Психология любви

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

В жизни любого человека слово «любовь» имеет не последнее значение. И в древности, и в средние века и в современное время люди пытались дать определение этому слову. Конфуций говорил, что любовь это«начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек», Л. Толстой считал, что «любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается», а М. Брэддон - «любовь - это светильник, озаряющий Вселенную; без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек - в пригоршню пыли».

Работа содержит 1 файл

Психология любви.docx

— 60.77 Кб (Скачать)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

__________________________________________________________________

Факультет прикладной психологии

Кафедра________Общей и дифференциальной психологии____________

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Психология любви

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2курса

дневной формы обучения

Чалкина Наталья

Владимировна

 

 

 

 

Научный руководитель___________

_______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

2011г

 

Оглавление

 

Введение

В жизни любого человека слово «любовь» имеет не последнее значение.  И в древности, и в средние  века и в современное время  люди пытались дать определение этому  слову.  Конфуций говорил, что любовь это «начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек»,  Л. Толстой считал, что «любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается», а М. Брэддон - «любовь - это светильник, озаряющий Вселенную; без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек - в пригоршню пыли».

Любовь – это головоломка, которую веками пытались разгадать писатели, поэты, богословы и философы. До недавнего времени считалось, что исследовать любовь пристало скорее художникам, чем ученым. Существуют свидетельства того, что чувство страстной любви знакомо всем культурам.

Люди считают, что любить просто; трудно найти подходящий объект, чтобы  любить его или быть им любимым, однако люди никогда не считали любовь делом неважным. Они ее  жаждут,  они смотрят  бессчетное количество фильмов о  счастливых и несчастливых любовных историях, они слушают сотни песен о  любви,  но едва ли кто-нибудь действительно думает, что существует какая-то необходимость  учиться  любви.

Актуальность данной темы состоит  в том, чтобы раскрыть само понятие  любви, того, что с ней связано

В психологии предпринимались неоднократные  попытки исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонентов с различными характеристиками личности. Наиболее важным из полученных результатов является установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе.

 

Этот и ряд других аналогичных фактов, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психологического консультирования.

 

1.1 Понятие любви.

Определений понятия «любовь» существует бесчисленное множество, индивидуальных для каждого человека и связанных  с его личными переживаниями  и эмоциями.

Рей Шорт профессор социологии университета Висконсин в Платтевилле:

«Любовь существует тогда, когда ваши сильные нежные чувства к другому человеку уравновешены разумом и глубоким уважением. Суждения о человеке совершенно объективны и рациональны. Любовь ассоциируется с чувством самоуверенности, доверия и безопасности.»

В психологическом словаре-справочнике по возрастной и педагогической психологии под ред. Гамезо М.В. дается следующее определение:

Любовь – термин, выражающий несколько разных психических явлений: любовь к детям; любовь к матери и Родине; половая любовь; любовь как предпочтение; условно-рефлекторная любовь.  Общее у этих психических явлений – их эмоциональная основа, переходящая у человека в чувство, и отнесенность к конкретному объекту, вызывающему стремление общаться с ним или воспринимать его. В высшем проявлении любовь связана со стремлением жертвовать собственным благополучием ради объекта любви.

Эрих Фромм (классическая работа которого "Искусство любить" 1956г,) считал, что любовь исполнена смысла лишь тогда, когда она не препятствует полному самовыражению. Любовь Фромм определял как "союз, при котором сохраняется цельность и индивидуальность человека" и отмечал, что парадокс любви состоит в том, что два человека, "становясь одним целым, все же остаются двумя разными людьми".

Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и др., переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви — как  чисто психологического феномена (в  нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе  материнскую, братскую, детей к родителям, хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная). Термин "любовь" употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи...   То есть это не столько взаимоотношения с конкретным человеком, сколько, прежде всего отношение, ориентация личности, определяющая связи человека с миром как целым, а не с одним «объектом» любви. Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным – это не любовь, а симбиотическая привязанность или расширенный эгоизм. Однако, многие считают, что любовь состоит именно в наличии объекта, а не в способности любить.

Более того, некоторые полагают даже, что, если человек любит лишь свою «возлюбленную» («возлюбленного), это  доказывает силу его (ее) любви. Не понимая, что любовь – это активность, энергия души, многие полагают, что необходимо лишь найти правильный объект любви, а дальше все пойдет само собой.

В качестве же родового понятия любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью - от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

Слитность сексуальной потребности  индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого.

Это обстоятельство послужило одной  из причин того, что разные философские  и психологические направления  допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс), либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (платоническая любовь).

 

Типы любви.

Если утверждать, что любовь –  это ориентация, которая распространяется  на всех, а не на одного, нельзя сказать, что между разными типами любви нет различий, они определяются объектом любви зависимыми от видов любимого объекта.

Э. Фромм выдвинул свою типологию, состоящую из братской (сиблинговой) любви, материнской, эротической, любви к себе, любви к Богу.

  • Братская любовь (сиблинговая)

Является наиболее основополагающим видом любви, лежащим в основе других . Это чувство ответственности, забота, уважение, понимание любого другого человека, стремление помогать ему в его жизни. Братская любовь – это любовь ко всем людям; для неё типично именно отсутствие исключительности, это любовь равных.

  • Материнская любовь.

Это безусловное утверждение  жизни и потребностей ребенка. Поддержание  жизни имеет два аспекта: один – это забота и ответственность, абсолютно необходимые для обеспечения  жизни и развития ребенка. Но другой аспект касается более важных проблем, чем просто сохранение жизни. Мать должна внушить ребенку  любовь к жизни. Материнская любовь к жизни столь же заразительна, как и ее тревога. И то, и другое сильнейшим образом влияет на всю личность ребенка.

  • Эротическая любовь.

Это стремление к полному  слиянию, единению с единственным другим человеком. По своей природе она  исключительна, не всеобща; кроме того, это, судя по всему, наиболее обманчивый тип любви. Для эротической любви  характерна исключительность объекта, отсутствующая в братской и материнской  любви. Эротическая любовь имеет  свойство исключительности, но она  любит в другом человеке все человечество, все живое. Ее исключительность означает только, что я могу полностью и  страстно слиться с одним человеком. Эротическая любовь к другим только в смысле эротического слияния, полной отдачи во всех жизненных проявлениях, но отнюдь не в смысле глубокой братской любви.

  • Любовь к себе

Фромм считал, что любовь  к своему собственному "я" нераздельно связана с любовью к любому другому существу.

Не только  другие,  но  и  мы сами являемся объектами наших  чувств  и установок. Установки  по отношению к другим и по отношению  к самим себе не только далеки от  противоречия, но основательно связаны. В плане обсуждаемой проблемы  это означает:  любовь  к  другим и  любовь к  себе  не составляют  альтернативы.

Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому. "Разделение труда" как называл  это Уильям Джеймс, при  котором  человек  любит свою семью, но не  испытывает никакого чувства к "чужому", означает принципиальную неспособность  любить.

 Любовь  к  людям   является   не  следствием,  как  часто   полагают,  а

предпосылкой любви к какому-то  определенному человеку, хотя генетически  она выражается в любви к отдельному индивиду.

 Из этого следует, что собственное  "я" должно быть таким  же объектом

любви,  как  и  другой  человек.  Утверждение собственной  жизни

счастья, развития, свободы  коренится  в моей собственной способности  любить, т. е. в заботе, уважении, ответственности  и знании. Если индивид в состоянии  любить созидательно,  он любит также  и себя если он любит только других, он не может любить вообще. 

  • Любовь к Богу.

Религиозная  форма  любви, которая  называется любовью  к Богу,  в  психологическом смысле  не является чем-то  отличным.   Она  тоже   берет   начало  в   потребности   преодолеть отчужденность и достичь  единства. 

Природа  любви человека к Богу  соответствует природе  любви  к  человеку, и  далее, действительный характер его любви к Богу и  человеку часто  остается бессознательным, будучи скрыт и рационализирован  более зрелой  мыслью о том, что  есть  его любовь.

Далее, любовь к человеку, хотя непосредственно  она вплетена в его  отношения  со  своей  семьей, в  конечном счете  определяется  структурой  общества,  в котором   он  живет.  Если  социальная   структура  основана  на  подчинении авторитету  -явному авторитету, анонимному  авторитету рынка и общественного мнения,  - его  понятие  Бога  по необходимости  оказывается инфантильным  и далеким от зрелости, зерна  которой можно  найти в  истории монотеистической религии.

 

Динамика отношений по Кэмерону-Бендлеру

По Кэмерону-Бендлеру  динамика отношений в романтической любви состоит из 7 последовательных этапов:

1. Привлечение – этап формирования и обмена невербальными знаками взаимного интереса. На этом этапе каждый из партеров проверяет степень соответствия поведения другого своим критериям привлекательности. Если демонстрируемое поведение удовлетворяет этим критериям (интеллектуальность, благородство, щедрость, чувство юмора, надежность и др.), то принимается решение: данный человек является привлекательным. Поскольку часто партнеры демонстрируют «фасадное» (или желаемое) поведение, то соответствие достигается достаточно легко. Эмоциональное переживание партнеров находятся в зоне ярко выраженных положительных эмоций.

 

2. Увлеченность – этап, который наступает в том случае, если поведение партнера отвечает критериям привлекательности в течение некоторого времени. Партнеры продолжают часто встречаться, возможно, вместе живут, а может уже поженились. Переживания партнеров также соответствует зоне положительных эмоций. Этот этап основан на иллюзиях относительно свойств партнера, его потребностей и возможностей. Некоторые отношения, сложившиеся на иллюзиях, могут продолжаться достаточно долго, но обычно заканчиваются неудовлетворенностью.

 

3. Привыкание – переживание привычности, снижение ощущения новизны отношений. Те качества, особенно черты внешности, которые были источником восхищения, воспринимаются как должное. Эмоции соответствуют нейтральной зоне.

 

 4.Ожидание – этап отношений, на котором партнеры начинают обнаруживать, что существует различие между идеальным образом, созданным фантазиями увлеченного человека, и реальным образом, обнаруженным в результате наблюдений за поведением партнера. Партнеры пристрастно отмечают друг в друге моменты отсутствия желаемого поведения и фиксируются на негативных ожиданиях. Особенно жесткими такие ожидания становятся в области сексуальных отношений. На смену проекциям приходит ясное видение реальности, и если рассогласование значительное, то наступает разочарование.

 

5. Разочарование – этап, в течение которого партнеры переживают массу негативных эмоций – обиду, гнев, ощущение обмана. Психологическим содержанием этого этапа является окончательная трансформация позитивного образа партнера в негативный. Здесь надо отметить, что если партнеры, находящиеся на данном этапе развития отношений, вспоминая начало своего романа, способны переживать положительные эмоции и желать, чтобы «все было, как раньше», то возможна терапия отношений; если нет, то терапия бессмысленна. Таков эмпирический критерий Л. Кэмерон-Бендлер (1993) целесообразности психотерапии партнерских отношений.

 

6.Достижение порога – период, когда у одного или обоих партнеров возникает уверенность в том, что отношения окончены и нет смысла сохранять их далее. После принятия такого решения происходит проверка его правильности и принятие окончательного решения.

 

7.Разрыв отношений – действия, направленные на то, чтобы больше никогда не видеть партнера. Наиболее часто при обдумывании отношений один партер уверен в полной виновности другого. Такие партнеры с наибольшей вероятностью будут повторять подобные опыты, не меняясь психологически. Некоторые партнеры, несмотря на убежденность в том, что отношения разрушены, продолжают оставаться вместе. Их совместная жизнь обычно строится на основании соглашения об ограничении общения перечнем поверхностных, бытовых тем. Подавленные эмоции этих партнеров будут приводить к депрессивным состояниям, а также к психосоматическим заболеваниям. Причинами, которые вынуждают партнеров принимать такие решения, могут служить отсутствие альтернативы, боязнь провала новых отношений, ответственность за детей и обязательства перед ними.

Информация о работе Психология любви