Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:18, лекция
Психология как наука одновременно и древняя, и молодая, она привлекала к себе внимание на протяжении многих веков. Первые попытки проникновения в тайны человеческой души относятся к середине 1 тысячелетия до н. э. , но точной, экспериментальной наукой психология стала сравнительно недавно.
1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической науки. Методы психологических исследований.
2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознанательное, предсознательное и бессознательное.
3. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведение. Общественное и индивидуальное сознание.
Для
психолога все иначе: его
Применяемые
сегодня в психологии методы
можно разделить на три
Мир вокруг нас постоянно меняется, и все живые существа должны уметь адаптироваться (приспосабливаться) к новым условиям. Для адаптации к непостоянству внешнего мира и существует психика. Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, и регуляция на этой основе поведения и деятельности.
Из
данного определения следует
ряд основополагающих суждений
о природе и механизмах
*** во-первых, психика – это свойство только живой материи, причем высокоорганизованной;
*** во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир;
*** в-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды.
До
сих пор точно не известно,
когда появилась психика в
эволюции живых существ. Можно
ли считать, что живое
В
ходе эволюции возникает новая
форма раздражимости – чувствит
Поведение
– это сложный комплекс
Возможность
осуществления сложного
Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность, поведение высших животных, сознание человека.
Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособление к реальности.
В
исследовании психических
Выделяют три основные функции психики: познавательную, регулятивную и коммуникативную.
Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику.
Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю реальность. Эндопсихика – часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма: наши потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. К интропсихике относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма и невозможно считать их источником внешнюю реальность.
Существует еще проблема происхождения психики. Чем обусловлено наличие такого феномена, каковым является психика? Точки зрения на это различны:
*** идеалистическая. Душа в своем происхождении не связана с телом и имеет божественное происхождение;
*** дуалистическая. У человека существуют два начала – психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Они развиваются параллельно и в определенной степени связаны друг с другом;
***
материалистическая. Феномен психики
обусловлен эволюцией живой природы, и
его существование должно рассматриваться
как свойство высокоорганизованной материи.
Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:
1) оно предполагает
не просто изменения в
2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;
3) отражение
зависит от среды и
Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов. Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для внутренней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую ступень - нейрофизиологического отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий, лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы, “видового опыта” организма. Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диалектического единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит свое более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой. Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи.
Психический образ выступает как отражение объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах. Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень.
Правда, следует
признать, что с развитием абстрактного
мышления появилась и возможность “больной
фантазии”, преувеличения относительной
самостоятельности мысли, ее отрыва от
действительности, формируются религия,
а затем и идеализм. Наконец, отражение
приобретает социально - детерминированный
характер. Это находит свое выражение
прежде всего в общественной природе сознания,
что проявляется, в частности, в возникновении
языка и в нерасторжимом его единстве
с мышлением. Наряду с этим социальная
обусловленность сознания обнаруживается
в его зависимости от общественных отношений,
в том, что сознание людей меняется с развитием
общества, а общественное сознание является
отражением общественного бытия.
В начале своего развития сознание человека направленно на внешний мир. Человек осознает, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как существующий отдельно от него. Позже появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Другое
направление связано с
Каждая новая эпоха отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Сознанию человека присущи следующие психологические характеристики.
Сознание
следует отличать от