исключительно абстрактный характер и основными ориентирами в контактах между мужчиной и женщиной были бы лишь душевная близость или меркантильные интересы. Сексуальное влечение заслоняет разумный подход к выбору партнера, поэтому любовь — чувство иррациональное, над-рассудочное, непредсказуемое, но украшающее обремененную прозаическими заботами жизнь человека. В то же время сексуальность может принимать уродливые и даже опасные для жизни и здоровья формы в случае неправильного полового воспитания (или отсутствия такового вообще). Отклоняющиеся от нормы сексуальные проявления возникают также под воздействием определенной среды, в вынужденных, принижающих человеческое достоинство, обстоятельствах, а также как патология влечения у лиц с психическими отклонениями. Чем ниже культура среды, тем примитивнее реализуется сексуальное влечение. У несформировавшихся, незрелых в личностном плане подростков половой инстинкт может проявляться карикатурной сексуальной озабоченностью, которая тем меньше похожа на любовь, чем менее духовно развит подросток. И наоборот, чем выше духовное развитие человека, тем сложнее опосредуется половой инстинкт, тем дальше его проявление от примитивных, животных форм.

Секс, безусловно, играет огромную роль в гармонизации супружеских отношений. Известный психотерапевт Консторум говорил, что «в любви нет недозволенного», имея в виду, что любящие друг друга мужчина и женщина могут быть настолько смелыми и изобретательными в своих сексуальных играх, насколько им это позволяет их страсть и фантазия. Однако в наши дни то избыточное внимание, которое уделяется этой стороне отношений между мужчиной и женщиной, совсем заслонило иные весьма важные проблемы. Нередко именем «любовь» называются сексуальные контакты, в которых взаимная нежность и сострадание попросту отсутствуют.

Секс без любви —  примитивно-потребностная самореализация, сближающая человека с его предками из мира животных. Другая крайность в понимании любви, другой ее полюс, противопоставляемый сексу, — это платоническая любовь. Такого рода чувства питаются лишь тонкими нюансами взаимопонимания, сентиментальной атрибутикой любви в виде нежных писем, платка или оброненной перчатки, локона волос или засушенного цветка, хранящегося меж страниц книги, обожествление объекта любви. Такого рода отношения ближе к дружбе душевно близких людей, и чрезмерное сближение может разрушить идиллию. Поэтому дистанция в таких отношениях часто бывает оправданной, так как оберегает влюбленных от разочарований. О таких чувствах, лишенных плотской составляющей, писали многие философы и писатели: это и Платон, и Вольтер, и Руссо, и Гете.

Из этого можно сделать  вывод, что избыточный романтизм уводит от реальности, а излишний реализм оборачивается цинизмом.

Гармоничная любовь включает в себя секс как один из многогранных аспектов сложного переживания, как  заключительный аккорд приступа взаимной нежности двух влюбленных. Иначе —  это простое физиологическое  отправление и называть его любовью  было бы сильным преувеличением.

 

Психосоциальные факторы сексуальных отношений.

Биологические аспекты у человека тесно переплетаются и взаимодействуют с психологическими факторами. Одной из таких областей является ядерная половая (гендерная) идентичность и полоролевая идентичность. У людей ядерная половая идентичность (Столлер 1975г), то есть ощущение принадлежности к женскому или мужскому полу, определяется не биологической природой, а тем, как воспитывается ребенок до двух-четырех лет — как девочка или как мальчик. Мани (1980, 1986, 1988; Мани и Эрхардт, 1972) и Столлер (1985) в своих работах приводят в пользу этого убедительные данные. Точно так же полоролевая идентичность, то есть принятая в том или ином обществе норма поведения, типичная для женщин и мужчин, тесно связана с психосоциальными факторами. Более того, психоаналитические исследования доказывают, что выбор сексуального объекта — мишени сексуального желания — также в наибольшей степени зависит от социально-психологического опыта, приобретенного в раннем детстве. Ниже приводится мой обзор данных относительно наиболее явных корней этих составляющих сексуального опыта человека. Полоролевая идентичность: специфические психологические установки и способы межличностного поведения — основные модели социальных интеракций и специфические сексуальные проявления — характеристики, присущие мужчинам или женщинам и таким образом разделяющие их. Доминирующий выбор объекта: выбор сексуального объекта — гетеросексуального или гомосексуального — может характеризоваться широким спектром сексуальных взаимодействий с данным объектом влечения или ограничиваться определенной частью человеческого тела, а не человеческим существом и неодушевленным предметом. Степень сексуального желания находит выражение в сексуальных фантазиях, откликаемости на внешние сексуальные стимулы, желании сексуального поведения и физиологического возбуждения половых органов.

Информация о работе Психология любви