Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:18, лекция

Описание работы

Психология как наука одновременно и древняя, и молодая, она привлекала к себе внимание на протяжении многих веков. Первые попытки проникновения в тайны человеческой души относятся к середине 1 тысячелетия до н. э. , но точной, экспериментальной наукой психология стала сравнительно недавно.

Содержание

1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической науки. Методы психологических исследований.
2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознанательное, предсознательное и бессознательное.
3. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведение. Общественное и индивидуальное сознание.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа1.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ТЕМА 1. Психология как наука 
 

  1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической  науки. Методы психологических исследований.
  2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознанательное, предсознательное и бессознательное.
  3. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведение. Общественное и индивидуальное сознание.
 
 
 
 
 

   В  сравнении с другими научными  дисциплинами психология обладает особыми качествами. Как системой знаний его владеют немногие, однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все.

   Психология  как наука одновременно и древняя,  и молодая, она привлекала к  себе внимание на протяжении  многих веков. Первые попытки проникновения в тайны человеческой души относятся к середине 1 тысячелетия до н. э. ,  но точной, экспериментальной наукой психология стала сравнительно недавно.

   Как  часто мы произносим и слышим  слово «психология» ? Всегда ли мы вкладываем одинаковый смысл в это понятие? Что же оно означает? Как мы его понимаем?

   Если это «наука о душе» (термин «психология» происходит от греческих слов psyche- душа и logos- учение), то  где находится эта душа, почему ее не удается обнаружить при анатомическом препарировании человека? Почему сами психологи говорят об этом искусстве проникновения во внутренний мир другого человека?

   Неоднозначность  связана, прежде всего, с тем,  что психология имеет два значения: психология как наука и психология  как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно в последнем случае мы говорим о психологии того или иного человека,  групп людей, даже животных.

   Мы  с детства говорили: «я хочу»,  «я думаю», «я чувствую», «я  представляю»; мы рассуждали о  достоинствах и недостатках ума. Каждый из нас уже с раннего возраста умеет «чувствовать эмоциональное состояние другого человека, различать настроение других людей, особенности их характера. Такое понимание легло в основу житейской (бытовой) психологии, которая обобщает и закрепляет опыт многих поколений. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты, а порой просто неверны. Это, скорее, иллюзия знания, которая, к сожалению, заменяет подлинную образованность.

   Отличие  научной психологии от житейской состоит в том, что она знает ответ на вопрос, как, на основе чего делаются заключения и выводы. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.

   Психология  в своем развитии прошла четыре  этапа.

  1 этап – психология рассматривалась как наука о душе. Такое определение она получила более двух тысяч лет назад. Наличие души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

  2 этап – психология рассматривалась как наука о сознании. Возникла в ХУП в. С развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

  3 этап – психология рассматривалась как наука о поведении. Этот этап начался в ХХ в. Задача психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Мотивы поступков не учитывались.

  4 этап – психология рассматривается как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для современного этапа развития характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, учитывающую интересы практики.

   Итак, психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

   Специфической  особенностью человека является  наличие у него двойной жизни:  внешней, непосредственно наблюдаемой,  и внутренней, скрытой от посторонних  глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с собой. Внешне наблюдаемая жизнь дана нам в актах поведения. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее и будущее. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу собственной жизни.

   Современная  психология рассматривает психику  как свойство высокоорганизованной  материи, заключающееся в активном  отражении субъектом объективного мира. Психика – это не вещь и не предмет, а скорее, процесс. Работа психики возможна только в процессе активной деятельности человека, животного. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

   Психология изучает психические явления: психические явления, психические состояния, психические свойства и психические образования.

   Психические  процессы описывают три основные  стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно  в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятия, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться не чем-либо.

   Чувства,  эмоции отражают переживание  человеком своего отношения к  явлениям окружающего мира, событиям  своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны в его жизни.

   Воля  обеспечивает сознательную регуляцию  поведения, возможность действовать  по- принятому намеренно.

   Психические  состояния – относительно устойчивые  психические явления. К психическим  состояниям относятся: бодрость, утомления, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни.

   Психические  свойства – наиболее устойчивые  и существенные особенности, отличающие  человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, черты характера, темперамент, способности.

   Психические  образования – это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается  человеком в процессе жизнедеятельности. Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют раздельно, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

   Единство  всех сторон психической жизни  человека служит основанием для его активности. Жить – значит быть активным, действовать. Активность обусловливает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой в соответствии с внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Основные виды деятельности человека – игра, учение, труд, творчество. Именно в процессе деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.

   Современная  психология представляет собой  широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Представьте себе могучий ствол, от которого отходят ветви. Ствол – это общая психология, которая изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии. Общая психология – фундамент всех остальных ее отраслей.

   Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Исследуются различия как между конкретными индивидами, так и между определенными группами (например, между мужчинами и женщинами, представителями различных профессий, социальных, национальных, этических групп). Выявляются предпосылки и причины этих различий.

   Социальная  психология изучает социально-психологические  проявления личности человека, его взаимоотношения с другими людьми, их группами, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей).

   Психодиагностика  – отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, возможности применения этих инструментов на практике. Психодиагностика позволяет выявить и измерить уровень развития интеллекта, способности, свойства личности, интересы. Благодаря психодиагностики можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины поведения и поступков.

   Возрастная  психология, или психология развития, исследует развитие психики человека  и ее особенностей на протяжении онтогенеза (онтогенез – процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти). Этот термин используется не только в психологии, но и в физиологии, медицине, биологии. Возрастная психология включает детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и психологию старости. Она занимается изучением психологических особенностей каждого возраста, особенностей перехода от одного возрастного периода к другому.

   Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания на формирование качеств личности, развитие ее способностей и интересов, выявляет психологические закономерности обучения и воспитания.

   Психология  как и любая наука подразделяется  на теоретическую и практическую. Задача первой – разработка теории, второй – использование полученных знаний в различных сферах жизни. Психологи-практики работают почти во всех областях человеческой деятельности.

   Психолог  располагает средствами, позволяющими  предупредить возможные нарушения,  отклонения в развитии.

   Психику  и поведение человека невозможно  понять без знания его природной  и социальной сущности, поэтому  изучение психологии предполагает  знакомство с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы. Психология тесно связана с историей общества и его культурой, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Психология тесно взаимодействует с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

   Сознание, мышление и многие другие психические  явления не даны от рождения, а формируются в онтогенезе, в  процессе воспитания и образования. Отсюда – связь психологии с педагогикой. Практически любовь вопрос обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. Очень важно знать, что человеку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении является врожденным, социально обусловленным и что – приобретенным, социально обусловленным.

   Развитие  человеческих задатков, превращение  их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии невозможно. 
 

   В  настоящее время задачи развития  личности в условиях значительного  ускорения научно-технического прогресса  и уже достигнутые успехи в  развитии конкретных психологических исследований позволяют по-новому понять возможности психологии и ее участие в процессе обучения и воспитания школьников. Психологи формулируют задачи, которые стоят перед психологической наукой и от решения которых зависит успешность осуществления важнейших педагогических проблем.

  Первая задача предполагает такое построение психологических исследований, которое не столько направлено на обоснование готового и утвердившегося, сколько опережает устоявшуюся педагогическую практику, прокладывает для нее новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания.

  Вторая задача, вытекающая из первой, обусловлена требованиями, которые предъявляет педагогике научно-технический прогресс. Масса информации, обязательной для усвоения, возрастает с большой скоростью. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда становится ясно, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. На первый план выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы учащемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали бы человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. 
 
 

   Методы, с помощью которых добываются  научные факты, очень важны  для любой науки, но для психологии  они имеют особое значение. Чтобы понять это, представим, как вообще строится научное исследование в других областях знаний. В ходе опыта важно четко выделить его составляющие: во-первых, это человек, который осуществляет опыт или ведет наблюдение (субъект познания); во-вторых, это то, что человек изучает (объект познания) – растения, животные, химические элементы и т.д. Теперь представьте себе, что вы исследователь-психолог, которому предстоит изучать психические особенности другого человека.

Информация о работе Психология как наука