Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.
Исходя из вышеизложенного, целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;
- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;
- изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….. 3
2. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания:
2.1 Самосознание и его место в психической организации человека….5
2.2 Сознание и проблема возникновения самосознания……………..6
2.3 Уровни развития самосознания………………………………………10
3. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»:
3.1. Самосознание и образ «Я»……………………………………………………….......13
3.2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми………………………………15
4. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение:
4.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания ………………………………………………17
4.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки …………………………………………………………………17
4.3 Самооценка и самоуважение ………………………………………...19
5. Заключение …………………………………………………………......23
6. Список использованной литературы…………………………………25

Работа содержит 1 файл

РГР психология.docx

— 48.84 Кб (Скачать)

     Самосознание  обычно рассматривают  лишь в плане индивидуального  сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

     Наибольшую  гносеологическую трудность  представляет собой  индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

     Идеалистическая психология рассматривает  это раздвоение как  наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.

    1. Уровни развития самосознания.
 

     Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

     Первой  его формой, которую  иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. [Петровский А. В. , Брушлинский А. В. , Зинченко В. П. И др. “ Общая психология “, учебник для студентов педагогических институтов под ред. Петровского А. В. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М.; Просвещение , 1986.]

     Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

     Самый высокий уровень  развития этого процессавозникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

     Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей. [Рогов Е. И. “ Психология человека “ – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. - 120 с.]

     Однако  самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23 – 33.)]

 

  1. Сущность  и содержание самосознания и образа «Я».
 
    1. Самосознание  и образ «Я».

     Взаимодействуя  и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное.

     Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Я сегодня, при всех возможных изменениях моего положения, в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, - это Я того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного Я.

     Переживание наличия своего Я  является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я». Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: «Я сам!» Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим («Это мое, это не твое!»).

     Образ Я. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концеп-ция). Образ Я - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, образ Я включает в себя три компонента.

     Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

     Во-вторых, эмоционально-оценочный  компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

     В-третьих - поведенческий (волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус или, наоборот, желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

     Образ Я - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. Я-образ - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

     Укажем  еще один вариант  возникновения Я-образа - фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа Я очень велико, особенно в старшем подростковом и юношеском возрасте в связи сосклонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.

     Конструирование своего фантастического  Я свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого Я-образа важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его фантастическим Я. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

    1. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми.

       «Я-концепция» — это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют:

     1) «образ Я» — представление  индивида о самом себе;

     2) самооценку – эмоционально окрашенную  оценку этого представления; 

     3) потенциальную поведенческую реакцию  — те конкретные действия, которые  могут быть вызваны «образом  Я» и самооценкой.

     Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста один считают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими той или иной социальной среде.

     Если  человек обладает непривлекательной  внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я-концепции» могут возникать серьезные затруднения

     Позитивную  «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

     «Образ  Я» – одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

     Вопрос  об истинности «образа Я» правомерен только относительно когнитивных его  компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик  и противоречий.

 

  1. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение.
    1. Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания

Информация о работе Психология и педагогика