Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 02:02, контрольная работа
"Екзистенциальный вакуум" как подоплека интенций смысла жизни постмодернистской цивилизации.
С точки зрения
божественной любви , человеку нужно научиться
переносить счастья и несчастья так, чтобы
они его не тревожили. В экзистенциальном
анализе это также находит свое решение,
так как в анализе страдание предстает
как составная часть жизни, как ее неотъемлемая
часть. Страдание, нужда и лишения — такие
же части жизни, как судьба и смерть. Все
это невозможно отделить от жизни, не разрушая
ее смысл. Отделить от жизни нужду и смерть,
судьбу и страдание означало бы отнять
у жизни образ и форму. Лишь под тяжелыми
ударами судьбы и в горниле страданий
жизнь приобретает форму и образ.
Невозможно развить
божественную любовь не развивая осмысленно
смирение. Логотерапия нам даёт тот же
метод - в терпении есть своего рода достижение;
если, конечно, речь идет о настоящем терпении,
о терпении по отношении к судьбе, которую
нельзя изменить никакими поступками
или бездействием. Лишь в настоящем терпении
есть достижение, лишь это неотвратимое
страдание является осмысленным.
Согласно божественному
устройству человеку должно исполнять
всю свою деятельность с любовью
и творчеством, не привязываясь к
результату деятельности. В логотерапии
утверждается, что ни одна профессия сама
по себе не делает человека счастливым.
И если многие люди утверждают, что они
чувствовали бы себя реализованными, если
бы у них была другая профессия, то здесь,
видимо, речь идет о неверном понимании
смысла профессиональной деятельности
или о самообмане. В тех случаях, когда
конкретная профессия не приносит чувства
удовлетворения, вина лежит на человеке,
а не на профессии. Профессия сама по себе
еще не делает человека незаменимым и
неповторимым; она лишь дает для этого
шанс.
В состоянии
божественной любви человек не может
находиться в апатии или пренебрегать
своим долгом - он всегда активен
и его дела направлены на благо
всего мира. Экзистенциальный анализ
определяет апатию как выражение
душевного вакуума. Апатия и безработица
служит, так сказать, козлом отпущения,
на которого взваливается вся вина
за «испорченную» жизнь. Собственные
ошибки интерпретируются как предопределенные
судьбой и как следствие
Божественная
любовь раскрывает и обогощает человека
во всей его полноте. Экзистенциальный
смысл придает человеческой единственности
и неповторимости особый – высший вкус
любви к людям, когда разбирает проявление
любви , как глубокое переживание по
отношению к близким людям. Любовь
—также не заслуга, а милость. Но любовь
— не только милость, но и волшебство.
Для любящего человека она придает миру
дополнительную ценность. Любовь повышает
у любящего восприятие всей шкалы ценностей.
Она раскрывает человеку мир во всей его
ценностной полноте. В своей преданности
любимому любящий внутренне обогащается:
весь мир становится для него шире и глубже,
он расцветает под лучами тех ценностей,
которые видит лишь любящий.Любовь является
высшей из возможных форм отношений поскольку
она представляет собой наиболее глубокое
проникновение в личную структуру партнера,
а именно вступление с ним в связь на духовном
уровне. Любящий в этом смысле затронут
в своей духовной глубине, затронут духовным
носителем телесного и душевного своего
партнера, его личным ядром. Любовь тогда
— это прямая направленность на духовную
личность любимого человека. Телесное
и душевное проявления духовной личности
являются внешней и внутренней «одеждой»,
которую «носит» духовная личность. В
то время как сексуально настроенному
или влюбленному человеку нравится в партнере
какой-нибудь телесный признак или душевное
качество, то есть что-то, что этот человек
«имеет», любящий любит не просто что-то
в любимом человеке, а именно его самого.
Любящий смотрит одновременно сквозь
физическую и сквозь психическую «одежду»
духовной личности на саму личность. Ему
важен поэтому не ее физический «тип»,
который мог бы его возбуждать, или ее
душевные качества, в которые он мог бы
быть влюблен, — ему важен сам человек,
партнер, как ни с кем не сравнимый и никем
не заменимый человек.
Божественная
любовь свободна от собственнических
инстинктов и притязаний на обладание
чем-либо. Логотерапия предлагает человеку
сознательный выбор, основанный на развитии
разума – уступить временным связям или
учиться верности и ответственности для
развития полноценных долгосрочных отношений.
А затем честно спросить себя – какой
вариант его больше устраивает. Достоевский
выражает это так: любить человека — значит
видеть его таким, каким его задумал Бог.
Можно сказать, что любовь позволяет нам
видеть ценностный образ человека.
Божественная
любовь включает в себя самоудовлетворённость
и радость от самого акта существования
вместе с любимым человеком, взаимный
рост партнёров. Экзистенциальный анализ
побуждает человека понять истинный смысл
любви. Любовь должна в любом случае обогатить
любящего. Таким образом, не существует
никакой «несчастной» любви; ее просто
нет не может быть. «Несчастная любовь»
— это противоречие в самом себе: так как
или я действительно люблю (и тогда я чувствую
себя обогащенным независимо от того,
нахожу ли я ответную любовь или нет), или
же я не люблю, я не «вижу» личность другого
человека, а смотрю мимо нее, вижу в нем
лишь что-то телесное или какую-нибудь
черту характера, которую он «имеет» (лишь
тогда я могу чувствовать себя несчастным,
но тогда меня нельзя назвать любящим
человеком). Конечно, простая влюбленность
делает человека в какой-то степени слепым,
настоящая же любовь делает его зрячим.
В обоюдной любви, в которой один хочет
быть достойным другого и стать таким,
каким его хочет видеть другой, дело доходит
до процесса, в котором любящие в реализации
своих возможностей стимулируют друг
друга.
Автор экзистенциального
анализа оставляет полное право
как врачу , так и пациенту , занять
ту честную позицию на которую он способен
в данный момент со всей ответственностью.
Согласно принципу божественной любви,
автор даёт тщательный анализ всего
божественного устройства мира и человека
в нём. Автор не переходит к описанию
формы и имени Бога, но оставляет это право
за вдумчивой и развивающейся личностью,
всячески помогая ей развить свой разум.
Область экзистенциального анализа, является
пограничной между медициной и философией.
Медицинское служение действует вдоль
большой разделительной линии — между
медициной и религией. Каждый, кто идет
вдоль границы между двумя странами, должен
помнить, что он находится под наблюдением
с двух сторон. Медицинское служение должно,
следовательно, ожидать бдительных взглядов;
оно должно принимать их в расчет.
Важно отметить,
что влияние экзистенциализма на
психологию не ограничилось появлением
собственно экзистенциального направления
- очень многие психологические школы
в той или иной мере ассимилировали
эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные
мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни,
С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить
о целом семействе экзистенциально-
Видимо, поэтому
некоторые из них, в частности, Дж.
БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-
Таким образом,
в качестве базового (но не единственного)
секция экзистенциально-
Выводы
Эту школу отличает
гуманистический подход к душевным
недугам, с которыми пациент обращается
к психотерапевту. Видя в пациенте
прежде всего духовно страдающего и ищущего
человека, В. Франкл обращается к наиболее
важным проблемам человеческого существования,
которые стоят за симптомами тех или иных
психических нарушений. В центр обсуждения
автор ставит именно эти кардинальные
проблемы человеческого бытия и среди
них такие понятия, как смысл и ответственность.
Рассматривая человека как тело, психику
и дух существующих вместе, автор полагает,
что именно эти понятия определяют психическое
здоровье человека и гармонию между составляющими
человеческого существа. Особое внимание
В. Франкл уделяет «пограничным» ситуациям
и положениям, например, когда человек
оказывается перед лицом неизлечимого
заболевания или таким, как пребывание
в концентрационном лагере — опыт, который
пережил сам автор, — в которых человек
получает возможность узнать смысл и ценности
своего существования. Франкл противопоставляет
психологическому детерминизму положение
об изначальной свободе человеческого
«Я» по отношению ко внешним и внутренним,
психическим, социальным и биологическим
обстоятельствам и ограничениям. Эта мысль,
к которой автор не раз возвращается в
своих книгах, иллюстрируя ее множеством
примеров из своей врачебной практики,
лежит в основе разработанного им психотерапевтического
метода — экзистенциального анализа.
Итак, важнейшие
положения подхода Дж. Бюджентала,
который он сам называет жизнеизменяющей
терапией.
За любыми частными
психологическими трудностями в
жизни человека лежат более глубокие
(и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные
проблемы проблемы свободы выбора и ответственности,
изолированности и взаимосвязанности
с другими людьми, поиска смысла жизни
и ответов на вопросы Что я есть? Что есть
этот мир? и т. д. В экзистенциально-
Экзистенциально-
В центре внимания
терапевта, работающего в экзистенциально-
Не отрицая
большого значения прошлого и будущего,
экзистенциально-
Экзистенциально-