Психология, экзистенциальный вакуум" Виктора Франкла как подоплека интенций смысла жизни постмодернистской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 02:02, контрольная работа

Описание работы

"Екзистенциальный вакуум" как подоплека интенций смысла жизни постмодернистской цивилизации.

Работа содержит 1 файл

моя контрольная 2.docx

— 59.05 Кб (Скачать)

Очень большое  значение автор экзистенционального  анализа  придаёт ответственности  и  свободе  человека. Ответственность  человека, осознание которой столь  важно для экзистенциального  анализа — это ответственность  перед неповторимостью и уникальностью  каждого человеческого существования; существования ответственного перед  лицом своей конечности. Эта конечность жизни не делает ее бессмысленной; напротив, смерть делает жизнь осмысленной. Мы сказали, что неповторимость жизни  включает в себя неповторимость каждой ситуации; единственность жизни включает единственность каждой судьбы. Судьба вообще является, по аналогии со смертью, частью жизни. Человек не может выйти  из рамок своей конкретной, единственной и неповторимой судьбы. Если он борется  против своей судьбы, против того, за что он не песет никакой ответственности  или вины, тогда он игнорирует смысл  судьбы, а смысл судьбы существует — именно судьба дает жизни смысл, как и смерть. В границах своего исключительного пространства —  судьбы — каждый человек незаменим. Каждый отдельный человек со своей  единственной судьбой — один во всем космосе. Его судьба не повторится. Ни у кого нет тех же самых возможностей, какие есть у него, и он сам  никогда больше не будет иметь  их вновь. Все те возможности реализовать  ценности творчества или переживания, которые ему выпадают, т. е. все, что  ему преподнесет судьба и чего он, следовательно, не сможет изменить, а должен будет нести, реализуя ценности отношения, — все это уникально  и неповторимо. С одной стороны  жизнь  человека уже предопределена,  а с другой – очень многое в  его собственных руках .  Тот, кто считает свою судьбу решенной окончательно и бесповоротно, не в состоянии победить ее. 

Теперь перейдем к обсуждению того, что мы назвали  психологической судьбой  человека и под чем мы понимаем то душевное, что противостоит человеческой свободе. Невротические больные склонны  к слепой вере в судьбу в психологическом  смысле и постоянно ссылаются  на то, что направление, сила их влечений или слабость воли и характера  предопределены судьбой. Невротик со свойственным ему фатализмом следует формуле: «Так есть — и таким это и  останется»; и как раз в последней  части этой формулы он оказывается  неправ. 

Невротический фатализм означает бегство от ответственности, которая давит на человека своей  неумолимостью и  единственностью, — бегство в типическое, в кажущуюся  предназначенной судьбой принадлежность типу. Причем неважно, рассматривается ли тип, принадлежность к которому чувствует в себе человек, как тип характера, классовый или расовый тип, т. е., понимается ли он в смысле психологической, или биологической, или социологической обусловленности. 

То, что духовная позиция человека обладает свободой не только по отношению к телесному, но еще и душевному (следовательно, он не должен ни в коем случае слепо  склоняться перед своей психологической  судьбой), становится яснее и проявляется  убедительнее всего в тех случаях, когда речь идет о свободно выбранном поведении человека по отношению к болезненным душевным состояниям. 

Невольно приходят на память те слова Гете, о которых  я уже говорил, что это лучшая максима всякой психотерапии: «Если  мы принимаем людей такими, какие они есть, то мы делаем их хуже; но если мы принимаем их такими, какими они должны быть, мы делаем их тем, чем они могли бы стать». 

Существует как  социальная обусловленность индивидуума, так и его социальная целенаправленность. Что касается социальной обусловленности, следует подчеркнуть, что так  называемые социологические законы никогда не детерминируют индивидуум полностью; следовательно, ни в коей мере не лишают его свободы воли. По отношению к социальной судьбе человек так же сохраняет поле свободных возможностей принятия решений, как и по отношению к своей  биологической или психологической  судьбе. 

                           Психотерапия в действии 

При обсуждении вопроса  о смысле жизни мы самым  общим  образом разграничили три  ценностные категории. Мы говорили о  ценностях  творчества, ценностях  переживания  и ценностях отношения. В то время  как первая категория  реализуется  путем деятельности, ценности переживания реализуются  путем пассивного восприятия мира (природы, искусства). Ценности отношения же реализуются  там, где необходимо принять на себя что-то неотвратимое, посланное судьбой. Способ, которым человек берет  на себя подобные тяготы, дает неограниченную полноту ценностных возможностей. Это  означает, что не только в творчестве и в радости жизнь может  быть осмысленной, но также и в  страдании! 

В начале обзора философии  мы представили ведущие  принципы логотерапии, которая основывается  на человеческой ответственности, и показали необходимость экзистенциального анализа, как анализа существования в терминах ответственности. Экзистенциальный анализ делает главный акцент на все включающей  задаче существования. Он делает основой человеческого существования глубокое чувство ответственности и тем самым запускает внутренний процесс, терапевтическую ценность которого мы уже обсуждали. 

Целью психотерапии, особенно психоанализа, являлась светская исповедь; целью логотерапии, особенно экзистенциального анализа, является медицинское служение. 

Метод экзистенциального  анализа В. Франкла  заключается в понимании человеком смысла своего существования и свободой принятия ответственности за свою достойную и счастливую  жизнь. Потому, что трудности самых тяжёлых пациентов не были вызваны ни возникшими болезнями, ни тяжелым материальным положением, ни профессиональными, ни какими-либо другими конфликтами, а, как это ни удивительно, объяснялись лишь одним: крушением всех надежд, ощущением бессмысленности собственного существования, породившим безысходную скуку; или, другими словами, несбывшимся желанием наладить осмысленную, достойную человека жизнь. 

Нужно пробудить  человека к достойной жизни и  помочь найти ему  своё осознанное применение в жизни. Не существует ничего другого, что помогало бы человеку преодолевать жизненные трудности, кроме его  сознательного стремления служить  определенному делу с вполне определёнными  целями и задачами. . 

В общем консультировании, так же как и в психиатрическом  лечении, было более чем достаточно доказано, что простой разговор по поводу личной проблемы приносит пациенту подлинное терапевтическое облегчение. Поделиться своими заботами означает буквально разделить их, разделить  их пополам. Но потребность в исповеди вовсе не обязательно приписывать  невротическому состоянию; она может  также быть моральным достижением. 

 Экзистенциальный  анализ ориентирован именно на  то, чтобы помочь человеку в  осознании его ответственности.  Он стремится помочь людям  пережить этот элемент ответственности  в их существовании. Но вести  личность дальше этого пункта, в котором достигается осознание  существования как ответственности,  не является ни возможным, ни  необходимым. 

Ответственность является формальным этическим понятием, не включающим частных директив в  отношении поведения. Более того, ответственность является этически нейтральным понятием, существующим на этической пограничной линии, потому что само по себе оно не определяет объективной отнесенности ответственности. В этом смысле экзистенциальный анализ также характеризуется неопределенностью  по поводу вопроса, в отношении к  кому или чему, личность должна чувствовать  ответственность — к ее Богу, или ее совести, или окружающему  ее обществу, или какой-либо высшей силе. И экзистенциальный анализ равным образом воздерживается от того, чтобы  утверждать, что личность должна чувствовать  ответственность за то-то и то-то — за реализацию таких-то ценностей, за исполнение таких-то личностных задач, за такой-то конкретный смысл жизни. Напротив, задача экзистенциального  анализа состоит как раз в  том, чтобы привести личность на те позиции, где она может самостоятельно определять свои задачи, исходя из осознания своей собственной ответственности, и может найти ясный, уникальный и единственный смысл своей жизни. Как только человек оказывается на этих позициях, он становится способным дать конкретный и творческий ответ на вопрос о смысле существования. Потому что здесь он достигает той точки, в которой ответ определяется осознанием ответственности. Сравнения, полезные для прояснения философских позиций наших пациентов, удобно брать из области спорта по уже упоминавшимся нами причинам: пациенты могут научиться тому, что трудности лишь делают жизнь более осмысленной, но никогда — бессмысленной. Типичный атлет ищет и создает трудности для себя. Медицинское служение помогает пациенту трансформировать его страдание во внутреннее достижение и тем самым реализовать установки ценности.  

Экзистенциальный  анализ, таким образом, не вмешивается  в выбор ценностей; он удовлетворяется  тем, что индивид начинает оценивать; какие же ценности он выбирает —  остается его собственным делом. 

Экзистенциальный  анализ занимается не тем, какие решения  конкретно пациент принимает  и какие он выбирает цели, но только способностью пациента в целом принимать  решения. Но, хотя осознание ответственности  этически нейтрально, он будет спонтанно  и автоматически искать, находить и двигаться по пути к его избранной  цели. Экзистенциальный анализ, наряду со всеми формами медицинского служения, удовлетворяется и должен удовлетворяться  приведением пациента к глубинному переживанию его собственной  ответственности. Продолжение лечения  дальше этого пункта с тем, что  оно вторгается в личную сферу  частных решений, должно расцениваться  как недопустимое. Врачу непозволительно  принимать на себя ответственность  пациента; он не должен предвосхищать  решения пациента или предлагать ему готовые решения. Его задача — сделать возможным для пациента принятие решений; он должен помочь пациенту развить способность принятия решений. 

Недавно я играл  роль терапевта для женщины пятидесяти пяти лет у которой обнаружили рак. В её жизни боролись два противоречия полное непонимание и позиция жертвы как женщины и болезненная привязанность ,  смешанная с противопоставлением, недовольством к мужу и сыну. Огромная невысказанная неудовлетворённость собой и как женщины привели её к раку по-женски.  С другой стороны ей хотелось быть сильной женщиной  и доказать, что она может зарабатывать  наравне с мужем и содержать взрослого сына. Когда она открыла свою проблему ей уже стало легче, более того – это было не просто- признать свою беззащитность перед смертью. Далее выяснилось, что человек уже давно живёт без радости и цели в жизни – своего рода экзистенциональный вакуум. Далее следовал длительный этап определения ответственности за своё существование. Я не советовал женщине принять определённый образ жизни и ценности, но  я показывал счастье быть женщиной , женой, матерью и предлага л теперь посмотреть на себя –изнурённую и потухшую, работающую по 14 часов в день и желающую ещё устроиться в ночную смену. Обе возможности были единственными в своём роде – одна исключала другую. Либо женщина и дальше будет тяжело работать, зарабатывать приличные деньги, но несчастная и больная(в худшем случае – смерть), либо примет ответственность как женщина и обретёт счастье и смысл жизни. Женщина прекрасно понимала, что очень устала от исполнения не своей роли и ей очень хотелось внимания к себе. Из этой беседы с терапевтом женщина осознала как много она теряет из-за неприятия ответственности как женщины и что счастье о котором она мечтала в юности может проявиться в её жизни в результате выбора в пользу счастья быть женщиной. Без необходимости того, чтобы терапевт  указывал правильный путь, пациент сам теперь понимал, какой путь ему следует избрать. Он принял свое решение, принял его независимо. Оно было независимым не вопреки, но фактически в результате этой проясняющей беседы. Медицинским служением в этом случае была работа с ресурсом личности , когда пациент снял с себя «приговор» бессмысленной жизни и посмотрел на себя с другой стороны – человеческая жизнь не столь бедна содержанием как это раньше  казалось. 

В заключении мы отметим  некую осторожность и  предусмотрительность в отношении  пациентов – мы  не должны упустить из виду очень большое число случаев  и ситуаций, в которых было бы опасным, если не фатальным, для терапевта  представить решение полностью  пациенту. Врачу непозволительно  покинуть человека в состоянии отчаяния или принести человеческую жизнь  в жертву принципу. Врач не может  позволить «упасть» его пациенту. Он должен уподобить свое поведение  ведущему альпинисту, который держит веревку в ненатянутом состоянии  для человека, находящегося ниже, потому что иначе его товарищ будет  избавлен от усилия самостоятельного восхождения. Но, если возникает какая-либо опасность падения, он не будет колебаться натягивать веревку изо всех сил, чтобы вытащить к себе человека, попавшего в опасное положение. Такая помощь определенно временами  необходима, как в логотерапии, так и в медицинском служении, например в случае потенциального суицида. Но такие исключительные случаи лишь подтверждают то правило, что, в общем, врач должен трактовать вопросы ценностей с крайней осторожностью. В принципе он должен соблюдать очерченные границы.   

             Аналитический разбор метода  экзистенциальный анализ. 

При анализе  данного  направления мы будем  руководствоваться  принципами божественной любви, ибо  если должна быть самая  высокая цель в этом мире, то она  должна быть недостижима  в пределах этой вселенной. Мы знаем также, что  удовольствие совершенно не в состоянии  дать смысл человеческой жизни. Раз оно не в силах этого сделать, то и недостаток удовольствия не может отнять у жизни смысл. 

Мы уже  обсуждали  в описании метода как не привязанность  к миру вещей, а               привязанность к духу , создаёт совершенно чуждый взгляд  тривиальной этике успеха. Однако взгляд на повседневную оценку ценности и достоинства человеческого существования сразу же раскрывает ту глубину переживаний, в которой вещи сохраняют свою значимость совершенно независимо от любого результата вообще. Это царство внутреннего удовлетворения, несмотря на внешнее отсутствие успеха, становится по-настоящему доступным благодаря той перспективе, которая открывается нам через искусство. Здесь уместно вспомнить о таком произведении, как «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого. В нем изображается буржуазное существование, глубокая бессмысленность которого становится ясной его носителю лишь непосредственно перед его неожиданной смертью. Но благодаря пониманию бессмысленности своего существования герой уже в последние часы своей жизни перерастает себя самого и достигает такого внутреннего величия, которое освещает всю его предыдущую жизнь и делает ее глубоко осмысленной. 

Информация о работе Психология, экзистенциальный вакуум" Виктора Франкла как подоплека интенций смысла жизни постмодернистской цивилизации