Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:59, реферат
Область психических явлений – обычно понимаются факты субъективного, внутреннего опыта, могут быть сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек.
Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и
человека состоит в чувствах.
Животные также способны
4. Условия развития психики
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
4. Общее представление о сознании, основные функции сознания
Психика человека - высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание - это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.
Сознание - одно из основных понятий
философии, психологии, обозначающее человеческую
способность идеального воспроизведения
действительности в психике. Это
высшая форма психического отражения,
свойственная общественно развитому
человеку и связанная с речью,
идеальная сторона
Человек может, думая о предметах, явлениях мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от повседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и выводы.
Особая форма сознания - самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.
Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого.
Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются божественным даром человеку.
Психологи, руководствующиеся
В процессе развития психологической
науки эти две точки зрения
то мирно сосуществовали, то резко
противопоставлялись друг другу. Современный
период можно рассматривать как
попытку взаимного
Основные функции сознания
C помощью своего сознания
1) познавательную функцию, с
помощью которой человек
2) ценностно-ориентационную
3) управленческую функцию, с
помощью которой человек
Функция познания: верного, адекватного
отражения действительности - первейшая
функция сознания, выражающая саму
его сущность. Сознание позволяет
человеку проникнуть в сущность предметов,
процессов, явлений объективного мира,
получить информацию о них. Познание
осуществляется в формах отражения:
чувственного и рационального - на эмпирическом
и теоретическом уровнях
Благодаря единству познания, осознания, самосознания выполняется функция оценки получаемой информации. Человек оценивает степень адекватности и полноты получаемых данных о внешнем мире, оценивает с точки зрения своих потребностей и интересов саму действительность.
Сознание выполняет также
Высшие возможности сознания проявляются
в функции конструктивно-
На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. Но деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.
Функция прогностическая - человек
до определенного предела с
Можно назвать также
Таким образом, вышесказанное позволяет
дать следующую общую
Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы вявили,что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.
Деление на эти сферы однако условно, так как они не могут существовать друг без друга.
1. К интеллектуальной сфере
- мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;
- памяти: объем, скорость запоминания
и забывания, готовность к
- внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;
- восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.
Внимание - важный элемент сознания,
это способность сознания концентрироваться
на определенных видах познавательной
и любой иной деятельности, держать
их в своем фокусе. Здесь следует
назвать и память - способность
сознания накапливать информацию, хранить,
а при необходимости и
2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
Чувства - это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:
- нравственные чувства:
- эстетические: чувство прекрасного, юмора;
- интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.
Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.
Настроения, стрессы, аффекты - эмоциональные
состояния, различающиеся по своему
характеру и длительности. Аффекты
- это бурные кратковременные эмоциональные
вспышки (ярость, отчаяние, восторг). Настроение
- это общий эмоциональный фон,
на котором протекает деятельность
сознания. Стрессы - это особые кризисные
состояния, сходные по характеру
с аффектами, а по длительности -
с настроением. Они вызываются эмоциональным
напряжением, которое возникает
при серьезных трудностях и опасностях
(действительных или воображаемых).
У одних людей стресс вызывает
повышение активности (стресс льва),
у других - падение активности (стресс
кролика). Переживания являются субъективной
формой протекания эмоциональных процессов.
Интенсивность переживаний
3. В основе мотивационно-волевой
сферы лежат потребности
Мотивация (совокупность мотивов) может быть сильной и слабой (игра воображения, не реализованная в практических действиях, - «маниловщина»), устойчивой и неустойчивой (человек «разбрасывается», увлекаясь и не доводя дело конца). От мотивации надо отличать мотивировку - даваемое индивидом объяснение своих действий. Мотивировка часто не совпадает с действительной мотивизацией, маскируя ее. Центральный момент мотивации - выбор цели, целеполагание. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Принятие и исполнение решения требует специфически психического напряжения - усилия воли. Человек с сильной волей способен к сознательному регулированию своего поведения. Волевое самоуправление предполагает осознание человеком своей свободы и ответственности за свои поступки. В воле воплощается важнейшая черта сознания - его относительная самостоятельность, благодаря которой сознание развивается не просто как пассивная копия действительности, а как активное самостоятельное, самодеятельное начало. Волевое управление поведением опирается на знания, стимулируется эмоциями, направляется мотивацией, то есть включает работу всех сфер сознания.
Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Наблюдая за собой, легко убедиться, что в сознательном состоянии мы не теряем чувство собственного Я, то есть сознание обязательно предполагает и включает самосознание - особую сферу, отражающую собственное Я - сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом. В таком работающем сознании область самосознания постоянно пульсирует: то расширяется, охватывая почти все поле сознания (когда индивид поглощен мыслями о себе), то сжимается до мерцающей где-то в глубине сознания точки (когда чем-то увлеченный индивид забывает о самом себе). Но самосознание никогда не исчезает полностью, присутствует в любом акте сознания, то есть сознание всегда лично.
Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания: к концу первого года жизни ребенок отличает свое тело от остального мира, в 2-3 года осваивает понятие «Я». В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе. В подростковом и юношеском возрасте в результате процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции постепенно формируется устойчивая, целостная система представлений о себе - Я-концепция - продукт самосознания, складывающегося из: