Психология юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:06, реферат

Описание работы

Юность как стадия жизненного пути. Еѐ значение в жизненном цикле человека.
Периодизация юношеского возраста.
Психологические теории юности.
Становление личности в юности.
Самосознание и образ «Я». Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Формирование мировоззрения. Нравственное самоопределение.
Общество сверстников и юношеская субкультура. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Поло-ролевая дифференциация.
Когнитивное развитие. Совершенствование интеллектуального развития в юношеском возрасте.
Развитие общих и специальных способностей.

Работа содержит 1 файл

Юноши.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

  Существенно различаются и ретроспективные  описания "трудного возраста" юношами и девушками. Юношеские самоописания более динамичны, акцент в них делается на появлении новых интересов, видов деятельности и т. п. Девичьи самоописания более субъективны и говорят в основном об испытываемых чувствах, чаще отрицательных.

  Однако  самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся дифференциации половых ролей. Без учета социальных условий половые различия в поведении и самосознании понять нельзя.

  В исследованиях и тестах, основанных на самоотчетах, женщины обычно выглядят более тревожными и чаще испытывающими  страх, чем мужчины. В то же время  объективное (с помощью КГР) измерение  эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях показывает, что половые различия в этих случаях невелики.

  Мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики-подростки нередко переоценивают свои способности и свое положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости и недостаточно прислушиваются к информации, которая противоречит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны и чувствительны. Такой защитный механизм (игнорируя информацию, противоречащую его образу "я", юноша защищает свое самоуважение) кажется иррациональным, но в какой-то мере он способствует формированию внутренней установки на самостоятельность. "Пробиваясь" сквозь эту линию защиты, убеждая старшеклассника, что он в чем-то себя переоценивает, воспитатель ни в коем случае не должен подрывать юношескую систему само-oоценок, так как это сделало бы ученика беззащитным и зависимым. Характерно, что мальчики, притворяясь, в отличие от девочек, безразличными к реакции окружающих, в то же время значительно больше хвастаются, что-то "изображают", рисуются "ради внешнего эффекта. Это свойство, усиливающееся от детства к отрочеству, наблюдается у мальчиков в различных культурных средах.

  Жизненная перспектива и  профессиональное самоопределение.

  Одной из характерных отличительных черт переходного периода являются те серьезные изменения, которые происходят в это время в сфере самосознания. Когда подростковый возраст называют решающим этапом в формировании личности, имеют в виду, прежде всего тот факт, что в этот период закладываются основы самосознания, представления о себе как о субъекте труда, общения, познания.

  Как отмечает И.Кон, юноша стоит на пороге великого выбора, выбора профессии, спутника жизни, жизненных идеалов, убеждений, мировоззрения. Без самопознания и достаточно полного представления о себе, о своих возможностях невозможны ни профессиональное, ни духовное самоопределение юноши.

  Многие  исследователи считают личностное и проф. самоопределение основным новообразованием старшего школьного возраста.

  Мнение: в старшем школьном формируется не само самоопределение, а психологическая готовность к нему. Готовность предполагает формирование устойчивых, сознательно выбранных представлениях о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать свой жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и прочее. Иными словами психол. готовность предполагает формирование у старшеклассников неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную творческую и созидательную жизнь.

  Самосознание  и образ «Я». Формирование мировоззрения.

  Появляется  способность к интроспекции, но подростку сложно разобраться в своем изменяющемся Я.

  На  протяжении всего взрослого периода  жизни Я-концепция человека одновременно стремиться сохранить преемственность  и претерпевает изменения. Важные события  нашей жизни заставляют нас пересматривать отношение к себе. Изменения Я-концепции, самосознания происходят в кризисные моменты, когда внешние обстоятельства приводят к невозможности существования прежних представлений.

  Переход от одного возраста в другой обусловлен изменениями в социальной ситуации, в которой находиться человек на определенном возрастном этапе.

  В юношеском возрасте уже не происходит таких крупных революционных  изменений в когнитивной и  эмоциональной сфере как в  подростковом. Юноши активно пользуются имеющимися возможностями, появившимися в предыдущем возрасте. Пик физиологических изменений также приходиться на подростковый возраст.

  В ранней юности происходит постепенная  смена “предметных” компонентов  Я-концепции, в частности, соотношение  телесных и морально-психологических компонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности , формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства “я” - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

  Судя  по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети. По данным исследований Бернштейна (1980) способность старших подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности - абстрагирования.

  Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я , усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития. Дописывая фразу “я в своем представлении...”, многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость: “ я в своем представлении - гений + ничтожество”.

  Данные  об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она, как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастом увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом и раннем юношеском возрасте самооценки иногда меняются очень резко.

  Что касается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое поведение. Однако, с изменением содержания образа Я существенно меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание. В ранней юности масштаб самооценок заметно укрупняется: “внутренние” качества осознаются позже “внешних”, зато старшие придают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом. В ранней юности это бывает часто

  Исследования  содержания образа Я, проведенные под  руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень.

  Возрастные  сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом “значимых лиц”. Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.

  Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С.Выготским, - интегрированию образа самого себя, “перемещению” его “извне вовнутрь” . В этот возрастной период происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную, динамическую позицию “изнутри”.

  Формирование  мировоззрения.

  К концу подросткового - началу юношеского возраста интересы и стремления человека уже достаточно устойчивы. Они характеризуются  тем, что юноша в большей мере, чем подросток, учитывает свои возможности и внешние обстоятельства. В юношеском возрасте формируется мировоззрение и одним из наиболее значимых событий является выбор профессии.

  К окончанию школы мировоззрение  более менее определяется. Много  точек зрения, среди которых нет абсолютно истинных и абсолютно ложных и между которыми приходится выбирать. Те, кто раньше выступал в качестве носителя единого мнения для старших школьников, - родители и учителя, сами сейчас растеряны, придерживаются разных изменчивых и противоречивых мнений, меняют свои взгляды.

  “+”  Отсутствие единого и однозначного мировоззренческого ориентира побуждает  самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует ускоренному развитию, созреванию, внутренней свободе, наличию собственной точки зрения.

  “-”  Быстрое разделение людей на группы по уровню социальной и нравственно-мировоззренческой  зрелости. Кто не в силах самостоятельно решить мировоззренческие проблемы – задерживаются в своем развитии, остаются инфантильными.

  Сложно: экономика, политика, наука, религия. Отсюда аполитичность и безразличие.

  Нравственное самоопределение.

  С развитием формального мышления приобретает новый смысл нравственное развитие [Кле М., 1991]. Для этого вспомним стадии нравственного развития Колберга. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (пер-вая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоко-нравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

  На  пятой стадии люди осмысливают возможные  противоречия между различными нравственными  убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь, если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека. На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принци-пы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

  Общество  сверстников и  юношеская субкультура. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Поло-ролевая дифференциация.

  Юношеский возраст характеризуется новыми изменениями в социальном положении  человека. Главным здесь является то, что человек заканчивает школу, и теперь ему необходимо сделать  жизненно важный выбор, что делать дальше. Если до этого все было определено: все дети ходят в школу и нет альтернативы, то теперь ему самостоятельно следует определить, чем он хочет заниматься всю жизнь. При этом масштаб выбора и ответственность за него очень велика, так как выбирать приходиться на много лет вперед. Это выбор своей будущей специальности, того, будет ли он продолжать обучение, уровень образования (высшее, среднее специальное, другое). Теперь окружающие относятся к нему как взрослому, самостоятельному человеку. Для того, чтобы подросток мог принять ответственное решение ему необходимо определить что он собой представляет. Разным профессиям соответствуют разные стили жизни, поэтому самоопределение становиться еще сложнее. В это время перед человеком остро встает вопрос, каким бы я хотел быть, каким я хочу быть в будущем.

Информация о работе Психология юношеского возраста