Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:15, доклад
Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: психе – «душа» и логос – «слово, учение». Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих вформе внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.
Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.
Индивидуальность личности скла
Психология учитывает, что Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как Совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность как самоуправляемая система
Активность
личности упорядочена и целесообразна.
Это достигается тонким управлением как познавательной,
так и практической деятельностью. Именно
при согласовании знаний и опыта личность
действует наиболее целесообразно. Вот
почему так важно раскрыть психологический механ
Все в личности упорядочено, системно, целесообразно, согласовано как в статике, так и динамике. Все это обеспечивается благодаря собственному самоуправлению.
Человек не автоматически переключается с одного дела на другое, а сознательно, при учете социальной ситуации, оценке значимости импульсов, учете последствий действий и т. п. Он может выбирать, и в этом состоит его свобода воли.
Высшая саморегуляция
«Я» как система саморегуляции начинает формироваться в детстве под влиянием оценок взрослых и осознания своих возможностей. Сформировавшись определенным образом, она может сохраняться на протяжении всей жизни, и ее изменение требует нередко сильных или слабых, но продолжительных воздействий, особенно со стороны авторитетных лиц.
Человек, осознавая
свои силы в процессе деятельности,
в последующем сам может
Можно допустить, что личность может преодолеть так называемый комплекс неполноценности или, по крайней мере, его замаскировать. Способность к самоуправлению меняется с возрастом и в связи с патологическими изменениями личности.
Самый высокий уровень самоуправления достигается в зрелом возрасте, где знания уже апробированы жизнью, сама личность достигла наивысшего уровня развития всех сил и способностей и испытана во всех отношениях. Само собой разумеется, что и в этот возрастной период самоуправление у отдельных индивидов может находиться на различных уровнях.
Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Виды внимания:
Проявление внимания
связано как с сенсорными, так
и с интеллектуальными
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.
Если направленность
и сосредоточенность носят
Восприятие
Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, которые обладают нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные. Восприятие – это отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием предметов или явлений, с отнесением их к определенной категории. Оно осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа и обусловлено тем, какие признаки объекта избираются в качестве исходных при его опознании.
Ощущение и восприятие
теснейшим образом связаны
Филогенетически и в онтогенезе ощущения развиваются несколько раньше, а восприятие целостных предметов складывается уже на основе существующей способности к ощущениям. Такое же соотношение между ними существует и у взрослого человека, поскольку физиологически раздражение сначала возникает на рецепторах органов чувств, а затем, перемещаясь по нервным волокнам, оно подвергается сложной переработке, в результате которой складываются образы, на основании которых можно судить о том, с какими явлениями и предметами человек имеет дело. Однако субъективно мы отмечаем обратное соотношение: уже возникшие (автоматически созданные) образы восприятия расчленяются на отдельные качества – нам не приходится собирать целостные образы из разрозненных ощущений. Например, чтобы описать характеристики комнаты, в которой мы находимся, нам приходится иметь дело с уже сложившимся образом этой комнаты.
В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.
Существует также
В качестве ведущих свойств
восприятия можно назвать следующие:
1. Целостность — свойство, позволяющее
получить целостный образ предмета во
всем многообразии и соотношении его свойств
и сторон.
2. Предметность, выражающаяся в отнесении
наглядного образа восприятия к определенным
предметам внешнего мира или моментам
объективной действительности.
3. Осмысленность, обеспечивающая осознание
того, что воспринимается; истолкование
образов, возникающих в результате восприятия
в соответствии со знаниями субъекта,
его прошлым опытом, придание им определенного
смысла.
4. Обобщенность - отражение единичных
объектов как особого проявления общего,
представляющего определенный класс объектов,
однородных по какому-либо признаку.
5. Константность, характеризующая относи-тельное
постоянство формы, величины и цвета предметов
при изменяющихся условиях их восприятия
(именно благодаря этому свойству мы получаем
возможность узнавать предметы в раз-личной
обстановке).
6. Избирательность - преимущественное
вы-деление одних объектов по сравнению
с другими, раскрывающее активность человеческого
восприятия.