Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:18, лекция
Психология как наука одновременно и древняя, и молодая, она привлекала к себе внимание на протяжении многих веков. Первые попытки проникновения в тайны человеческой души относятся к середине 1 тысячелетия до н. э. , но точной, экспериментальной наукой психология стала сравнительно недавно.
1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической науки. Методы психологических исследований.
2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознанательное, предсознательное и бессознательное.
3. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведение. Общественное и индивидуальное сознание.
ТЕМА 1. Психология как
наука
В сравнении с другими научными дисциплинами психология обладает особыми качествами. Как системой знаний его владеют немногие, однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все.
Психология
как наука одновременно и
Как часто мы произносим и слышим слово «психология» ? Всегда ли мы вкладываем одинаковый смысл в это понятие? Что же оно означает? Как мы его понимаем?
Если это «наука о душе» (термин «психология» происходит от греческих слов psyche- душа и logos- учение), то где находится эта душа, почему ее не удается обнаружить при анатомическом препарировании человека? Почему сами психологи говорят об этом искусстве проникновения во внутренний мир другого человека?
Неоднозначность
связана, прежде всего, с тем,
что психология имеет два
Мы с детства говорили: «я хочу», «я думаю», «я чувствую», «я представляю»; мы рассуждали о достоинствах и недостатках ума. Каждый из нас уже с раннего возраста умеет «чувствовать эмоциональное состояние другого человека, различать настроение других людей, особенности их характера. Такое понимание легло в основу житейской (бытовой) психологии, которая обобщает и закрепляет опыт многих поколений. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты, а порой просто неверны. Это, скорее, иллюзия знания, которая, к сожалению, заменяет подлинную образованность.
Отличие научной психологии от житейской состоит в том, что она знает ответ на вопрос, как, на основе чего делаются заключения и выводы. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.
Психология
в своем развитии прошла
1 этап – психология рассматривалась как наука о душе. Такое определение она получила более двух тысяч лет назад. Наличие души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2 этап – психология рассматривалась как наука о сознании. Возникла в ХУП в. С развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3 этап – психология рассматривалась как наука о поведении. Этот этап начался в ХХ в. Задача психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Мотивы поступков не учитывались.
4 этап – психология рассматривается как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для современного этапа развития характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, учитывающую интересы практики.
Итак, психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.
Специфической
особенностью человека
Современная
психология рассматривает
Психология изучает психические явления: психические явления, психические состояния, психические свойства и психические образования.
Психические
процессы описывают три
Чувства,
эмоции отражают переживание
человеком своего отношения к
явлениям окружающего мира, событиям
своей внутренней жизни,
Воля
обеспечивает сознательную
Психические
состояния – относительно
Психические
свойства – наиболее
Психические образования – это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности. Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют раздельно, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Жить – значит быть активным, действовать. Активность обусловливает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой в соответствии с внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Основные виды деятельности человека – игра, учение, труд, творчество. Именно в процессе деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.
Современная психология представляет собой широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Представьте себе могучий ствол, от которого отходят ветви. Ствол – это общая психология, которая изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии. Общая психология – фундамент всех остальных ее отраслей.
Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Исследуются различия как между конкретными индивидами, так и между определенными группами (например, между мужчинами и женщинами, представителями различных профессий, социальных, национальных, этических групп). Выявляются предпосылки и причины этих различий.
Социальная
психология изучает социально-
Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, возможности применения этих инструментов на практике. Психодиагностика позволяет выявить и измерить уровень развития интеллекта, способности, свойства личности, интересы. Благодаря психодиагностики можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины поведения и поступков.
Возрастная
психология, или психология развития,
исследует развитие психики
Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания на формирование качеств личности, развитие ее способностей и интересов, выявляет психологические закономерности обучения и воспитания.
Психология
как и любая наука
Психолог
располагает средствами, позволяющими
предупредить возможные
Психику
и поведение человека
Сознание,
мышление и многие другие
Развитие
человеческих задатков, превращение
их в способности – одна из задач
обучения и воспитания, решить которую
без знания психологии невозможно.
В
настоящее время задачи
Первая задача предполагает такое построение психологических исследований, которое не столько направлено на обоснование готового и утвердившегося, сколько опережает устоявшуюся педагогическую практику, прокладывает для нее новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания.
Вторая
задача, вытекающая из первой, обусловлена
требованиями, которые предъявляет педагогике
научно-технический прогресс. Масса информации,
обязательной для усвоения, возрастает
с большой скоростью. Установлено, что
информация быстро устаревает и нуждается
в обновлении. Отсюда становится ясно,
что обучение, которое ориентировано главным
образом на запоминание и сохранение материала
в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять
современным требованиям. На первый план
выступает проблема формирования таких
качеств мышления, которые позволили бы
учащемуся самостоятельно усваивать постоянно
возобновляющуюся информацию, развитие
таких способностей, которые, сохранившись
и после завершения образования, обеспечивали
бы человеку возможность не отставать
от ускоряющегося научно-технического
прогресса.
Методы,
с помощью которых добываются
научные факты, очень важны
для любой науки, но для