Психология и труд

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Под психологией труда понимаются:
1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;
2) психологические механизмы и закономерности формирования профессиональной идентичности с формированием навыков, культуры, свойственных данной профессии.

Содержание

Психология и труд………………………………………………2
Профессиональная деятельность человека…………………….6
Основы инженерной, экономической, правовой психологии…………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

       Для каждого этапа развития  общества, его социально-экономического  уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределения молодежи и т. д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.

     В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.

     Любая профессия, таким образом, может  быть комплексно описана, так как  она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.

       Разнообразие характеристик трудовой  деятельности определяют возможности  многофакторной систематизации (классификации)  ее видов по различным классификационным  признакам. В качестве примера  можно привести один из фрагментов такой классификации.

       1. По характеру рабочей нагрузки  субъекта труда и его усилий  по реализации трудовых задач  выделяют физический и умственный  труд.

      2. По характеристикам цели труда,  рабочей нагрузки, организации трудового  процесса умственный труд подразделяется на:

— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный —  научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);

— динамический и статический;

— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);

3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

4. По форме  организации деятельности выделяют  следующие виды труда:

— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

— индивидуальный и коллективный (совместный).

     Совместная  деятельность — это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.

     Основные  признаки совместной деятельности и  свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

     Мир профессий и специальностей очень  многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

     Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий. Но пока нет строгого единого подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Были предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход.

       Были также попытки дать классификацию  по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга.

       Интересно, что еще в XVIII веке  известный историк и государственный  деятель В.Н. Татищев предложил  свою классификацию видов профессиональной  деятельности:

нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

щегольские или  увеселяющие науки (литература и  искусство);

тщетные науки (алхимия, астрология);

нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

вредительские науки (колдовство).

             Очень любопытный подход был предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С. П. Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий, причем не только рабочих, степень самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С. П. Струмилин предложил все профессии делить на пять типов труда :

       I тип- автоматический труд, строго  регламентированный. Это в основном  тип конвейерных работ, характеризуемый  исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.

       II- полуавтоматический труд. Сюда  он относил такие профессии,  как телефонистка, машинистка, где  действие не всегда строго  регламентированы.

        III- шаблонно-исполнительный труд. Это  пожалуй, наиболее уязвимое место  в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.

     Следующие два типа, которые он выделил относятся  уже не к рабочим профессиям. Четвертый  тип он называл «самостоятельный труд» . Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.

     В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела.

       В настоящее время классификация  профессий наиболее интересно  представлена в «Информационно-поисковой  системе. Профессиография» , разработанной  в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.

     Первый  ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

«Человек – природа»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес к природе (не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление  не означает, что труд человека направлен  только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

     Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.

*«Человек  – техника»

 Главный,  ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.Труд работников здесь направлен не только на технику, но и на ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий  типа «человек – техника» можно  выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
  • профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

   При обработке, преобразовании, перемещении или  оценке технических объектов от работника  требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

*«Человек  – человек»

Главный, ведущий  предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого  типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

   Для успешного  труда по профессиям этого типа нужно  научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а  также овладеть знаниями в соответствующей  области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

устойчивое хорошее  настроение в процессе работы с людьми;

потребность в  общении;

способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;

умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей;

умение находить общий язык с разными людьми.

*«Человек - знаковые системы»

Главный, ведущий  предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

     Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Среди профессий типа «человек - знаковые системы» есть:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;
  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Информация о работе Психология и труд