Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа
Курсовая работа по психологии на тему "Эмоциональные отношения в семье".Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Объект исследования: семейные взаимоотношения. Предмет: особенности взаимоотношений в семье, влияющих на эмо-циональное благополучие её членов.
Цель исследования:изучение социально-психологических предпосылок и факторов развития эмоциональных отношений в семье.
Введение 3
Глава 1. Психология значимых эмоциональных отношений 4
1.1. Возникновение симпатии 4
1.2. Динамика любви 11
1.3. Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов 13
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 31
В семье с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается.
Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном ребенком в процессе подражания и сопереживания нравственных позиций родителей, Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми[7].
Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.
Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.
Социально-психологического начал в жизни человека. Им в большей мере, чем другим, присущи глубоко личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге.
Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями - их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.
Ученые отмечают, что уникальной
характеристикой внутрисемейных отношений
- супружеских и между родителями
и детьми - является близость, представляющая
исключительную воспитательную ценность.
Прежде всего потому, что неповторимые
интимные узы воспитателя и
Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутим в современных условиях, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития человека, его "эмоциональной недостаточности". Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни.
Общие выводы по теме:
Для изучения характера взаимоотношений в семье были рассмотрены следующие факторы:
1. Типовые состояние семьи:
- эмоциональный комфорт;
- тревожность
2. Стиль семейного воспитания:
либеральный, демократический,
3. Особенности семейного воспитания:
- создание
условий родителями для
- родители
развивают познавательные
- родители
оказывают помощь в
- дети имеют
конкретные трудовые
- родители видят недостатки в воспитании своих детей и корректно их минимизируют.
Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:
-беседа с родителями и детьми;
-тест –ОРО
(опросник родительского
- опросник
«Удовлетворённость браком» (В.
-наблюдение.
Исследование проводилось на базе детского сада «Елочка». Были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся система работы направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей дошкольного возраста.
Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав; количество детей, их возраст; образование и возраст родителей).
Код 01 . Состав семьи: полный. Мать –образование высшее, 25 л. Отец –образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л Код 02 . Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 28 л.Отец –образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л. Код 03. Состав семьи – полный. Мать – образование среднее 30 л. Отец –образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л. Код 04. Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3. Люда, 6 л.10 м. Код 05.Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м. Код 06. Состав семьи –полный. Мать – образование средне-специал., 25 л. Отец – образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л. Код 07. Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 36 л. Отец –образование средне–специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м. Код 08. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специальное, 28 л. Отец – образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м. Код 09. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специаль., 31 л. Отец – образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м. Код 10. Состав семьи – полный. Мать – образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.
1). Общий анализ данных выглядит следующим образом: 1. 100% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья - 06) формально полная. В этой семье отец практически не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов. 2. по количеству детей - 10% (04) имеет 3 детей, 20 % (02, 05) – 2 детей, 70% (01, 03,06, 07, 08, 09, 10) - 1 детей. Для родителей был предложен тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин представленный в приложение 1).
Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал:
I – “принятие – отвержение”;
II – “кооперация”;
III - “симбиоз”;
IV – “авторитарная гиперсоциализация”.
V – “маленький неудачник”.
1. «Принятие - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе сребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация» - социально
желательный образ
Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз» - шкала отражает
межличностную дистанцию в
4. «
5. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ полученных результатов
теста-опросника родителей
1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр– авторитарнаягиперсоциализация.
2. В семье
02 – V параметр «маленький неудачник»
3. В семье
03 – V параметр «маленький неудачник»
4. В семье 04 – III параметр, симбиоз.
5. В семье 05 – III параметр, симбиоз.
6. В семье 06 – II параметр, социальная желательность.
7. В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.
8. В семье 08 – III параметр, симбиоз.
9. В семье 09 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.
10. В семье 10 – IV параметр, гиперсоциализация.
Общий анализ:
По I параметру – 0 семей.
По II – 1 семья, 10%, 06
По III – 3 семьи, 30%, 04, 05, 08
По IV – 3 семьи, 30%, 01, 07, 10
По V – 3 семьи, 30%, 02, 03, 09
Таким образом, в исследованных семьях в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям. Это –гиперсоциализация, инфантилизация.
Далее родителям было предложено заполнить опросник «Удовлетворенность браком» авторы – В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко. Опросник представленный в приложении 2, позволяет в общих чертах по сумме полученных баллов оценить удовлетворенность браком у супругов:
1. полная неудовлетворенность – 0% семей
2. значительная неудовлетворенность – 0%
3. скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность– 10% (08)
4. частичная удовлетворенность– 20% (02,03)
5. скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность – 30% (01,05,07)
6. значительная удовлетворенность– 20% (09,10)
7. практически полная удовлетворенность - 20% (04,06).
Обследованные семьи разделили на 3 группы (для возможности сопоставить результаты с предыдущим исследованием):
I группа - 0%
II группа –50% -(семьи 01,02,03,05,07).
III группа- 50% - (04,06, 08,09,10)
По совокупности данных всех проведённых исследований мы определили характер взаимоотношений детей и родителей в семье:
Информация о работе Психология эмоциональных отношений в семье