Психология личности работника и труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение психологии личности работника и труда.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

рассмотрена психология личности как объекта управления;
выявлены психологические требования к личности в трудовой деятельности;
охарактеризовано поведение личности в группе;
выявлена роль психологических особенностей личности.

Содержание

Введение 3
1. Психология личности работника как объекта управления 7
2. Психология личности работника и труд 13
2.1. Психологические требования к личности в трудовой деятельности 13
2.2. Социально-психологические феномены поведения личности в группе 16
3. Влияние особенностей темперамента личности на успешность в профессиональной деятельности 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

психология личности.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

    Существует  оптимум межличностной контактности в отношении эффективности деятельности (рост эффективности до определенного уровня умеренно-положительной эмоциональной близости с последующим снижением).

    Влияние на группу публично высказываемых мнений сильнее, чем при сообщении их письменно или с помощью каких-либо технических средств.

    Члены группы, значительно расходящиеся в своих оценках с большинством группы, как правило, более резко изменяют свои оценки в условиях адаптации к группе.

    Внушающее воздействие больше в группе на раннем этапе развития или в группе малознакомых людей (диффузной группе), чем в коллективе, в связи с эффектом коллективистического самоопределения личности, готовой противопоставить себя группе.

    У женщин конформность, как правило, выше, чем у мужчин.

    Более внушаемы лица с инертной и слабой нервной системой.

    Необходимым условием для внутригруппового межличностного влияния членов группы друг на друга (лидера на ведомых, руководителя на подчиненных) является наличие у них сильного чувства принадлежности к одной и той же группе.

    Чем привлекательнее группа для ее членов, тем сильнее формирующее влияние, которое она может оказать на них.

    При попытках изменить у членов группы установки, ценности или поведение, оказываемое группой, влияние тем  сильнее, чем более эти установки  связаны с основой привлечения  члена в данную группу или ее привлекательности для него.

    Чем выше престиж (эталонность, референтность) данного члена группы в глазах других членов, тем сильнее его  влияние на них.

    Усилия  по изменению индивидов или частей группы, которые предполагают очевидное  отклонение от сложившихся норм группы, вызывают большое сопротивление членов группы.

    Значительное  групповое давление на отдельных  членов группы можно установить, создав общее у всех членов группы мнение о необходимости внутригрупповых  или личностных изменений (при этом источник давления переносится в саму группу).

    Все члены группы должны получить от руководителя информацию о необходимости перемен, планов и возможных личных последствиях изменений. Предупреждение возникающих  слухов — фактор оптимизации жизни  группы.

    Изменения в одной части группы (для отдельных членов) вызывают напряжения (позитивные или негативные переживания) в ее других частях. Переживания могут быть уменьшены только исключением, удалением изменения или осуществлением индивидуального приспособления (адаптации).

    Общий успех обеспечивает более интенсивный рост уровня сплоченности группы.

    В определенных случаях неудача может  вести к большей сплоченности, чем групповой успех, то есть награда (моральная или материальная) не является необходимым фактором групповой  сплоченности. Таким фактором может быть, например, добровольность членства в группе. (Чувство «общей судьбы».)

    Совместная  неудача может ухудшить межгрупповые отношения, если перед этим члены  группы или микрогруппы находились в конкурентных отношениях.

    Укрепление  доверия членов группы друг к другу и прежде всего к ее лидеру (руководителю), повышает индивидуальный вклад в общую деятельность.

    Общегрупповые мероприятия, в которых распределены роли членов группы по их организации  и проведению, повышают чувство принадлежности к группе, способствуя росту сплоченности.

    Принадлежность  к группе, при подчеркивании ее положительных отличий от других групп, отвечая потребностям престижа, способствует сплоченности.

    Групповая символика и знаки принадлежности к группе способствуют росту чувства сплоченности.

    Существуют  источники межгрупповых конфликтов, связанные с противопоставлением, бессознательной благосклонностью к членам своей группы и критически-конфликтным  отношениям к членам других групп («ингрупповой фаворитизм»). Другие группы могут выступать в роли «козлов отпущения», агрессия против них снижает внутриличностную тревогу, если стиль руководства или условия блокируют значимые потребности и мотивы.

    Возможно  возникновение межгрупповой враждебности и агрессии в условиях соревнования, когда одна группа может стать победительницей только за счет другой (даже при наличии предшествующих дружеских чувств у членов обеих групп). При этом возникают негативные внешнегрупповые стереотипы и формы проявления агрессии, а также растут внутри групповая сплоченность и поддержка (М. Шериф).

    Лучший  способ уменьшить межгрупповой конфликт — упразднить различия между группами.

    Существует  некритичное прогнозирование победы своей группы, а также тенденция  объяснять успех своей группы внутригрупповыми факторами, а неудачу — внешними.

    В условиях конкурентных форм межгруппового  взаимодействия происходит изменение  в восприятии и оценке лидера со стороны «ведомых» членов группы: предпочтение отдается более жестким, авторитарным лидерам.

    В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия обнаружена тенденция переоценки достижений тех членов группы, которые обладают более высоким психологическим статусом.

    Обладание формальной или психологической  властью в группе побуждает ее носителя запрещать обращение к внешнегрупповым альтернативам поведения и действий.

    Отсутствие  власти побуждает стремление справедливо  распределять выигрыши в межгрупповых соревнованиях.

    В условиях межгруппового соревнования выражающий наиболее экстремальные, крайние  оценочные суждения о своей и чужой группе (соответственно положительные и отрицательные) приобретает более высокий внутригрупповой статус.

    Присутствие другой группы как потенциального соперника:

    а)         увеличивает групповой уровень притязаний;

    б)         значимо увеличивает уровень продуктивности и успешности коллективных решений.

    Конкурентное  взаимодействие повышает уровень рискованности  принимаемых коллективных решений.

    С ростом неуспеха группы в межгрупповом соревновании уменьшается количество взаимных положительных социометрических выборов и увеличивается количество отрицательных. Эта тенденция растет со стабильностью неудачи.

    В группах-аутсайдерах существует более  высокая точность в восприятии межличностных  отношений (как своих, так и чужих), чем

    в группах, достигших успеха в соревновании, особенно в истолковании негативных взаимоотношений. Потому что интерес в этих группах к межличностным отношениям оказывается сильнее.

    Сформулированные  выше закономерности получены в различных  ситуационно-деятельностных условиях, в различном социокультурном контексте и могут служить общими ориентирами для работы специалиста по управлению персоналом, менеджера.

    В отношении конкретной малой группы должно быть в обязательном порядке  проведено социально-психологическое  исследование эмпирических параметров совместной деятельности и определены зависимости между факторами ее эффективности. Только полноценное исследование обеспечит понимание характера, причин и закономерностей происходящих в коллективе явлений и позволит выработать наиболее оптимальный путь управления ими.

 

3. Влияние особенностей  темперамента личности  на успешность  в профессиональной  деятельности

    Психологические особенности личности являются основными  предпосылками успешности в том  или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии которая не отвечает типу темперамента неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней. В то же время выявление и учёт психологических особенностей могут обеспечить личности любимую работу, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства. Среди психологических особенностей, которые определяют успешность профессиональной деятельности следует выделить прежде всего темперамент личности. 

    Темперамент (от лат.  —  надлежащее соотношение частей, соразмерность)  —  это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность  —  особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т.д.).

    Известны  три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала  состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.), Эта терминология стала впоследствии широко употребительной.

    Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.). Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И.П. Павлов).

    И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их уравновешенность; в) их подвижность. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека:

    • сильный, уравновешенный, подвижный  тип ("живой")  —  сангвинический темперамент (от лат.  — "кровь");

    • сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") — флегматический темперамент (от лат. — "флегма");

    • сильный, неуравновешенный, с преобладанием  возбуждения ("безудержный") —  холерический темперамент (от греч. —  "красно-жёлтая желчь");

    • слабый  —  меланхолический темперамент (от греч. — "черная желчь").

    Тип нервной системы  —  это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.

    Исследования  Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура основных свойств  нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.

    Различия  по темпераменту  —  это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обусловливает индивидуальный стиль деятельности.

    Для отнесения человека к определенному  типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

    Меланхолик  —  это субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. У представителей меланхолического типа темперамента преобладает тормозной процесс при слабости как возбуждения, так и торможения.

Информация о работе Психология личности работника и труда