Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:17, контрольная работа
Под психологией труда понимаются:
1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;
2) психологические механизмы и закономерности формирования профессиональной идентичности с формированием навыков, культуры, свойственных данной профессии.
Психология и труд………………………………………………2
Профессиональная деятельность человека…………………….6
Основы инженерной, экономической, правовой психологии…………………………
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
*«Человек - художественный образ»
Главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа «человек - художественный образ» включают:
Одна из особенностей профессий типа «человек - художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические (от греч. — знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;
2) преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;
3) изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
1) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;
2) профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;
3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;
4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и т. п.
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):
1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;
2) работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;
3) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
4) работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.
Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.
Изложенная
классификация предназначена не
для того, чтобы разложить все профессии
по своим клеточкам, — это невозможно
и не нужно. Надо помнить, что большинство
профессий характеризуется множеством
разнотипных признаков. Но в любом сложном
множестве полезно проводить некоторые
хотя бы ориентировочные различения.
3.Основы инженерной, экономической, правовой психологии
Инженерная психология - наука, изучающая системы "человек - машины" с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:
- конструирования
техники и организации
- подбора
людей, обладающих необходимым
уровнем индивидуально-
- профессиональной
подготовки людей,
Весь
комплекс теоретических и практических
инженерно-психологических
Достижение главной цели инженерной психологии осуществляется, во-первых, за счет улучшения технологических характеристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характеристик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отношение к труду.
Задачи инженерной психологии:
Методологические задачи - определение предмета и задач исследования (то есть уточнения предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).
Психофизиологические задачи - изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.
Системотехнические задачи - разработка принципов построения элементов системы "человек - машина"; проектирование и оценка системы "человек - машина"; разработка принципов организации системы "человек - машина"; оценка надежности и эффективности системы "человек - машина".
Эксплуатационные задачи - профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.
Представим
себе, что человек управляет каким-
Так
в общих чертах выглядит замкнутая
система регулирования, в которой
человек, связанный прямыми и
обратными связями с
С развитием автоматики функции регулирования передаются автоматам. Однако в этом случае информация об управляемом объекте, а также о состояниях систем автоматического регулирования поступает на индикаторы, за которыми наблюдает человек-оператор. Его основными задачами становятся контроль за работой системы автоматического регулирования, предупреждение и профилактика аварий, выявление возникающих неисправностей. При нормальной работе системы автоматического регулирования оператор ограничивается только пассивным наблюдением за состояниями управляемых объектов. Но в те моменты, когда система автоматического регулирования по каким-либо причинам не справляется с задачей, оператор вынужден активно вмешаться в процесс регулирования.
Представим
себе, что человек управляет каким-
Так в общих чертах выглядит замкнутая система регулирования, в которой человек, связанный прямыми и обратными связями с управляемым объектом, выступает в роли важнейшего, наиболее ответственного звена системы, а именно регулятора. Но, человек может и не получать сведений о результатах своих действий. Тогда он рассматривается как звено разомкнутой системы.
С развитием автоматики функции регулирования передаются автоматам. Однако в этом случае информация об управляемом объекте, а также о состояниях систем автоматического регулирования поступает на индикаторы, за которыми наблюдает человек-оператор. Его основными задачами становятся контроль за работой системы автоматического регулирования, предупреждение и профилактика аварий, выявление возникающих неисправностей. При нормальной работе системы автоматического регулирования оператор ограничивается только пассивным наблюдением за состояниями управляемых объектов. Но в те моменты, когда система автоматического регулирования по каким-либо причинам не справляется с задачей, оператор вынужден активно вмешаться в процесс регулирования.
Экономическая психология - психологические установки, стереотипы экономического мышления людей, семей, социальных групп и слоев населения, оказывающие значительное влияние на восприятие ими экономической действительности и экономическое поведение. Психология экономики – это теория экономических чувств, житейских страстей, жизненных ориентаций и ценностей людей. Она исследует субъективную форму существования экономических интересов, разгадывает мотивы человеческого поведения на работе, в быту, на рынке, на поприще созидания личной и общественной собственности, раскрывает цели и идеалы личности, коллектива, общества.
Психология предполагает чувственное восприятие окружающего, в том числе и проблем экономики: это либо сострадание и сопереживание за ее развитие, либо равнодушие, отчуждение. Как уже было сказано психология – это отраженные интересы, идеалы благополучия, установки и мотивы (часто глубоко личные) экономического поведения людей. И здесь нет какого-либо преувеличения чувственной стороны духовного мира человека. Нет принижения роли знаний, рационального компонента сознания. Речь идет о единстве двух неразрывных сторон единого целого, но проявляющегося в общем контексте диалектического взаимодействия материального и идеального, объективного и субъективного.
Считается, что индивидуальное экономическое поведение изучается на микроуровне экономики. Характерно, что ее создатель Адам Смит писал не только об экономике, но и о переживаниях и поведении людей, о нравственных ценностях, то есть о проблемах психологии. Основоположниками экономической психологии ХХ века являются исследователи Г. Тард и Дж. Катона, которые первыми в сотрудничестве с группой экономистов и социологов начали систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем. Дж. Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). По мнению Катоны, главная задача в использовании психологии для экономических исследований состоит в изучении внутренних тенденций, лежащих в основе экономических поступков, решений и выборов. Экономика без психологии не может успешно изучать основные экономические процессы, также как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.
Предметом экономической психологии является прежде всего экономическое сознание, понимаемое как высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком. Составной частью предмета являются экономическое мышление, экономическое самосознание и экономическое поведение участников рыночных отношений.