Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:15, доклад
Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: психе – «душа» и логос – «слово, учение». Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих вформе внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.
Психология как наука
Понятие о предмете психологии
Любая наука
как самостоятельная отрасль
человеческого знания имеет свой
особый предмет. Предметом науки психо
Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: психе – «душа» и логос – «слово, учение». Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих вформе внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.
Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникли и оформились принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм и идеализм.
Начавшаяся более двух
тысяч лет тому назад борьба между
материализмом и идеализмом продолжается
и в наши дни. При этом следует
иметь в виду, что если появление
идеализма можно объяснить
Сущность идеалистического
В противоположность идеализму материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.
Зарождение и развитие психологии как науки
Зарождение науки как самостоятельной области духовной жизни связано с возникновением классового общества. Психические явления стали предметом философских работ. В философии Древней Греции сложились две диаметрально противоположные, ясно выраженные точки зрения на психику: материалистическая и идеалистическая, «линия Демокрита и Платона».
Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток.
По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей. В отличие от материального мира душа идеальна. Познание – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Объективный мир – лишь повод, а не объект познания.
Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета психологических исследований. Аристотель, величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внутренним миром человека: его познанием, переживаниями, поступками.
Период Средних веков не способствовал развитию психологических знаний. В философии господствовало идеалистическое учение о душе как независимой от тела нематериальной сущности. Религия запрещала изучение человека. Лишь в наблюдениях некоторых философов и врачей были получены факты, несколько продвигающие знание об отдельных психических явлениях. В эпоху Возрождения философами был написан ряд трудов, где на основании самонаблюдения описывалась психическая жизнь человека, его поведение, делались выводы о причинной зависимости одних явлений от других.
Разработка
методологических предпосылок возникновения псих
Р. Декарт (1596–1650) наметил различные подходы к психике животных и человека. Согласно его взглядам животные не обладают душой, а их поведение – ответ на внешнее воздействие. Иначе говоря, психика животного строго детерминирована (определена) внешними условиями. Человек, по Декарту, в отличие от животных обладает сознанием.
Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
Методы научных исследований это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Явления психологии настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент .
Наблюдение — Научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.
Требования к проведению наблюдения:
· сохранение естественности психических проявлений;
· должен быть целенаправленным;
· фиксация результатов.
Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения):
· определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
· определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?);
· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
· установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?);
· выборка способа
регистрации наблюдаемого и разработка
бланков регистрации
· определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?).
Различают следующие, дополняющие друг друга виды наблюдения:
· Кратковременное (срез) и Продолжительное лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);
· Непосредственное и Опосредов
· Выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и Сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).
Особую разновидность составляет Включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в Социальной психологии).
В зависимости выбранного
объекта, Внешнего (
Метод объективного наблюдения — Это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением Эксперимента.
Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических
данных посредством наблюдения за самим
собой, собственными психическими состояниями
и процессами. Элементы этого метода лежат
в основе практически любого психологического
исследования. Посредством сопоставления
результатов самонаблюдения, представленных
в Самоотчете (
К методам самонаблюдения
относятся классическая Интросп
Интроспекция (от Лат. Introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.
Эксперимент — Это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации Регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится Проверка гипотезы Исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности.
Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает Специальную организацию ситуации исследованиям активное вмешательство в нее исследователя , Планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — значит изучать влияние Независимой переменной На одну или несколько Зависимых переменных.
Эксперимент предполагает относительно полный (тотальный) контроль за введенными переменными. Если при наблюдении часто не удается предвидеть значимые изменения, то в эксперименте их можно не только прогнозировать, но и планировать, сознательно вызывать. Возможность манипулирования переменными — одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Со времен Ф. Бэкона, экспериментальное доказательство служит основным способом обеспечения научной строгости какого-либо теоретического положения.
Спецификой психологического эксперимента Выступает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Основное достоинство психологического эксперимента В том, что он предоставляет возможность специально вызывать определенные психические процессы и явления, воздействовать на их характеристики, устанавливать зависимость психических явлений от изменяемых внешних условии. Правильно организованный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь только констатацией связи — корреляции — между психологическими переменными. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов в сфере психического получена именно экспериментальным путем.
Но эксперимент применим
не ко всякой исследовательской задаче. Так,
затруднительно экспериментальное исследование Характера и сложных Способностей. Недостат