Психология конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по психологии конфликта.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

В психологических исследованиях определены принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.

1. Разрешение  конфликта с учетом сущности  и содержания противоречий.

2. Разрешение  конфликта с учетом его целей.

3. Разрешение  конфликта с учетом эмоциональных  состояний.

Необходима разъяснительная беседа в спокойной и доверительной обстановке.

4. Разрешение  конфликта с учетом особенностей  его участников.

В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого отличаются ли они уравновешенностью, склонны ли к аффективному поведению, каковы их доминирующие черты характера, выраженность темперамента и т. д.

Это поможет не только правильно разобраться в мотивах поведения, но и выбрать верный тон в общении при разрешении конфликта.

5. Разрешение  конфликта с учетом его динамики.

Конфликт развивается по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убеждения, то на этапе бескомпромиссных столкновений необходимо применить все возможные меры. Здесь также нужно определить выбор воздействия с учетом личностных особенностей конфликтующих и характера их действий.

Одним из эффективных  методов преодоления конфликтов является формирование определенного  общественного мнения о конфликтующих  сторонах. Общественное мнение - очень  мощный регулятор поведения людей. Многие люди очень зависимы от отношения окружающих, нуждаются в одобрении, поддержке. Конфликтуя, они могут оказаться в изоляции, что переживают очень болезненно, причем настолько болезненно, что готовы даже прекратить конфронтацию.

В психологических  рекомендациях есть прием разрешения

конфликтов - обращение к "третейскому судье". Он может быть весьма эффективным, если оппоненты договорятся при взаимных обязательствах полностью подчиниться его решению.

         В качестве "третейского судьи" целесообразно выбирать наиболее авторитетного человека в коллективе. Для "третейского судьи" очень важно суметь отделить предмет конфликта от его объекта, поэтому иногда целесообразно разрешить оппонентам давать эмоциональные оценки друг другу.

Еще один прием преодоления конфликтов - объективизация конфликта. Он является, пожалуй, наиболее действенным. Суть его состоит опять же в обращении к "третейскому судье", но "судья" должен вести себя несколько необычно.

Во-первых, разбор конфликта должен происходить в два этапа.

Первый этап называется "откровенный разговор": оппонентам разрешается давать друг другу оценки, высказываться практически как угодно, главное, чтобы они выговорились, а "судья" сумел отделить предмет конфликта от объекта.

Второй этап - собственно объективизация. При разборе оппонентам уже не разрешается давать эмоциональные оценки. Конфликт как бы раскладывается на составные части, каждый из оппонентов должен изложить свои версии и объяснение причин, без оценок другого оппонента.

Отмечено наукой и подтверждено практикой, что если конфликт "разложить" на его составляющие, рассмотреть беспристрастно каждое действие оппонентов, то он утрачивает эмоциональную напряженность и  превращается из эмоционального в деловой. У оппонентов "снимаются" ложные образы ситуации и друг друга, которые неизбежны при конфликте в силу пристрастности позиций, они начинают понимать ошибочность своих оценок и установок, устраняются психологические барьеры между оппонентами. А деловой конфликт разрешить значительно легче, чем эмоциональный.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы и фазы конфликта

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

  Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта.

     Начало конфликта  характеризуется  возникновением  первых актов противодействия.

     Конфликт считается  начавшимся  в  случае совпадения трех условий:

     один  участник  сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);

     второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

     второй  участник  в связи  с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

     Таким образом, народная мудрость,  говорящая о  том,  что спорят всегда  двое, вполне справедлива,  и ответственность за конфликт несет не только инициатор.

     Окончание конфликта  -  прекращение  действий друг против друга.

Конфликт как социально-психологическое явление не есть что-то застывшее, конфликт есть процесс и как любому процессу ему присущи начало, соответствующие этапы развития и окончание.

Следует подчеркнуть, что динамику конфликта можно рассматривать как в широком смысле слова, так и в узком.

В широком смысле слова под динамикой конфликта следует понимать смену определенных стадий (этапов), характеризующих процесс развития конфликта во времени и пространстве.

В узком смысле слова понимается развитие одной, наиболее острой стадии (этапа) - конфликтного взаимодействия.

Однозначного подхода к рассмотрению проблемы динамики конфликта в конфликтологической науке не существует как по вопросу о количестве этапов (стадий), так и по их содержанию. Л. Д. Сегодеев, выделяя три этапа, разбивает каждый из них на фазы.

Китов А.И. выделяет три отличающихся друг от друга основных этапа (стадии).

Фседенко Н.Ф. и Галицкий В.П. - шесть этапов. Анцупов А. Я. и Баклановский С. В. выделяют три основных периода, подразделяя периоды на ряд этапов.

В динамике конфликта следует выделять два варианта его развития (I, II), три периода, четыре основных этапа и одиннадцать основных фаз.

Варианты развития конфликта:
I - Конфликт входит в фазу эскалации;
II - Конфликт минует фазу эскалации.

Периоды развития конфликта:

1.      Период дифференциации характеризуется разъединением, стремлением отстаивать в большей степени только собственные интересы, использовать активные формы и способы противостояния и противоборства.

2.      Период конфронтации характеризуется переходом к наиболее жестким силовым способам противоборства.

3.      Период интеграции характеризуется стремлением учитывать интересы друг друга, поиском путей и способов разрешения конфликта, взаимоприемлемого решения, снижением остроты форм противоборства.

Основные этапы развития конфликта:
А - Предконфликг, скрытый (латентный) этап развития конфликта.
Б - Собственно конфликтное взаимодействие, открытый этап развития конфликта.
В - Завершение (разрешение) конфликта.
Г - Постконфликт, латентный этап конфликта.

А) Основные фазы конфликта на предконфликтном, скрытом (латентном) этапе развития:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации состоит в возникновении объективного противоречия, которое еще не осознано конфликтами, и они не предпринимают никаких действий. Предконфликтная ситуация характеризуется тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут взаимно «сняты» субъектами конфликта в результате осознания ситуации в качестве объективной и требующей разрешения.
          2. Осознание субъектами конфликта объективной конфликтной ситуации субъекты конфликта осознают конфликтную ситуацию, возникает потребность ее разрешения, но ее восприятие носит субъективный характер. Осознание объективной конфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным.

Неадекватное осознание объективной конфликтной ситуации, как правило, имеет двоякого рода последствия. А именно:
1. Оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. Это происходит в результате недооценки или преуменьшения опасности конфликтной ситуации.
2. Оно может выступить катализатором явного конфликта, способствовать ускорению его перехода в открытую форму противоборства. Это происходит при преувеличении опасности противоречий на стадии осознания объективной конфликтной ситуации.

Различные оппоненты потенциального конфликта могут быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий и факторов, возникших на этапе осознания объективной конфликтной ситуации, и сознательно вводить в заблуждение других субъектов конфликта. Цели этой дезинформации и дезориентации в оценке опасности конфликтной ситуации, как правило, двойственны. Они могут быть направлены либо на сдерживание будущего противоборства, либо на провоцирование одного из оппонентов конфликта к форсированию противоборства. В первом случае опасность противоречий на этой стадии сознательно преуменьшается, во втором - преувеличивается. Но в любом случае сознательная ложная оценка объективной конфликтной ситуации используется одной из конфликтующих сторон в своих интересах.

Адекватное осознание и оценка объективной конфликтной ситуации является важнейшим условием оптимального ее разрешения, выступает эффективным способом предотвращения возможного открытого конфликтного противоборства. Правильное осмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять меры по их урегулированию еще до начала открытого конфликта. В этой ситуации субъекты конфликта предпринимают попытки разрешения объективной конфликтной ситуации неконфликтными способами.

3. Попытки субъектов конфликта разрешить объективную конфликтную ситуацию неконфликтными способами происходят преимущественно коммуникационными способами, определением своей позиции, ее аргументированием.
4. Предконфликтная ситуация - осознание конфликтантами угрозы своим интересам, попытки разрешить конфликт неконфликтными способами успеха не принесли.

Б) Основные фазы конфликта на этапе собственно конфликтного взаимодействия:

1 Инцидент (от лат. incidens - случай, случающийся) - действия субъектов конфликта, направленные на единоличное владение объектом конфликта и представляющие угрозу интересам друг друга. Осознание ими угрозы своим интересам и переход к активным формам противодействия друг другу.

Инцидент необходимо отличать от повода.

Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может быть и специально спровоцировано, но следует учитывать, что повод еще не конфликт. В отличие от повода, инцидент - это начало конфликта.

Инцидент обнажает позиции сторон и уточняет расстановку сил. Однако в этой фазе развития конфликта реальные силы его субъектов еще не известны в полном объеме, они окончательно не определились, до какой грани в противоборстве смогут дойти.

С одной стороны, эта неопределенность сил и ресурсов выступает важным фактором сдерживания развития конфликта на данном этапе.

С другой она же способствует его дальнейшему развитию. Если бы обе стороны имели четкое представление о своих потенциалах, ресурсах, силах и средствах, то многие конфликты были бы предотвращены или разрешены в кратчайшие сроки. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, подавила бы противника своей мощью.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях субъектов конфликта. С одной стороны, возникает желание попытаться быстрее разрешить объективную конфликтную ситуацию в свою пользу, а с другой - довлеет страх неизвестности ее конечного исхода.

На этой фазе развития конфликта его субъекты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в соответствующие юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше сторонников и средств давления на другого. В ход пускаются не только общепринятые формы противоборства, но и формы, связанные с различными видами насилия, вплоть до вооруженного. Это, как правило, приводит к эскалации конфликта.

2. Эскалация (от латинского «scala» - лестница) - характеризуется резкой интенсификацией динамики противоборства субъектов конфликта. При этом последующие разрушительные их воздействия друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Если конфликт вошел в фазу эскалации, его деструктивные функции, как правило, преобладают над конструктивными.

Эта фаза в своем развитии проходит ряд этапов:
1-й этап - резкое сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности - переход к более примитивным, агрессивным формам противоборства;
2-й этап - вытеснение адекватного восприятия оппонента образом «врага». Он становится доминирующим в информационной модели конфликта;
3-й этап - рост эмоционального напряжения;
4-й этап - переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;
5-й этап - рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов, их поляризация. Интересы оппонентов становятся биполярными;
6-й этап - применение насилия в качестве аргумента, связанного с внутренней компенсацией утраченного престижа, снижением самооценки, возмещением ущерба;
7-й этап - потеря первоначального предмета разногласий;
8-й этап - расширение границ конфликта, его генерализация (переход к более глубоким противоречиям);
9-й этап - вовлечение в конфликт новых участников.

На 1 и 2 этапах эскалации конфликта возникает страх потерять возможность для совместного решения проблемы, нарастает психическое напряжение.

На 3 этапе, собственно начало эскалации, сложный взгляд на реалии конфликта заменяется упрощенными подходами, которые легко поддерживаются на эмоциональном уровне. Реальные проблемы конфликта теряют значимость - центральными становятся личностные качества противоборствующих сторон.

Информация о работе Психология конфликта