Психология и труд

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Под психологией труда понимаются:
1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;
2) психологические механизмы и закономерности формирования профессиональной идентичности с формированием навыков, культуры, свойственных данной профессии.

Содержание

Психология и труд………………………………………………2
Профессиональная деятельность человека…………………….6
Основы инженерной, экономической, правовой психологии…………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Оглавление

  1. Психология и труд………………………………………………2
  2. Профессиональная деятельность человека…………………….6
  3. Основы инженерной, экономической, правовой психологии……………………………………………………...18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Психология  и труд

     Психология – это наука о законах порождения и функционирования психического отражения жизни и деятельности живых индивидов.

     Под психологией труда понимаются:

1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты  трудовой деятельности, адаптационные  и интеграционные процессы каждого  субъекта труда;

2) психологические  механизмы и закономерности формирования  профессиональной идентичности  с формированием навыков, культуры, свойственных данной профессии.

     Психология  труда на настоящий момент – самостоятельная  отрасль психологии, которая позволяет  наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

     Психология  труда в первую очередь ориентирована  на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

     Сфера применения психологии труда очень  широка, поскольку труд – это  основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое  поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий. На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

     Психология  на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками  компании, но и содержат в контексте  решение проблем сотрудников  вне стен организации, влияющих на производительность труда, например семейные проблемы. Кроме того, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда.

Основными целями психологии труда являются:

1) оптимизация  психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;

2) прогноз возможных  результатов решений руководства,  тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание  производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации.

     Для достижения этих целей психология труда  использует различные инструменты, что отражается в задачах и  проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.

     Главные задачи психологии труда:

1) совершенствование  производственных отношений и повышение качества труда;

2) улучшение  условий жизни работников;

3) улучшение  условий рабочей деятельности;

4) минимизация  аварийных ситуаций;

5) выработка  наиболее приемлемого метода  управления;

6) планирование  тактики и стратегии управления;

7) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства;

8) психологическая  помощь работникам предприятия;

9) превентивная  психологическая работа, направленная  на формирование здорового образа  жизни;

10) разработка  основных критериев приема на  работу;

11) разработка  рекомендаций по усовершенствованию  методов обучения и переобучения  работников;

12) рациональная  перестройка и обновление профессий. 

     Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям. Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

     Объектом  психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.

Объект психологии труда – деятельность индивида в  условиях производства.

     Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.

     В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью этих методов осуществляются отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека.

Основные  методы психологии труда:

1) тестирование;

2) включенное и не включенное наблюдение;

3) беседа;

4) интервью и  опросы;

5) тренинги;

6) ролевые игры;

7) анализ и  синтез информации.

     Время формирования и становления  психологии труда. Первоначальные интересы психологии труда

     Психология  труда складывалась под воздействием медицины, физиологии, психологии, техники, социологии. Каждая из этих дисциплин добавляла свои аспекты, что отразилось в формулировке задач психологии труда. Изначально предпосылкой для предоставления штатного места для специалистов в этой области явились расчеты, подтверждающие необходимость и экономическую выгоду для организации деятельности такого сотрудника. Психология труда опирается на многие дисциплины и может считаться мультидисциплинарной отраслью психологии. Можно сказать, что труд как деятельность по созданию материальных благ рассматривался Марксом в качестве главного развивающего фактора в становлении человека разумного.

     Психология  труда начала формироваться в  конце XIX – начале XX вв. в связи  с началом научного подхода к  организации труда, что в свою очередь было вызвано ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку. Основоположником считается У. Д. Скотт, который предложил использовать психологию в рекламном деле и кадровом отборе. Затем появилась книга Г. Мюн-стерберга «Психология эффективного производства» (1913). Г. Мюнстерберг считал наиболее эффективным методом отбора кадров тестирование и доказывал это в своих работах. Большое влияние на формирование психологии труда в России имели работы И. М. Сеченова «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Очерк рабочих движений человека» (1901), работы К. Маркса и Ф. Энгельса. 

     Психотехника  как наука возникла в начале ХХ в. Ее задачи во многом совпадают с задачами психологии труда. Особое значение психотехника имела в период Первой мировой войны как наука о профессиональном отборе людей на основе определенных критериев, в данном случае – в интересах армии и военного производства. Вопросы профессионального отбора на первых порах были главной задачей психологии труда. Выработка критериев приема на работу, анализ различий в производительности труда у работников с примерно одинаковыми знаниями, умениями и навыками, но с разной отдачей и вовлеченностью в процесс производства нашел отражение в понятии профессиональные способности.

     Психология  труда накапливала теоретическую  и практическую базу, изучала человека как субъекта и объекта трудовой деятельности, характерные особенности  индивида труда, культуру и субкультуру разных профессий, причины профессионального выбора, закономерности и механизмы осуществления трудовой деятельности.

     2.Профессиональная деятельность человека

     Не  любой человеческий труд может считаться  профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются по крайней мере еще два условия.

     Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

     Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать  на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятел Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»

     Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

     Зеер  Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую  ему получать взамен затраченного труда  необходимые средства для существования и развития.

     Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:

1) общность людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность  и область проявления личности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую  самим субъектом.

     Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.

     В самом широком смысле профессии  — это исторически возникшие  формы деятельности, необходимые  обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

     Профессиональная  деятельность — род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:

• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

• организатор  условий такой деятельности;

• источник ее материального  финансирования;

• регулятор  правовых отношений между участниками  профессиональной деятельности;

• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).

     Все эти функции могут выполняться  государственными институтами (например, в случае работы психолога в государственной  общеобразовательной школе) или  частично переданы частным лицам (функции  организации условий, финансирование и др.). Однако даже при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).

     С точки зрения, общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

     С точки зрения конкретного человека, профессия — это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.К. Марковой, профессия — это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности. Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда.

Информация о работе Психология и труд