Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:59, реферат

Описание работы

Область психических явлений – обычно понимаются факты субъективного, внутреннего опыта, могут быть сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 56.38 Кб (Скачать)

 

1) самопознания путем сравнения  себя с другими, усвоения оценок  других о себе, приписывания себе  определенных качеств;

2) самоотношения (эмоциональная сторона самосознания), которое активно защищается индивидом с помощью механизмов вытеснения, рационализации, проекции, идентификации и других;

3) саморегуляции - стремления повысить самооценку, завоевать уважение, самоконтроль, самовоспитание.

 

В Я-концепции сочетаются несколько различных «образов Я»:

- «реальное Я» - представление о  том, каков я есть на самом  деле, сейчас;

- «динамическое Я» - образ, которому человек намерен соответствовать и уже становится;

- «идеальное Я» - каким я должен быть, ориентируясь на моральные нормы и идеалы общества;

- «фантастическое Я» - представление  о том, каким хотел бы стать,  если бы это было возможно;

- «ожидаемое Я» - предполагаемое  мнение о себе со стороны  окружающих;

- «представляемое Я» - желание выглядеть  определенным образом перед другими.

 

Эти и другие образы Я различаются  по своему характеру и роли, которые  они играют в жизни человека. Значение динамического и фантастического  Я велико, когда человек строит планы на будущее. При оценке этих образов Я важно не подменить  «фантастическим Я» правильного понимания личностью своего положения в жизни, ведь если воображаемое и действительное не совпадают постоянно, человек теряет чувство реальности. Иногда в сознании человека незаметно для него самого совмещается «ожидаемое Я» и «представляемое Я» - он начинает воображать, что все вокруг видят его

именно таким, каким он хотел  бы выглядеть в их глазах. Часто  это порождает досадные ошибки и  комичные ситуации. У сильной, волевой личности «идеальное Я» управляет другими образами Я, проверяя, контролируя «реальное Я» и «представляемое Я»: таков ли ты и на самом деле, каким ты должен быть, или «изображаешь» себя окружающим.

Не следует забывать, что все  «Я-образы», из которых складывается и «Я-концепция» - лишь субъективное представление человека о самом себе. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себя окружающим и каким видит себя в данный момент - все это может совпадать, а может и не совпадать с тем, он есть на самом деле. Поэтому важнейшая задача для человека - осуществить правильную самооценку, соотнося ее с оценкой окружающих.

В динамике самосознания можно выделить уровни: первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному  осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек  не только выделяет себя из предметного  мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем; второй уровень  самосознания реализуется в осознании  своей принадлежности к тому или  иному сообществу, к той или  иной культуре и социальной группе; третий уровень развития самосознания самый высокий - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая  хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и  нести ответственность за них, что  предполагает необходимость и возможность  как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

Таким образом, самосознание характеризует  не только самопознание, но и сопоставление  себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности  или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком  своего «Я» опять-таки может реализоваться  лишь через сопоставление себя с  другими людьми. Это лишний раз  свидетельствует об общественной природе  сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.

Самосознание характеризуется  двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром  вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона  самосознания, которая, напротив, сосредоточивает  внимание на самих его явлениях и  формах.

В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя  себя с идеалом, размышляя о своем  отношении к жизни, закрепляя  или, наоборот, меняя определенные жизненные  ориентиры. При этом в оценках  и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная. Кроме  сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты). Само бессознательное имеет три  основных уровня.

К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением  простейших нужд и потребностей.

Второй, более высокий уровень  бессознательного - это процессы и  состояния, которые могут реализоваться  в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д.

Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Многие привычные действия мы выполняем  без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения  этих задач, может быть направлено на иные предметы.

В последнее время разрабатывается  понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В.Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры.

Все остальное -- неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:

- бессознательное - биологические потребности, инстинкты;

- подсознание - все то, что было  или может быть осознано;

- сверхсознание - неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью.

Язык сверхсознания - эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.

Итак, сознание как сложно организованная структура характеризуется такими функциями, как:

во-первых, направленность речемыслительных, чувственно-эмоциональных и регулятивно-волевых  процессов на прием и идентификацию  когнитивной информации;

во-вторых, подключение к актам  переработки информации внутренних ресурсов сознания (эмоций, памяти, воли, воображения и т. д.).

Таким образом, сознание представляет собой открытую систему, в которой  имеют место не только точные понятия, теоретические знания и операциональные действия, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира.

Однако их не следует расценивать  как некие фантазии, направленные на приукрашивание действительности, потому что они выполняют очень  серьезную функцию открытия новых  возможностей и, тем самым, имеют  высокое информационное значение.

5.Психологические явления,  основные характеристики психологических  процессов.

Все психические явления делятся  на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

 

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических  проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются  в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный  тон ощущений, эмоциональный отклик  на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния  —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности  сознания (они проявляются в различных  уровнях внимательности).

Особенность психических процессов  в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В современной  психологии принято считать, что  психические процессы тесно взаимосвязаны  и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под  названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно  не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке  разрабатываются интегративные  подходы к психике, и классификация  психических процессов имеет  скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ, 1992.

 

 Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. , 1977.

 

 Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. М., 1980.

 

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

 

  Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. М., 1972.

 

Саганенко Г.Н. Социологическая информация. Л., 1977.

 

  Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа,   методы. Самара, 1995.

 


Информация о работе Психология как наука