Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:15, доклад

Описание работы

Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: психе – «душа» и логос – «слово, учение». Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих вформе внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.

Работа содержит 1 файл

шпаргалка по психологии.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической  организации человека. Природные  особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия  психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.

Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Психология учитывает, что Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как Совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность  как самоуправляемая система

Активность  личности упорядочена и целесообразна. Это достигается тонким управлением как познавательной, так и практической деятельностью. Именно при согласовании знаний и опыта личность действует наиболее целесообразно. Вот почему так важно раскрыть психологический механизм самостоятельной активности личности.

Все в личности упорядочено, системно, целесообразно, согласовано как в статике, так  и динамике. Все это обеспечивается благодаря собственному самоуправлению.

Человек не автоматически  переключается с одного дела на другое, а сознательно, при учете социальной ситуации, оценке значимости импульсов, учете последствий действий и  т. п. Он может выбирать, и в этом состоит его свобода воли.

Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как «я». Эта система – образование самосознания. В процессе жизни и воспитания «я» формируется как центр самосознания. У маленького ребенка нет представления о собственном «я», а потому он находится во власти внешних и внутренних условий жизни. По мере образования «я» он начинает выделять себя из предметного мира и человеческого окружения и, более того, в отдельных случаях противостоять их воздействиям. По мере дальнейшего развития система саморегуляции укрепляется и человек становится хозяином своих сил. В зависимости от воспитания и образа жизни ребенка и взрослого определяется качество «я», его возможности в саморегуляции собственных сил и средств.

«Я» как система  саморегуляции начинает формироваться в детстве под влиянием оценок взрослых и осознания своих возможностей. Сформировавшись определенным образом, она может сохраняться на протяжении всей жизни, и ее изменение требует нередко сильных или слабых, но продолжительных воздействий, особенно со стороны авторитетных лиц.

Человек, осознавая  свои силы в процессе деятельности, в последующем сам может корригировать оценку себя, может ее изменять. Самооценка у взрослого может изменяться и под влиянием оценки окружающих людей.

Можно допустить, что личность может преодолеть так называемый комплекс неполноценности или, по крайней мере, его замаскировать. Способность к самоуправлению меняется с возрастом и в связи с патологическими изменениями личности.

Самый высокий  уровень самоуправления достигается в зрелом возрасте, где знания уже апробированы жизнью, сама личность достигла наивысшего уровня развития всех сил и способностей и испытана во всех отношениях. Само собой разумеется, что и в этот возрастной период самоуправление у отдельных индивидов может находиться на различных уровнях.

 

 

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики  внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность  внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так  и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие  виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны  с сознательной целью, речь идет о  произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это  внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

 

Восприятие

Способность ощущать  дана человеку и всем живым существам, которые обладают нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные. Восприятие – это отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием предметов или явлений, с отнесением их к определенной категории. Оно осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа и обусловлено тем, какие признаки объекта избираются в качестве исходных при его опознании.

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между  собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной  реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия  ее на органы чувств. Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы этих элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных звуковых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т. е. что бы человек ни воспринимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций. Опираясь на представление об ощущениях, восприятие можно определить также как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Филогенетически и в  онтогенезе ощущения развиваются несколько  раньше, а восприятие целостных предметов  складывается уже на основе существующей способности к ощущениям. Такое  же соотношение между ними существует и у взрослого человека, поскольку  физиологически раздражение сначала возникает на рецепторах органов чувств, а затем, перемещаясь по нервным волокнам, оно подвергается сложной переработке, в результате которой складываются образы, на основании которых можно судить о том, с какими явлениями и предметами человек имеет дело. Однако субъективно мы отмечаем обратное соотношение: уже возникшие (автоматически созданные) образы восприятия расчленяются на отдельные качества – нам не приходится собирать целостные образы из разрозненных ощущений. Например, чтобы описать характеристики комнаты, в которой мы находимся, нам приходится иметь дело с уже сложившимся образом этой комнаты.

В зависимости от преобладающей  роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Существует также классификация  видов воспри-ятия по формам существования  материи. По это-му параметру выделяются: восприятие времени — как отражение объективной временной действительности; восприятие движения — как измене-ние положения объекта в пространстве и во вре-мени (т.е. направления и скорости) и восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяженности), глубины и удаленности от объекта, а также направления, в котором находится объект восприятия. 

В качестве ведущих свойств  восприятия можно назвать следующие:  
1. Целостность — свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон.  
2. Предметность, выражающаяся в отнесении наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности.  
3. Осмысленность, обеспечивающая осознание того, что воспринимается; истолкование образов, возникающих в результате восприятия в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смысла.  
4. Обобщенность - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных по какому-либо признаку.  
5. Константность, характеризующая относи-тельное постоянство формы, величины и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия (именно благодаря этому свойству мы получаем возможность узнавать предметы в раз-личной обстановке).  
6. Избирательность - преимущественное вы-деление одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия. 

Информация о работе Психология как наука