Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:15, доклад

Описание работы

Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: психе – «душа» и логос – «слово, учение». Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих вформе внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.

Работа содержит 1 файл

шпаргалка по психологии.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга  тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности. До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Сочетание различных  высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Задатки и способности

Под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

Природные предпосылки  способности состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающее значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.

Задатки несут  в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.

Врожденные  способности мозга непосредственно  проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

Типологические  особенности, обнаруживаемые очень  рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов оказывают влияние на образование способностей.

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности. Это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей.

Наряду с  истинной склонностью имеется и ложная (мнимая). При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития. 

 

Определение памяти

Память – сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

Память является основой  психической жизни личности. Без  сохранения следов воздействовавших раздражителей  каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек  перестал бы ориентироваться в окружающей среде. Мышление предполагает оперирование понятийным аппаратом и представлениями. Создание образов в воображении невозможно без запаса представлений, преобразуя которые можно создать нечто новое. Для того чтобы оперировать представлениями и понятиями, необходимо хранить их в памяти. Целостность человеческого «я», осознание себя как личности с определенным отношением к миру, с устойчивыми интересами, мотивами, потребностями невозможно без памяти. Клинические наблюдения показывают, что «человек без памяти» перестает быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных внешних стимулов.

Оценивая память как  основу психической жизни, нельзя ошибочно представлять ее как пассивную предпосылку  психической деятельности. Память – ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.

По материалу, который  запоминается, сохраняется и воспроизводится, выделяют образную (зрительная, слуховая, двигательная и др.), словесно-логическую и эмоциональную память (память на чувства).

По времени, протекающему между запоминанием и воспроизведением, выделяют долговременную и кратковременную  память.

На протяжении всей истории научных поисков психологов материальные основы памяти мыслились в виде следа. Самая первая гипотеза рассматривала след как механический отпечаток. Ученые исходили из аналогии между оттиском печати на воске и сохранением следа в мозгу. В настоящее время теория механических отпечатков отвергается всеми. Она не подтверждается никакими фактами и противоречит одному из главных свойств психического – идеальности образа.

Многие столетия разрабатывалась  ассоциативная теория механизмов памяти. Ассоциация – связь между какими-то явлениями.

С этой точки зрения память является системой организованных ассоциаций, возникающих между воздействовавшими раздражителями или между ними и различными психическими образами и состояниями, сохраненными в опыте. Психологами было выделено несколько видов ассоциаций: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту. Ассоциации выступают механизмом как запоминания, так и воспроизведения.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

Существует несколько  основных подходов к классификации  видов памяти. В настоящее время  в качестве наиболее общего основания  для выделения различных видов  памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на кратковременную; долговременную; оперативную.

Классификация видов  памяти по характеру психической  активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга и, более того, находятся в тесном взаимодействии, П.П. Блонскомуудалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Воспроизведенные, или  вторичные, чувства могут значительно  отличаться от первоначальных. Это  может выражаться как в изменении  силы чувств, так и в изменении  их содержания и характера.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или  сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость – спокойным удовлетворением. С другой стороны, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев – усиливается.

Первые проявления эмоциональной  памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития она является сознательной.

 

 

Мышление и  речь

Мышление –  психический познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. 
Благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это позволяет считать мышление высшим познавательным процессом. 
К основным формам мышления относят: понятие, суждение и умозаключение. 
Понятие – форма мышления, в которой отражается закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений. Усвоение понятия по своей сути есть не что иное, как усвоение общественного опыта. 
Понятия можно разделить на несколько видов. 
По характеру отражаемых связей и отношений выделяют конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями окружающей действительности в целостной т структурно-обособленной форме (например, понятия «компьютер», «собака», «дом»). Абстрактными называются понятия, в которых отражаются свойства предметов, взятые в отвлечении (абстрактно) от их носителей (предметов). Примерами абстрактных понятий будут сила, надежность, воля. 
По общности различают общие и единичные понятия. Общие понятии ( «школа», «река») отражают круг однородных предметов, имеющий общий признак. Единичные понятия ( «река Припять», «Мозырь») обозначают один, конкретный предмет. 
Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами или между их свойствами. Выделяют две классификации суждений. В зависимости от того, соответствует ли суждение объективной реальности, различают истинные и ложные суждения. При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь. 
В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении – общие, частные, единичные. Общие суждения распространяются на всю совокупность предметов, содержащихся в понятиях. Частные – касаются только части предметов, относящихся к понятию. В единичном суждении приводится указание на конкретное понятие. 
Умозаключение – форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется новое суждение. 
Умозаключения могут выводится тремя способами, на основе которых выделяются соответствующие умозаключения: 
Индуктивное – выведение общего правила из частных фактов; 
Дедуктивное – распространение общего правила на конкретный случай; 
Умозаключения по аналогии – новое суждение выводится по сходству с уже известным. 
Речь – процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми.

Речь

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Обычно различают  вербальную и невербальную коммуникацию. Каждая из них образует свою знаковую систему. Вербальная коммуникация осуществляется посредством слов, речи.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.

Проблему речи в психологии обычно ставят в контексте – мышление и речь. Действительно, с мышлением  речь связана особенно тесно. Генетически речь возникла вместе с мышлением в общественно-исторической практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического развития человека.

Важно отличать язык от речи. Язык – строго нормализованная система средств общения, система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл. В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности. В индивидуальном развитии язык служит средством общения, мышления и самоанализа.

В речевом общении  участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Однако принято выделять две основные функций речи: семантическую и коммуникативную.

Семантическая функция  речи (от греч. semanticos – «обозначающий» и лат. functio – «исполнение») – обозначающая функция. Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у человека образ того или иного предмета. Она позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Слово дает возможность анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Слово является средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира.

Информация о работе Психология как наука