Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 02:02, контрольная работа
"Екзистенциальный вакуум" как подоплека интенций смысла жизни постмодернистской цивилизации.
Очень большое
значение автор экзистенционального
анализа придаёт ответственности
и свободе человека. Ответственность
человека, осознание которой столь
важно для экзистенциального
анализа — это ответственность
перед неповторимостью и
Теперь перейдем
к обсуждению того, что мы назвали
психологической судьбой человека
и под чем мы понимаем то душевное,
что противостоит человеческой свободе.
Невротические больные склонны
к слепой вере в судьбу в психологическом
смысле и постоянно ссылаются
на то, что направление, сила их влечений
или слабость воли и характера
предопределены судьбой. Невротик со свойственным
ему фатализмом следует формуле:
«Так есть — и таким это и
останется»; и как раз в последней
части этой формулы он оказывается
неправ.
Невротический
фатализм означает бегство от ответственности,
которая давит на человека своей
неумолимостью и единственностью,
— бегство в типическое, в кажущуюся
предназначенной судьбой
То, что духовная
позиция человека обладает свободой
не только по отношению к телесному,
но еще и душевному (следовательно,
он не должен ни в коем случае слепо
склоняться перед своей психологической
судьбой), становится яснее и проявляется
убедительнее всего в тех случаях, когда
речь идет о свободно выбранном поведении
человека по отношению к болезненным душевным
состояниям.
Невольно приходят
на память те слова Гете, о которых
я уже говорил, что это лучшая
максима всякой психотерапии: «Если
мы принимаем людей такими, какие они есть,
то мы делаем их хуже; но если мы принимаем
их такими, какими они должны быть, мы делаем
их тем, чем они могли бы стать».
Существует как
социальная обусловленность индивидуума,
так и его социальная целенаправленность.
Что касается социальной обусловленности,
следует подчеркнуть, что так
называемые социологические законы
никогда не детерминируют индивидуум
полностью; следовательно, ни в коей
мере не лишают его свободы воли.
По отношению к социальной судьбе
человек так же сохраняет поле
свободных возможностей принятия решений,
как и по отношению к своей
биологической или
Психотерапия в действии
При обсуждении
вопроса о смысле жизни мы самым
общим образом разграничили три
ценностные категории. Мы говорили о
ценностях творчества, ценностях
переживания и ценностях отношения.
В то время как первая категория
реализуется путем деятельности,
ценности переживания реализуются
путем пассивного восприятия мира (природы,
искусства). Ценности отношения же реализуются
там, где необходимо принять на себя
что-то неотвратимое, посланное судьбой.
Способ, которым человек берет
на себя подобные тяготы, дает неограниченную
полноту ценностных возможностей. Это
означает, что не только в творчестве
и в радости жизнь может
быть осмысленной, но также и в
страдании!
В начале обзора
философии мы представили ведущие
принципы логотерапии, которая основывается
на человеческой ответственности, и показали
необходимость экзистенциального анализа,
как анализа существования в терминах
ответственности. Экзистенциальный анализ
делает главный акцент на все включающей
задаче существования. Он делает основой
человеческого существования глубокое
чувство ответственности и тем самым запускает
внутренний процесс, терапевтическую
ценность которого мы уже обсуждали.
Целью психотерапии,
особенно психоанализа, являлась светская
исповедь; целью логотерапии, особенно
экзистенциального анализа, является
медицинское служение.
Метод экзистенциального
анализа В. Франкла заключается
в понимании человеком смысла своего существования
и свободой принятия ответственности
за свою достойную и счастливую жизнь.
Потому, что трудности самых тяжёлых пациентов
не были вызваны ни возникшими болезнями,
ни тяжелым материальным положением, ни
профессиональными, ни какими-либо другими
конфликтами, а, как это ни удивительно,
объяснялись лишь одним: крушением всех
надежд, ощущением бессмысленности собственного
существования, породившим безысходную
скуку; или, другими словами, несбывшимся
желанием наладить осмысленную, достойную
человека жизнь.
Нужно пробудить
человека к достойной жизни и
помочь найти ему своё осознанное
применение в жизни. Не существует ничего
другого, что помогало бы человеку преодолевать
жизненные трудности, кроме его
сознательного стремления служить
определенному делу с вполне определёнными
целями и задачами. .
В общем консультировании,
так же как и в психиатрическом
лечении, было более чем достаточно
доказано, что простой разговор по
поводу личной проблемы приносит пациенту
подлинное терапевтическое
Экзистенциальный
анализ ориентирован именно на
то, чтобы помочь человеку в
осознании его ответственности.
Ответственность
является формальным этическим понятием,
не включающим частных директив в
отношении поведения. Более того,
ответственность является этически
нейтральным понятием, существующим
на этической пограничной линии,
потому что само по себе оно не определяет
объективной отнесенности ответственности.
В этом смысле экзистенциальный анализ
также характеризуется
Экзистенциальный
анализ, таким образом, не вмешивается
в выбор ценностей; он удовлетворяется
тем, что индивид начинает оценивать;
какие же ценности он выбирает —
остается его собственным делом.
Экзистенциальный
анализ занимается не тем, какие решения
конкретно пациент принимает
и какие он выбирает цели, но только
способностью пациента в целом принимать
решения. Но, хотя осознание ответственности
этически нейтрально, он будет спонтанно
и автоматически искать, находить
и двигаться по пути к его избранной
цели. Экзистенциальный анализ, наряду
со всеми формами медицинского служения,
удовлетворяется и должен удовлетворяться
приведением пациента к глубинному
переживанию его собственной
ответственности. Продолжение лечения
дальше этого пункта с тем, что
оно вторгается в личную сферу
частных решений, должно расцениваться
как недопустимое. Врачу непозволительно
принимать на себя ответственность
пациента; он не должен предвосхищать
решения пациента или предлагать
ему готовые решения. Его задача
— сделать возможным для
Недавно я играл
роль терапевта для женщины
В заключении мы
отметим некую осторожность и
предусмотрительность в отношении
пациентов – мы не должны упустить
из виду очень большое число случаев
и ситуаций, в которых было бы
опасным, если не фатальным, для терапевта
представить решение полностью
пациенту. Врачу непозволительно
покинуть человека в состоянии отчаяния
или принести человеческую жизнь
в жертву принципу. Врач не может
позволить «упасть» его пациенту.
Он должен уподобить свое поведение
ведущему альпинисту, который держит
веревку в ненатянутом
Аналитический разбор метода
экзистенциальный анализ.
При анализе
данного направления мы будем
руководствоваться принципами божественной
любви, ибо если должна быть самая
высокая цель в этом мире, то она
должна быть недостижима в пределах
этой вселенной. Мы знаем также, что
удовольствие совершенно не в состоянии
дать смысл человеческой жизни. Раз
оно не в силах этого сделать, то и недостаток
удовольствия не может отнять у жизни
смысл.
Мы уже обсуждали
в описании метода как не привязанность
к миру вещей, а
привязанность к духу , создаёт совершенно
чуждый взгляд тривиальной этике успеха.
Однако взгляд на повседневную оценку
ценности и достоинства человеческого
существования сразу же раскрывает ту
глубину переживаний, в которой вещи сохраняют
свою значимость совершенно независимо
от любого результата вообще. Это царство
внутреннего удовлетворения, несмотря
на внешнее отсутствие успеха, становится
по-настоящему доступным благодаря той
перспективе, которая открывается нам
через искусство. Здесь уместно вспомнить
о таком произведении, как «Смерть Ивана
Ильича» Л. Н. Толстого. В нем изображается
буржуазное существование, глубокая бессмысленность
которого становится ясной его носителю
лишь непосредственно перед его неожиданной
смертью. Но благодаря пониманию бессмысленности
своего существования герой уже в последние
часы своей жизни перерастает себя самого
и достигает такого внутреннего величия,
которое освещает всю его предыдущую жизнь
и делает ее глубоко осмысленной.