Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:18, лекция
Психология как наука одновременно и древняя, и молодая, она привлекала к себе внимание на протяжении многих веков. Первые попытки проникновения в тайны человеческой души относятся к середине 1 тысячелетия до н. э. , но точной, экспериментальной наукой психология стала сравнительно недавно.
1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической науки. Методы психологических исследований.
2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознанательное, предсознательное и бессознательное.
3. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведение. Общественное и индивидуальное сознание.
Иногда
мы поступаем так или иначе,
не задумываясь. Но если мы
задумываемся об этом, то можем
объяснить причины своего
Явления
нашей психики, которые
Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства, мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.
Открывший
бессознательное, австрийский
Сознание
и бессознательное по З.Фрейду
находятся в постоянном
В
современной психологии
К ней относятся многие другие явления психики. Например, бессознательная установка, т. е. готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изучалась грузинскими психологами во главе с Д.Н.Узнадзе.
К
сфере бессознательного
Между
сознанием и бессознательным, считают
многие направления современной науки,
нет непреодолимого противоречия, конфликта.
Они являются составляющими психики человека.
Ряд образований (например, личностные
смыслы) в равной степени относятся и к
сознанию, и к бессознательному. Поэтому
многие ученые считают, что бессознательное
следует рассматривать как часть сознания.
Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Активность
любого организма порождается
его потребностями и
Поведение
животного всегда
Формы
же поведения человека
Деятельность
человека – это активность, направленная
на достижение сознательно
Деятельность человека носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Если человек не осознает цели, то нельзя говорить и о деятельности в человеческом смысле слова. В этом случае имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в обществе или группе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Именно в процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.
В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
Цель
– это то, ради чего действует
человек, а мотив – это то,
почему действует человек.
Обычно
деятельность человека
Принято различать действие и движение.
Действие – относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи.
Движение – составная часть действия.
Несмотря
на внешнее многообразие, все
движения человека
Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты:
*** постановка цели;
*** планирование работы;
*** выполнение, осуществление деятельности;
*** проверка
результатов, исправление
*** подведение итогов деятельности и ее оценка.
Поведение – внешняя двигательная активность живых существ, включающая момент неподвижности. Поведение есть исполнительное звено взаимодействия целостного организма с окружающей средой.
Поведение
представляет собой
Поведение
человека всегда общественно
обусловлено, опосредовано
Единицами
поведения являются поступки, в
которых формируются и в то
же время выражаются позиция
личности, ее моральные убеждения.
Эти характеристики, а также другие,
определяющие поведение
Направленность
личности – это система
Общественное
сознание представляет собой совокупность
идей, теорий, взглядов, представлений,
чувств, верований, эмоций людей, настроений,
в которых отражается природа, материальная
жизнь общества и вся система общественных
отношений. Общественное сознание формируется
и развивается вместе с возникновением
общественного бытия, так как сознание
возможно только как продукт социальных
отношений. Но и общество может быть названо
обществом лишь тогда, когда сложились
его основные элементы, в том числе и общественное
сознание.
Общество есть материально-идеальная
реальность. Совокупность обобщенных
представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций, т.е. всего того, что составляет
содержание общественного сознания, образует
духовную реальность, выступает составной
частью общественного бытия. Но хотя материализм
и утверждает определенную роль общественного
бытия по отношению к общественному сознанию,
однако нельзя упрощенно говорить о первичности
первого и вторичности другого. Общественное
сознание возникло не спустя какое-то
время после возникновения общественного
бытия, а одновременно и в единстве с ним.
Без общественного сознания общество
просто не могло бы возникнуть и развиваться,
потому что оно существует как бы в двух
проявлениях: отражательной и активно-творческой.
Сущность сознания как раз в том и состоит,
что оно может отражать общественное бытие
только при условии одновременного активно-творческого
преобразования его.
Но, подчеркивая единство
общественного бытия и общественного
сознания, нельзя забывать и об их различии,
специфической разъединенности, относительной
самостоятельности. Особенностью общественного
сознания является то, что оно в своем
влиянии на бытие может как бы оценивать
его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать,
через практическую деятельность людей
преобразовывать его. А поэтому общественное
сознание эпохи может не только отражать
бытие, но и активно способствовать его
преобразованию. В этом заключается та
исторически сложившаяся функция общественного
сознания, которая делает его необходимым
и реально существующим элементом любого
общественного устройства. Никакие реформы,
если они не подкрепляются общественным
осознанием их смысла и необходимости,
не дадут ожидаемых результатов, а только
повиснут в воздухе.
Связь между общественным
бытием и общественным сознанием многогранна
и разнообразна. Так, вещи, созданные человеком,
представляют собой опредмечивание соответствующих
идей, органически содержат, таким образом,
в себе элементы общественного сознания.
Отражая общественное бытие, общественное
сознание способно активно влиять на него
через преобразовательную деятельность
людей. Относительная самостоятельность
общественного сознания проявляется в
том, что оно обладает преемственностью.
Новые идеи возникают не на пустом месте,
а как закономерный результат духовного
производства, на основе духовной культуры
прошлых поколений.
Общественное сознание представляет
собой особый социальный феномен, отличающийся
собственными, свойственными лишь ему
характеристиками, специфическими закономерностями
функционирования и развития. Общественное
сознание, отражая всю сложность и противоречивость
общественного бытия, является тоже противоречивым,
имеет сложную структуру. С появлением
классовых обществ оно приобрело классовую
структуру. Различия в социально-экономических
условиях жизни людей, естественно, находят
свое выражение в общественном сознании.
В государствах многонациональных существует
национальное сознание различных народов.
Взаимоотношения между различными нациями
отражаются в сознании людей. В тех обществах,
где национальное сознание превалирует
над общечеловеческим, верх берет национализм
и шовинизм. По уровню, глубине и степени
отражения общественного бытия в общественном
сознании различают сознание обыденное
и теоретическое. С точки зрения материальных
его носителей следует говорить об общественном,
групповом и индивидуальном сознании,
а в историко-генетическом плане рассматривают
общественное сознание в целом или его
особенности в различных общественно-экономических
формациях.