Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:59, реферат

Описание работы

Область психических явлений – обычно понимаются факты субъективного, внутреннего опыта, могут быть сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 56.38 Кб (Скачать)

1.Психология как наука

 

Определение психологии:

Psuche (греч.) – душа. Logos (греч.) – смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Т.е., психология – знание о психике, наука, изучающая ее. Имеет несколько значений:

 

Психология - наука о психике. Психика  – (как объект психологии) - свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или  животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

 

Область психических явлений –  обычно понимаются факты субъективного, внутреннего опыта, могут быть сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек.

 

 

 

Связана с общей психологией.

Психология - наука, изучающая психическую, «душевную» жизнь, как особую реальность. Она характеризует особенности конкретного индивида (свойства психики, сознания как человека вообще), как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений, предпочтений, черт характера.

 

 

 

Связана с дифференциальной психологией, т.е. психология как наука, это:

1.Знание о психике субъекта

2.Знание о психологии субъекта

Отличия научной и житейской  психологии

 

Два значения слова «психолог» -

1.Представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей.

 

2.Человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. Подлинные знатоки человеческих отношений – писатели, мыслители.

 

Им соответствуют две разные области психологического знания –  научная и житейская психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно (в 1879 г., В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии), то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики (различие и учет особенностей психического склада).

 

Основное отличие научной психологии от житейской психологии: для житейской поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. В научной возможно в специальной экспериментальной ситуации выделить элементы явления, воспроизвести их, измерить, выявить связи этих элементов и устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица№1

 

Отличие научной психологии от житейской  психологии

 

Процессы

Житейская психология

Научная психология

 

Получение знаний

 

Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным  образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно.

Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод –  целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.

 

Сохранение знаний

 

Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.

Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.

 

 

Воспроизведение

Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.

Полная фиксация условий получения  знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных  теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.


 

 

 

Научная психология – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

 

Взаимосвязь научной и житейской  психологии

Активно проникают друг в друга, житейская психология отстает от научной психологии на 100 лет, но является ее основанием, фундаментом, практический психолог = житейский (совпадают в одном лице)

 

 

2. Методологические проблемы психологии

 

Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой  науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической  революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и  резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы  организации науки, создаются большие  исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать  единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В  связи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных  методов, применяемых в качестве "сквозных" в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей и большей  степени контролировать свои познавательные действия, анализировать сами средства, которыми пользуются в исследовательской  практике. Доказательством того, что  интерес современной науки к  проблемам методологии особенно велик, является факт возникновения  особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии  научного исследования. Характерным, однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической рефлексии – внутринаучная методологическая рефлексия.

 

Все сказанное относится и к  социальной психологии (Методология  и методы социальной психологии, 1979), причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная  молодость социальной психологии как  науки, сложность ее происхождения  и статуса, порождающие необходимость  руководствоваться в исследовательской  практике одновременно методологическими  принципами двух различных научных  дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии – своеобразного соотнесения, "наложения" друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей.

 

Прежде чем более конкретно  говорить о методологических проблемах  в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном  научном знании термином "методология" обозначаются три различных уровня научного подхода:

 

    1.Общая методология – некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

 

    2.Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек – субъект – определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, таким образом, "открывается теперь в своей действительной полноте в качестве объемлющей оба полюса – и полюс объекта, и полюс субъекта" (Леонтьев, 1975. С. 159). В ходе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет потребности, при этом же рождаются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.

      Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования – группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности;в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности – потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного "социального контекста" – данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.

 

   3. Методология – как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методика". Однако в ряде других языков, например в английском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики (или методы, если слово "метод" понимать в этом узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

 

Суть внедрения предложенной "иерархии" различных методологических уровней  заключается именно в том, чтобы  не допускать в социальной психологии сведения всех методологических проблем  только к третьему значению этого  понятия. Главная мысль заключается  в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться  изолированно от общей и специальной  методологии. Это значит, что любой  методический прием – анкета, тест, социометрия – всегда применяется  в определенном "методологическом ключе", т.е. при условии решения  ряда более принципиальных вопросов исследования. Суть дела заключается  также и в том, что философские  принципы не могут быть применены  в исследованиях каждой науки  непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методических приемов, то они могут быть относительно независимы от методологических принципов  и применяться практически в  одинаковой форме в рамках различных  методологических ориентации, хотя общий  набор методик, генеральная стратегия  их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.

 

Теперь необходимо уточнить, что  же понимается в современной логике и методологии науки под выражением "научное исследование". Следует  помнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит именно в опоре на "исследования", а не на "спекуляции". Противопоставление исследования спекуляции законно, но при  условии, что оно соблюдается  точно, а не подменяется противопоставлением "исследование – теория". Поэтому, выявляя черты современного научного исследования, важно корректно ставить  эти вопросы. Обычно называют следующие  черты научного исследования:

 

   а) оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;

 

    б)в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;

 

    в)для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;

 

    г)его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.

  

3. Понятие психики, этапы развития, отличие психики человека от психики животного.

 

Понятие о психике и ее эволюции

 

Понятие о психике

Психология — наука, изучающая  психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике  относятся также интересы и способности  человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства, волевые процессы? Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как  развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.

Человек является членом общества, и  поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни  и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание. «...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс).

Классики марксизма-ленинизма —  Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин — указывают, что источником ощущений, представлений, мыслей является внешний, материальный мир, а психика, сознание человека, является отображением окружающего  мира.

Информация о работе Психология как наука