Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:59, реферат

Описание работы

Область психических явлений – обычно понимаются факты субъективного, внутреннего опыта, могут быть сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 56.38 Кб (Скачать)

Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и  человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать  положительные или отрицательные  эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных  и человека является четвертым  отличием. Развитие психики в  животном мире подченено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны  инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в  жизненных ситуациях. Однако присваивать  общественный опыт, который развивает  психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет  проявлять себя как обезьяна, а  человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди  людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

 

4. Общее представление  о сознании, основные функции  сознания

 

Психика человека - высший уровень  эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику  животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание - это то, что  отличает человека от животного и  оказывает решающее влияние на его  поведение, деятельность, на его жизнь в целом. 

Сознание - одно из основных понятий  философии, психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения  действительности в психике. Это  высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому  человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной (групповой, национальной и т.п.).

Человек может, думая о предметах, явлениях мысленно преобразовывать  их и находить решения многих проблем  во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от повседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать  мир, понять то, что нельзя увидеть  из непосредственного наблюдения. Оно  позволяет на основе обобщения наблюдаемых  фактов делать заключения и выводы.

 

Особая форма сознания - самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек  может пытаться разобраться в  себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.

Почему возникла эта способность  человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В  психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие  от мировоззрения ученого.

Психологи, придерживающиеся религиозных  взглядов, считают, что сознание, душа являются божественным даром человеку.

Психологи, руководствующиеся естественнонаучными  убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении  сознания отводится социальному  бытию человека, его труду, членораздельной  речи, общественно-исторической деятельности человечества в целом.

В процессе развития психологической  науки эти две точки зрения то мирно сосуществовали, то резко  противопоставлялись друг другу. Современный  период можно рассматривать как  попытку взаимного проникновения  этих противоположных, даже полярных точек  зрения. С одной стороны, психологи-«естественники» признают, что в сознании человека не все может быть объяснено с естественнонаучных позиций. С другой - «религиозные» психологи соглашаются с тем, что функционирование сознания обеспечивается деятельностью головного мозга.

 

Основные функции сознания

 

C помощью своего сознания человек  решает различные задачи, т.е.  сознание имеет несколько функций.  Выделяют основные функции сознания:

 

1) познавательную функцию, с  помощью которой человек отражает  объективную действительность, строит  свою систему знаний о мире;

2) ценностно-ориентационную функцию,  с помощью которой человек  оценивает явление действительности, определяет свое отношение к  ним;

3) управленческую функцию, с  помощью которой человек осознает  свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть  управляет своим поведением.

Функция познания: верного, адекватного  отражения действительности - первейшая  функция сознания, выражающая саму его сущность. Сознание позволяет  человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального - на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Особенность человеческого отражения -- его осознанность, т.е. познание неразрывно связано с осознанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта. Осознание присуще только человеку.

Благодаря единству познания, осознания, самосознания выполняется функция  оценки получаемой информации. Человек  оценивает степень адекватности и полноты получаемых данных о  внешнем мире, оценивает с точки  зрения своих потребностей и интересов  саму действительность.

Сознание выполняет также аккумулятивную функцию (функцию накопления знаний). В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также  добытые предшествующими поколениями  людей или современниками. Эти  знания становятся основой для добывания  новых знаний, а также для осуществления  практических действий. Однако их реализация возможна лишь благодаря тому, что  сознание выполняет такую функцию, как постановка цели. Опережая ход  событий, человек строит модель «желаемого будущего», определяет пути его достижения: ставит цель, планирует свои действия.

Высшие возможности сознания проявляются  в функции конструктивно-творческой, заключающейся в мысленном конструировании  направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально  нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто  называют воображение, способность  к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.

На основе оценки факторов и в  соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает  действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с  внешним миром. Но деятельность индивида требует общения с другими  людьми, взаимного обмена мыслями  и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную  функцию.

Функция прогностическая - человек  до определенного предела с некоторой  вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

Можно назвать также систематизирующую  функцию, критически оценочную и  описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

Таким образом, вышесказанное позволяет  дать следующую общую характеристику: сознание - это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью  функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, в разумном регулировании  и самоконтроле поведения человека.

Рассмотрев основные важнейшие  функции сознания, мы вявили,что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.

Деление на эти сферы однако условно, так как они не могут существовать друг без друга.

1. К интеллектуальной сфере сознания  относятся свойства:

- мышления: быстрота, систематичность,  последовательность, критичность, гибкость;

- памяти: объем, скорость запоминания  и забывания, готовность к воспроизведению;

- внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;

- восприятия: наблюдательность, избирательность,  способность узнавания.

 

Внимание - важный элемент сознания, это способность сознания концентрироваться  на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать  их в своем фокусе. Здесь следует  назвать и память - способность  сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее  приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и  нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения  к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. Уровень  интеллекта зависит не только от развития способностей, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и  навыками умственной работы. Сильный  интеллект - не просто природный дар, а результат овладения духовными  ценностями, созданными человечеством. Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности. В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей.

 

2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

Чувства - это эмоции, характеризующие  личность человека. Различают:

- нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;

- эстетические: чувство прекрасного, юмора;

- интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.

Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.

Настроения, стрессы, аффекты - эмоциональные  состояния, различающиеся по своему характеру и длительности. Аффекты - это бурные кратковременные эмоциональные  вспышки (ярость, отчаяние, восторг). Настроение - это общий эмоциональный фон, на котором протекает деятельность сознания. Стрессы - это особые кризисные  состояния, сходные по характеру  с аффектами, а по длительности - с настроением. Они вызываются эмоциональным  напряжением, которое возникает  при серьезных трудностях и опасностях (действительных или воображаемых). У одних людей стресс вызывает повышение активности (стресс льва), у других - падение активности (стресс кролика). Переживания являются субъективной формой протекания эмоциональных процессов. Интенсивность переживаний особенно велика при стрессах. Все эмоции помогают человеку выделить предметы, отвечающие его потребностям, стимулируют  одни действия и сдерживают другие. Ориентирующая и стимулирующая  роль эмоций сказывается в других сферах сознания.

 

3. В основе мотивационно-волевой  сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его  активности, когда осознаются и  воплощаются в конкретные стремления - мотивы.

 

Мотивация (совокупность мотивов) может  быть сильной и слабой (игра воображения, не реализованная в практических действиях, - «маниловщина»), устойчивой и неустойчивой (человек «разбрасывается», увлекаясь и не доводя дело конца). От мотивации надо отличать мотивировку - даваемое индивидом объяснение своих действий. Мотивировка часто не совпадает с действительной мотивизацией, маскируя ее. Центральный момент мотивации - выбор цели, целеполагание. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Принятие и исполнение решения требует специфически психического напряжения - усилия воли. Человек с сильной волей способен к сознательному регулированию своего поведения. Волевое самоуправление предполагает осознание человеком своей свободы и ответственности за свои поступки. В воле воплощается важнейшая черта сознания - его относительная самостоятельность, благодаря которой сознание развивается не просто как пассивная копия действительности, а как активное самостоятельное, самодеятельное начало. Волевое управление поведением опирается на знания, стимулируется эмоциями, направляется мотивацией, то есть включает работу всех сфер сознания.

 

Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее  начало в нем. Наблюдая за собой, легко  убедиться, что в сознательном состоянии  мы не теряем чувство собственного Я, то есть сознание обязательно предполагает и включает самосознание - особую сферу, отражающую собственное Я - сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

 

Самосознание - не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом. В  таком работающем сознании область  самосознания постоянно пульсирует: то расширяется, охватывая почти  все поле сознания (когда индивид  поглощен мыслями о себе), то сжимается  до мерцающей где-то в глубине  сознания точки (когда чем-то увлеченный индивид забывает о самом себе). Но самосознание никогда не исчезает полностью, присутствует в любом  акте сознания, то есть сознание всегда лично.

 

Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания: к концу первого года жизни ребенок отличает свое тело от остального мира, в 2-3 года осваивает понятие «Я». В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе. В подростковом и юношеском возрасте в результате процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции постепенно формируется устойчивая, целостная система представлений о себе - Я-концепция - продукт самосознания, складывающегося из:

Информация о работе Психология как наука