Психология эмоциональных отношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа по психологии на тему "Эмоциональные отношения в семье".Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Объект исследования: семейные взаимоотношения. Предмет: особенности взаимоотношений в семье, влияющих на эмо-циональное благополучие её членов.
Цель исследования:изучение социально-психологических предпосылок и факторов развития эмоциональных отношений в семье.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психология значимых эмоциональных отношений 4
1.1. Возникновение симпатии 4
1.2. Динамика любви 11
1.3. Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов 13
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

Эмоциональные отношения в семье.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

Но оказывается, симпатия возникает не только у того, кто  получил помощь, но и у того, кто ее оказал, причем, величина симпатии во втором случае значительно больше, чем в первом. Перефразируя Карнеги, можно сказать, что, для того, чтобы понравиться другому человеку, важно не столько оказывать услуги ему, сколько сделать так, чтобы он оказывал или думал, что оказывает услуги тебе.

Таким образом, мы рассмотрели  причины, способствующие появлению  симпатии в паре. Ведущую роль среди  них играет самооценка, внешность, социально-демографические  характеристики объекта, сходство членов пары по этим же характеристикам, сходство систем социальных установок и ценностных ориентаций, пространственная близость.

Но не все обнаруженные причины симпатии действенны лишь в  определенном диапазоне условий и в сочетании с другими переменными. Так что всеобъемлющей формулы возникновения симпатии нет. Связано это с тем, что человеческое общение, будучи объективно детерминированным, определяется еще и волей его участников, их желаниями, выбором определенного стиля поведения и другими, непредсказуемыми, зависящими только от них самих параметрами.

1.2. Динамика любви

Возникновение симпатии - это  только самый первый этап в развитии эмоциональных отношений. Нам необходимо понять, какие сочетания внешних и внутренних условий заставляют отношения продвигаться вперед, чем определяется сохранение или исчезновение чувства симпатии уже не на первых, а на последующих этапах развития отношений.

С этой точки зрения интересна  так называемая концентрация фильтров. Согласно этой концепции отношения  проходят в своем развитии ряд  своеобразных фильтров. Причем, условия, поддерживающие любовь на каждом этапе (фильтре), различны. Кроме того, одни и те же факторы могут на одном этапе оказывать положительное воздействие - подкреплять любовь, на другом этапе - отрицательное воздействие или действовать в сочетании с какими-либо другими факторами, или не действовать вовсе. Если пара не прошла через какой-либо фильтр, взаимоотношения в ней прекращаются или сохраняются вынуждено. Положительные же чувства партнеров друг к другу либо исчезают, либо сменяются неприязнью и враждебностью. Важно отметить, что продвижение через фильтры является следствием активности самих членов пары, без их целенаправленных действий отношения развиваться не могут.

Характеристика фильтров, последовательное преодоление которых  необходимо для развития и продолжения эмоциональных отношений[1]:

I фильтр - это этап возникновения симпатии, выбор партнера. Мы уже описали этот этап. Фактически на этом этапе взаимодействия между партнерами нет. Симпатия формируется как индивидуальное, а не диадическое явление, практически не зависящее от воли и действий субъекта. Стимулом для влечения представляет объект, обладающими определенными характеристиками (внешность, профессия и т.д.), которые оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации и состояния и свойств самого субъекта.

II фильтр - заключается в требовании определенного уровня сходства между собой и партнером. Мы видели, что принцип сходства действует и в начальный период знакомства как основание для выбора партнера. Но сходство является и одним из важнейших условий поддерживания отношений. Однако доминирующий характер сходства установок для продолжения отношений - явление временное. Начиная с определенного периода (обычно после нескольких месяцев общения) степень сходства между партнерами, по крайней мере установок, перестает оказывать существенное влияние на их эмоциональные отношения. Можно предположить, что основной задачей, решаемой субъектом при прохождении первых двух фильтров, является задача обеспечения психологической безопасности, создание комфортной и нетревожной ситуации, гарантирующий ему определенный уровень принятия со стороны партнеров по общению[1].

III фильтр - требует возможности включения членов пары в совместную деятельность, ролевого соответствия между ними, сочетания личностных и поведенческих характеристик членов пары. Относительно сочетания личностных свойств, которое являлось бы условием стабильного продуктивного общения, выдвигались различные гипотезы. Так, Р. Винчембыл выдвину принцип дополнительности потребностей, согласно которому условием стабильного взаимодействия является только сочетание систем потребностей двух людей, при котором удовлетворение потребности одного будет одновременно и удовлетворением потребности другого. Примером такого дополнения могут служить потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого. Это предположение было подтверждено в некоторых исследованиях, но далеко не во всех. Достаточного подтверждения не получила ни одна гипотеза. По мнению Л.Я. Гозмана дело в том, что продуктивное сотрудничество и участие в совместной деятельности возможно не при одном, а при самых различных сочетаниях личностных характеристик членов пары. Таким образом, третий фильтр - ролевое соответствие - носит для каждой пары свой, сугубо индивидуальный характер. Поэтому возможности прогноза его происхождения весьма ограничены. Здесь проявляется тот факт, что по мере развития отношений они все более индивидуализируются, оснований же для формирования общих для всех пар закономерностей становится меньше[1].

Говоря о длительно  существующих отношениях мы можем выделить детерминанты лишь самого общего порядка, такие как общее или сходное  мироощущение. Оно не только обеспечивает сотрудничество в рамках какой-либо совместной деятельности, но облегчает  возможность совместного решения важнейших жизненных проблем. Итак, эмоциональные отношения в своем развитии проходят через систему фильтров, которые характеризуются все большим «учетом» внутреннего мира другого человека. Партнер воспринимается вначале как объект, носитель определенных свойств, и лишь потом формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается общая (совместная) картина мира («муж и жена - одна сатана») [9]. По мере развития отношений их детерминация все более индивидуализируется, четкие и более или менее общие для всех связи уступают место уникальным для каждой пары зависимостям.

1.3. Взаимоотношения  в семье как фактор благополучия  её членов

 

Человек неразрывно связан с  обществом, с другими людьми. Эти  связи, выступая в качестве условий  и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, поскольку семья как определенная социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них она включает в себя хозяйственно экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и др. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность[10].

Значение внутрисемейных отношений в становлении и  развитии человека обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, и таким образом создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений  заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные отношения  обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности[11].

Внутрисемейные отношения  выступают в форме межличностных  отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.

Межличностное общение является одним из социально-психологических  механизмов становления личности. Потребность  в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами

Потребность в общении  появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Психологические наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать).

Прекращение данного контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы»[10]. Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации воспитательных учреждений и одностороннего, только женского влияния на психику детей.

Наиболее важным обстоятельством  для психического и нравственного  развития ребенка является то, что  общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органичного слияния биологического и в системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и содержания супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. Степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Сравнительные исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в таких семьях значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из семей с более низкой степенью демократичности отношений[11].

Существенное влияние  на ребенка оказывает также согласованность  либо наоборот дезорганизованность  супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно  любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда "трудные" дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи. Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.). Считается, что конфликтная атмосфера семьи способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в перинатальном периоде его. Волнение матери как следствие стрессовой ситуации вызывает повышение кислотности крови, что оказывает разрушающее действие на плод. Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста. Особенно чувствительны к взаимоотношениям родителей подростки. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций[9].

Духовное развитие ребенка  во многом зависит от контактов, которые  устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

Информация о работе Психология эмоциональных отношений в семье