Психология личности работника и труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение психологии личности работника и труда.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

рассмотрена психология личности как объекта управления;
выявлены психологические требования к личности в трудовой деятельности;
охарактеризовано поведение личности в группе;
выявлена роль психологических особенностей личности.

Содержание

Введение 3
1. Психология личности работника как объекта управления 7
2. Психология личности работника и труд 13
2.1. Психологические требования к личности в трудовой деятельности 13
2.2. Социально-психологические феномены поведения личности в группе 16
3. Влияние особенностей темперамента личности на успешность в профессиональной деятельности 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

психология личности.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

    Меланхолик  может успешно справляться с  однообразной деятельностью, однотипность решаемых задач создаёт у него ощущение душевного комфорта, монотонность не утомляет. В то же время работа с людьми, общение в постоянно изменяющихся условиях, необходимость быстро принимать решения представителей данного типа темперамента «выбивают из седла» - с подобными задачами меланхолик успешно справляться не может.

    Сангвиник  —  субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции  —  преимущественно положительные  —  быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

    У сангвиников возбудительный и тормозной  процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны.

    Сангвиник может успешно справляться с  широким кругом разнообразных профессиональных задач. Недаром этот тип темперамента И.П. Павлов назвал «счастливым». Сангвиник  хорошо ориентируется в быстро меняющейся обстановке, способен оперативно принимать взвешенные и обдуманные решения, в то же время однообразная деятельность сангвиника быстро утомляет, особенно в том случае, если результат не обнаруживается сразу.

    Флегматик  —  субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью и невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

    Флегматику  присущ сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы.

    Флегматик обычно сложнее усваивает новые навыки, чем индивид сангвинического темперамента, однако приобретённые профессиональные умения у флегматика закрепляются прочно и на долгое время. Флегматика отличает тщательность и скрупулёзность в выполнении порученной работы, склонность к точному соблюдению должностных инструкций что может быть особенно важно, например, на производствах с повышенными требованиями к технике безопасности (склады горючих, взрывчатых веществ, объекты атомной промышленности и т.д.). 

    Холерик  —  субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

    Холерик постоянно пытается «выплеснуть» свои эмоции наружу. Индивиды данного типа темперамента достигают успехов в профессиональной деятельности, связанной с необходимостью поддерживать высокий эмоциональный накал, «заряжать» окружающих своими эмоциями: артисты, музыканты, спортивные комментаторы. Холерик может вдохновлять, в том числе и личным примером (с энтузиазмом берётся за всё новое), что особенно важно для руководителя, однако как руководитель холерик часто бывает вспыльчив, несдержан, из-за чего с трудом вписывается в коллектив, часто не может найти с людьми общего языка.

     

 

Заключение

    В последние годы все больше внимания уделяется деятельности по управлению персоналом. Этому есть вполне объяснимые причины. Во-первых, старые, административные формы управления во многом себя исчерпали, что заставило искать новые подходы к работе с людьми. Во-вторых, переход к рыночной экономике, внедрение новых форм собственности заставило искать новые резервы роста эффективности предприятий и организаций. Во многом эти резервы скрыты в «человеческих ресурсах» управления и организаций. В-третьих, улучшается научная и методическая основа работы с персоналом. Публикуются работы, которые позволяют повысить эффективность деятельности по управлению персоналом. В-четвертых, многие организации, предприятия, учреждения, фирмы приобрели положительный опыт по управлению персоналом. В-пятых, появляются высококвалифицированные специалисты по управлению персоналом.

    Все эти факторы свидетельствуют  о важности и необходимости совершенствования теории и практики управления персоналом, повышении ее эффективности, подготовке специалистов в данной области.

    Авторы  выражают надежду, что настоящий  учебник поможет каждому из наших  читателей в совершенствовании  знаний и умений управления персоналом, психологии управления, управленческой деятельности в целом, в познании себя и других людей

    Наряду  с изучением профессионально  важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности  человека, на индивидуальный стиль  его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия. Роль индивидуально-психологических особенностей личности в труде заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, педагогическими воздействиями. От них зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ускорение темпа работы, дисциплина и т.п.). Можно использовать несколько путей, чтобы приспособить особенности личности к требованиям деятельности.    Профессионального отбора, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами индивидуально-психологических особенностей личности. Но такой отбор реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. Можно использовать индивидуальный подход (он заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы). Индивидуально-психологические особенности личности накладывают отпечаток на способы поведения и общения, поэтому очень важно их учитывать, определяя вид профессиональной деятельности.

 

Список использованной литературы

    1. Анастази  А. Психологическое тестирование. СПб., 2003.
    2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2003.
    3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.
    4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.
    5. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
    6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
    7. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1986.
    8. Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981.
    9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
    10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2003.
    11. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. СПб., 2004.
    12. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
    13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность СПб., 2003.
    14. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.
    15. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара, 2001.

Информация о работе Психология личности работника и труда