Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:18, лекция

Описание работы

Психология как наука одновременно и древняя, и молодая, она привлекала к себе внимание на протяжении многих веков. Первые попытки проникновения в тайны человеческой души относятся к середине 1 тысячелетия до н. э. , но точной, экспериментальной наукой психология стала сравнительно недавно.

Содержание

1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической науки. Методы психологических исследований.
2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознанательное, предсознательное и бессознательное.
3. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведение. Общественное и индивидуальное сознание.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа1.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

   Иногда  мы поступаем так или иначе,  не задумываясь. Но если мы  задумываемся об этом, то можем  объяснить причины своего поведения.

  Явления  нашей психики, которые актуально  не осознаются, но могут быть  осознаны в любой момент, называются предсознательными.

Вместе с  тем, многие наши переживания, отношения, чувства, мы не можем осознать или  осознаем неправильно. Однако все они  воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.

   Открывший  бессознательное, австрийский психиатр  и психолог З.Фрейд считал, что  бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.

   Сознание  и бессознательное по З.Фрейду  находятся в постоянном конфликте.  Бессознательное проявляется в  сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках. Бессознательные влечения могут быть источником напряжения, сильных внутренних конфликтов, порождать неврозы, психозы и серьезные соматические болезни, например, язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симптомов, необходима специальная психологическая работа.

   В  современной психологии показано, что область бессознательного не ограничивается неприемлемыми для сознания человека мотивами. Она гораздо шире.

   К  ней относятся многие другие  явления психики. Например, бессознательная  установка, т. е. готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изучалась грузинскими психологами во главе с Д.Н.Узнадзе.

   К  сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств. Известен, например, прием «нечестной рекламы», так называемый 36-й кадр.  В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продукта. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает. Так, описан случай, когда такой прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко выросла.

   Между  сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личностные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считают, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания. 
 

   Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

   Активность  любого организма порождается  его потребностями и направлена  на удовлетворение этих потребностей. Это же относится и к человеку. Естественные, культурные, материальные, духовные, личные, общественные потребности порождают разнообразные формы активности человека, предопределяют его существование и развитие. Однако отношение к потребностям у человека принципиально иное, чем у животных.

   Поведение  животного всегда непосредственно  направлено на удовлетворение той или иной потребности. Потребность не только толкает животное на активность, но и определяет формы этой активности, т. К. именно потребности организма определяют, какие объекты, предметы, явления окружающего мира становятся для животного обязательными, необходимыми для удовлетворения той или иной потребности, и таким образом непосредственно обусловливают формы его поведения.

   Формы  же поведения человека определяются  не самой потребностью, а общественными  способами ее удовлетворения. Саама по себе ложка вовсе не обязательна для удовлетворения потребности в пище. Но для человека подобные предметы выступают как необходимое условие удовлетворения потребности. Таким образом, активность человека стимулируют не биологически значимые вещи, а способы их употребления, т. Е. функции этих вещей в общественной практике.

   Деятельность  человека – это активность, направленная  на достижение сознательно поставленных  целей, связанных с удовлетворением  его потребностей и интересов,  на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Она имеет ряд отличительных психологических черт.

   Деятельность  человека носит сознательный  характер: человек осознает цель  и способы ее достижения, предвидит  результат. Если человек не  осознает цели, то нельзя говорить и о деятельности в человеческом смысле слова. В этом случае имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

   Деятельность  человека носит общественный  характер, она осуществляется, как правило, в обществе или группе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Именно в процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

   В  структуре деятельности прежде  всего выделяют цели и мотивы.

   Цель  – это то, ради чего действует  человек, а мотив – это то, почему действует человек. Например: какова цель читателей данной  книги? Она у всех одинакова  – прочитать ее. А почему, зачем  нужно читать эту книгу? У каждого есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.

   Обычно  деятельность человека обусловливается  не каким-нибудь одним мотивом  и одной целью, а целой системой  целей и мотивов – ближайших,  более отдаленных и общих. Важно,  чтобы человек видел не только  ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели  это придает силы для преодоления препятствий. Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл. Любой вид деятельности связан с движениями независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов.

   Принято  различать действие и движение.

   Действие  – относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи.

   Движение  – составная часть действия.

   Несмотря  на внешнее многообразие, все  движения человека складываются, как правило, из трех простых  элементов – «взять», «переместить», «отпустить» в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и координированностью. Кроме предметных движений в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие изменение положения тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

   Таким  образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты:

*** постановка  цели;

*** планирование  работы;

*** выполнение, осуществление деятельности;

*** проверка  результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов  с запланированными;

*** подведение  итогов деятельности и ее оценка.

   Поведение – внешняя двигательная активность живых существ, включающая момент неподвижности. Поведение есть исполнительное звено взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

   Поведение  представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий (поступков), которые обеспечивают практический контакт организма с окружающими условиями, опосредуют отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, обеспечивают удовлетворение потребностей организма, достижение определенных целей.

   Поведение  человека всегда общественно  обусловлено, опосредовано языком  и другими знаково-смысловыми  системами, а также характеризуется  сознательностью, целенаправленностью,  произвольностью и, в норме, созидательностью.

   Единицами  поведения являются поступки, в  которых формируются и в то  же время выражаются позиция  личности, ее моральные убеждения.  Эти характеристики, а также другие, определяющие поведение человека, относятся к направленности личности. Поэтому можно сказать, что поведение и деятельность развитой личности определяется ее направленностью. Действительно, чтобы узнать человека, очень важно знать, что он успел сделать на своем жизненном пути. Но еще важнее понять, к чему он стремиться и во имя чего, а также каким образом намерен достичь поставленной перед собой жизненной цели. Все это определяет направленность личности.

   Направленность  личности – это система побуждений, обусловливающая избирательность  отношений к активности человека. Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами:

  • Уровень – это общественная значимость направленности человека. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности.
  • Широта направленности – количества интересов. Широкая направленность – явление полезное, однако при этом существует опасность дилетанства, т. Е. разбросанности, отсутствия глубоких устойчивых знаний в определенной области. Дилетант судит обо всем, но поверхностно, неквалифицированно и чаще всего неверно. Широкая направленность предполагает наличие одного центрального, главного интереса.
  • Интенсивность – эмоциональная окраска направленности. Имеет большой диапазон выраженности: от смутных, нечетких влечений до полной убежденности.
  • Устойчивость – характеристика направленности во времени. В первую очередь это качество связано с настойчивостью как проявлением воли.
  • Действенность – активность человека в реализации целей в деятельности.
 
 

     Общественное  сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. 
            Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. 
       Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности. Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе. 
       Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна. Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. 
              Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

Информация о работе Психология как наука