Психология конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по психологии конфликта.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

На 4 этане функционирование психики субъектов конфликта сужается до оценки ситуации только в черно-белых тонах.

Начиная с 5 этапа, наблюдаются признаки поступательной регрессии, проявляющиеся в абсолютизации негативной оценки оппонента и положительной себя. Сила и насилие приобретают обезличенные формы. Оппонент как «враг» обезличивается и обесценивается и лишается каких-либо человеческих черт.

Это касается как межличностных, так и групповых конфликтов любого уровня. Так как инициаторы конфликта могут формировать и поддерживать эти процессы при помощи соответствующего манипулятивного воздействия как на индивидуальное, так и массовое сознание участников конфликта.

В процессе эскалации происходит регрессия сознательной сферы психики участников конфликта. Этот процесс носит характер цепной реакции.

3.Сбалансированное противодействие характеризуется тем, что стороны продолжают противодействовать друг другу, но интенсивность противоборства снижается. Стороны осознают, что силовыми методами конфликт не разрешить, но действий, направленных на разрешение конфликта другими способами, не предпринимают.

В) Основные фазы конфликта на этапе его завершения (разрешения)

1. Прекращение активного противоборства. Характеризуется прекращением активных форм противоборства и осознанием обеими конфликтующими сторонами необходимости перехода к коммуникативным формам взаимодействия. Оно может быть обусловлено как коренной переменой ценностей субъектами конфликта, так и появлением реальных условий его прекращения, или сил, способных это сделать. Прекращение активного противоборства также может быть обусловлено и тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликтного взаимодействия.

Таким образом, к факторам, способствующим прекращению активного противоборства, следует отнести:

      явное ослабление одной или обеих сторон или истощение их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

      очевидная бесперспективность продолжения конфликта и осознание этого его участниками;

      преобладающее превосходство одной из сторон, позволяющее ей подавить оппонента или навязать ему свою волю;

      появление в конфликте третьей стороны, ее способность и желание прекратить противоборство. Все это в определенной степени предопределяет поведение субъектов конфликта в фазе его разрешения (завершения).

2. Разрешение (завершение) конфликта. Стороны переходят к активному информационному, коммуникативному взаимодействию, переговорному процессу, направленному на разрешение конфликта, достижение взаимоприемлемого решения. Полный отказ от силовых методов и способов противоборства. Разрешение конфликта может быть обусловлено как факторами, вызывающими прекращение активного противоборства, так и «уничтожением» одного или обоих субъектов конфликта.
          Способы разрешения конфликта весьма разнообразны. К наиболее типичным из них относят:

      устранение (уничтожение) одного или обоих субъектов противоборства;

      устранение (уничтожение) объекта конфликта или его изменение;

      изменение позиций обеих или одного из субъектов конфликта;

      обращение субъектов конфликта к третьей стороне и завершение его при посредстве третейского судьи;

      переговоры как наиболее эффективный способ разрешения конфликта.

В современной конфликтологической литературе разводятся понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта».

Под разрешением конфликта понимается одна из форм его завершения, выраженная в позитивном, конструктивном решении проблемы субъектами конфликта или с участием третьей стороны.

Но конфликт может завершиться и в других формах:
- затухание (угасание) конфликта;
-перерастание конфликта в конфликт другого уровня.

Г) Основные фазы постконфликтного этапа:

1. Частичное разрешение (нормализация) конфликта. Сохраняется эмоциональная напряженность в форме обоюдных обид, подозрительности и недоверия, переживаний, обусловленных понесенными потерями и неудачами. Осуществляется коррекция самооценок и притязаний, отношения к оппоненту. Обострение чувства вины, горечи. Отношения восстановлены, но обусловлены в большей степени функциональной зависимостью.

При этом необходимо учитывать, что частичное разрешение конфликта, как правило, приводит к возникновению постконфликтного синдрома, выражающегося в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта.

При обострении противоречий постконфликтный синдром может стать источником нового конфликта, с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.

2. Полное разрешение (нормализация) конфликта. Наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Полное преодоление негативных установок. Продуктивное участие в совместной деятельности, полное восстановление предконфликтных отношений, выход на новый уровень конструктивного взаимодействия.

На этом этапе осуществляется реабилитация участников конфликта. Опыт мировых войн и локальных военных конфликтов свидетельствует о том, что в ней нуждается не только проигравшая сторона, но и победившая, и не в меньшей степени.

Рассматривая варианты развития конфликта, следует подчеркнуть, что конфликты, развивающиеся по второму варианту (минующие фазу эскалации), как правило, менее длительны, более конструктивны, противоборство не выходит за пределы этических норм, что значительно облегчает и ускоряет его конструктивное разрешение.

Конфликт как сложное, системное, динамичное социально-психологическое явление, имеет определенные границы.

Границы конфликта:
- Временные;
- Пространственные;
- Внутрисистемные.

Пространственные границы определяются границами территории, на которой протекает конфликтное взаимодействие.

Временные - продолжительность (длительность) конфликта с момента начала до его полного разрешения. На длительность конфликта оказывают влияние его причины, особенности субъектов конфликта, особенности условий его протекания (в экстремальных условиях конфликты развиваются в ускоренном темпе) и др.

Внутрисистемные границы - это выделение субъектов конфликта из общего числа их участников.

Таким образом, конфликт - сложное, разноплановое явление, имеющее свою структуру и динамику. Динамика конфликта зависит от многих факторов и включает в себя ряд соответствующих периодов, этапов и фаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Провести диагностику предрасположенности личности к конфликтному поведения (Методика К. Томаса; адаптированный вариант Н. Гришиной

Опросник Кеннета Томаса, адаптирован Н.В.Гришиной.
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации  является опросник Кеннета Томаса "Определение способов регулирования конфликтов".

Кеннет Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности.

Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу,  либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах,  либо несовпадение интересов,  желаний,  влечений оппонентов. Чтобы развился конфликт, нужен инцидент,  когда одна из сторон начинает действовать,  ущемляя  интересы другой стороны. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны,  диалог сопровождается взаимными оскорблениями,  разрушаются межличностные взаимоотношения. Конструктивным конфликт может быть тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К.Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда, участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Пять способов регулирования конфликтов К.Томаса

К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. 

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Тест можно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени — не более 15-20 мин.

Обработка по ключу.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

К. Томас описывал стили поведения в конфликтных ситуациях так:

- Стиль конкуренции
Человек, предпочитающий данный стиль, весьма активен и стремится идти к разрешению конфликта собственным путем. Он обычно способен к волевым решениям и немедленным действиям. Стремясь в первую очередь удовлетворить собственные интересы, добиться результата, который кажется ему наилучшим, он игнорирует интересы и мнения других людей.
Вовлечение партнеров в ситуацию имеет следующие особенности. Им не позволяют сопротивляться тому направлению или тем способам достижения результата, которые декларируются. Сопротивление подавляется. Поощряется и санкционируется то, что исходит от лидера (того, кто задает отношения конкуренции). Люди, следующие выбранной им стратегии, признаются союзниками, однако только до тех пор, пока не начинают возражать или сопротивляться. Правда, если сила их воли, оказываемое сопротивление или элементарное везение, удачливость достаточно сильны, то, в конечном счете, лидер будет готов признать их правоту, может перейти к ним в подчинение и принять другой стиль поведения и отношений при совместном решении последующих проблем.
Лица, не согласные с избранной стратегией, зачастую автоматически становятся противниками («кто не со мной, тот мой враг»), нередко снижается их общая личностная оценка, появляются недифференцированное негативное отношение, барьеры предубежденности и предвзятости.
Борьба за личное первенство может быть столь напряженной, что, потерпев поражение в локальной ситуации, человек, использующий стратегию конкуренции, испытывает такое ощущение, будто рухнули все жизненные устои.

Этот стиль эффективен тогда, когда человек обладает определенной властью, убежден, что его решение или подход в данной ситуации является наиболее правильным, и он имеете возможность настаивать на нем.

Однако это совсем не тот стиль, который целесообразно использовать в личных отношениях, например, если человек хочет сохранить с людьми добрые отношения. Если человек часто прибегает к стилю конкуренции, даже исходя из самых добрых намерений, даже если партнеры действительно не могут выбрать правильное решение, как следует выполнить задание, все равно рано или поздно возникнет чувство отчуждения.

Стиль конкуренции требует и определенных субъективных предпосылок: уверенности в правильности выбранного решения и свои способности воплотить это решение в жизнь, настойчивости, последовательности, энергии для преодоления препятствий и доведения дела до конца, умения настоять на своем, даже если окружающие настроены отрицательно, а также некоторого пренебрежения к психологическим нюансам общения. При жестком пользовании стилем конкуренции такие общечеловеческие качества, как гуманизм, рефлексия, эмпатия, если начинают мешать делу, отбрасываются как незначим причем действующее лицо склонно прикрывать это весьма изощренными аргументами: необходимостью ограничивать себя ради интересов дела, сверхценностью достигаемого результата, апелляция к мнению авторитетов, национальным менталитетом, политически или общегосударственными задачами, социальным или профессиональным долгом, семейными традициями, памятью предков и пр. Попытки же примирить интересы дела и межличностных отношений могут напоминать метание из стороны в сторону, в результате чего и дело делается как следует, и отношения становятся хаотически дезорганизованными. И если стратегия конкуренции, авторитарного подавления, соперничества в данной ситуации является объективно обходимой для того, чтобы скоординировать совместные усилия, направить на разрешение проблемы коллективную энергию, то следует смириться с тем, что вы можете быть не очень популярным. Зато, если вы получите положительный результат, он сразу завоюет вам сторонников, в том числе из рядов вчерашних противников и критиков.

Стиль конкуренции целесообразно использовать в таких ситуациях:
—Исход дела очень важен для вас, вы делаете большую ставку на решение данной проблемы именно вашим способом.
—Вы обладаете достаточным авторитетом и компетентностью для принятия решения, вам очевидно, что предлагаемое вами решение — наилучшее в данных условиях и при сложившихся обстоятельствах.
—Необходимо быстро принять решение, и у вас достаточно власти для того, чтобы взять на себя ответственность за его результаты.
—Вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять, что, кроме вас, никто этого не сделает.
—Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования, а окружающие не спешат взять ответственность на себя.
—Вы не можете показать окружающим, что находитесь в тупике.
Важно принять любое решение, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки; вы понимаете его непопулярность, однако считаете, что нужно хоть как-то действовать, и у вас достаточно полномочий, чтобы потом исправить последствия даже ошибочного шага.

Информация о работе Психология конфликта