Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение психологии личности работника и труда.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
рассмотрена психология личности как объекта управления;
выявлены психологические требования к личности в трудовой деятельности;
охарактеризовано поведение личности в группе;
выявлена роль психологических особенностей личности.
Введение 3
1. Психология личности работника как объекта управления 7
2. Психология личности работника и труд 13
2.1. Психологические требования к личности в трудовой деятельности 13
2.2. Социально-психологические феномены поведения личности в группе 16
3. Влияние особенностей темперамента личности на успешность в профессиональной деятельности 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Меланхолик может успешно справляться с однообразной деятельностью, однотипность решаемых задач создаёт у него ощущение душевного комфорта, монотонность не утомляет. В то же время работа с людьми, общение в постоянно изменяющихся условиях, необходимость быстро принимать решения представителей данного типа темперамента «выбивают из седла» - с подобными задачами меланхолик успешно справляться не может.
Сангвиник — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
У сангвиников возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны.
Сангвиник может успешно справляться с широким кругом разнообразных профессиональных задач. Недаром этот тип темперамента И.П. Павлов назвал «счастливым». Сангвиник хорошо ориентируется в быстро меняющейся обстановке, способен оперативно принимать взвешенные и обдуманные решения, в то же время однообразная деятельность сангвиника быстро утомляет, особенно в том случае, если результат не обнаруживается сразу.
Флегматик — субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью и невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.
Флегматику присущ сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы.
Флегматик обычно сложнее усваивает новые навыки, чем индивид сангвинического темперамента, однако приобретённые профессиональные умения у флегматика закрепляются прочно и на долгое время. Флегматика отличает тщательность и скрупулёзность в выполнении порученной работы, склонность к точному соблюдению должностных инструкций что может быть особенно важно, например, на производствах с повышенными требованиями к технике безопасности (склады горючих, взрывчатых веществ, объекты атомной промышленности и т.д.).
Холерик — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
Холерик постоянно пытается «выплеснуть» свои эмоции наружу. Индивиды данного типа темперамента достигают успехов в профессиональной деятельности, связанной с необходимостью поддерживать высокий эмоциональный накал, «заряжать» окружающих своими эмоциями: артисты, музыканты, спортивные комментаторы. Холерик может вдохновлять, в том числе и личным примером (с энтузиазмом берётся за всё новое), что особенно важно для руководителя, однако как руководитель холерик часто бывает вспыльчив, несдержан, из-за чего с трудом вписывается в коллектив, часто не может найти с людьми общего языка.
В последние годы все больше внимания уделяется деятельности по управлению персоналом. Этому есть вполне объяснимые причины. Во-первых, старые, административные формы управления во многом себя исчерпали, что заставило искать новые подходы к работе с людьми. Во-вторых, переход к рыночной экономике, внедрение новых форм собственности заставило искать новые резервы роста эффективности предприятий и организаций. Во многом эти резервы скрыты в «человеческих ресурсах» управления и организаций. В-третьих, улучшается научная и методическая основа работы с персоналом. Публикуются работы, которые позволяют повысить эффективность деятельности по управлению персоналом. В-четвертых, многие организации, предприятия, учреждения, фирмы приобрели положительный опыт по управлению персоналом. В-пятых, появляются высококвалифицированные специалисты по управлению персоналом.
Все эти факторы свидетельствуют о важности и необходимости совершенствования теории и практики управления персоналом, повышении ее эффективности, подготовке специалистов в данной области.
Авторы выражают надежду, что настоящий учебник поможет каждому из наших читателей в совершенствовании знаний и умений управления персоналом, психологии управления, управленческой деятельности в целом, в познании себя и других людей
Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия. Роль индивидуально-психологических особенностей личности в труде заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, педагогическими воздействиями. От них зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ускорение темпа работы, дисциплина и т.п.). Можно использовать несколько путей, чтобы приспособить особенности личности к требованиям деятельности. Профессионального отбора, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами индивидуально-психологических особенностей личности. Но такой отбор реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. Можно использовать индивидуальный подход (он заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы). Индивидуально-психологические особенности личности накладывают отпечаток на способы поведения и общения, поэтому очень важно их учитывать, определяя вид профессиональной деятельности.