Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.
Исходя из вышеизложенного, целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;
- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;
- изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….. 3
2. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания:
2.1 Самосознание и его место в психической организации человека….5
2.2 Сознание и проблема возникновения самосознания……………..6
2.3 Уровни развития самосознания………………………………………10
3. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»:
3.1. Самосознание и образ «Я»……………………………………………………….......13
3.2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми………………………………15
4. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение:
4.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания ………………………………………………17
4.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки …………………………………………………………………17
4.3 Самооценка и самоуважение ………………………………………...19
5. Заключение …………………………………………………………......23
6. Список использованной литературы…………………………………25

Работа содержит 1 файл

РГР психология.docx

— 48.84 Кб (Скачать)

     Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………….. 3
  2. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания:
    1. Самосознание и его место в психической организации человека….5
    2. Сознание и проблема возникновения самосознания……………..6
    3. Уровни развития самосознания………………………………………10
  3. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»:

    3.1. Самосознание  и образ «Я»……………………………………………………….......13

    3.2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми………………………………15

    4. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение:

    4.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания ………………………………………………17

    4.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки …………………………………………………………………17

    4.3 Самооценка и самоуважение ………………………………………...19

    5. Заключение …………………………………………………………......23

    6. Список использованной литературы…………………………………25

 

  1. Введение.

     Совокупность  психических процессов, посредством  которых индивид осознает себя в  качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

     Самосознание  человека, отражая реальное бытие  личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом  себе далеко не всегда адекватно.

     Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая  перед другими людьми и перед  самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно  осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

     Способность осмыслить и распознать то, что  в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения  случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в  жизни идти и зачем, — это нечто  бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим  запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.

     Обобщение практического знания человека о  других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего  внешнего мира довольно рано.

     Образное  знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание  правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых.

     Однако  требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое  предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам.

     Лишь  в процессе обобщения этих представлений  формируется самосознание в собственном  смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

     Всякое  изменение жизненного положения  человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к  субъекту этого положения.

     Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое  существо, но и прежде всего как  трудящегося, как семьянина, как  отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.

     Исходя  из вышеизложенного, целью данной контрольной  работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:

     - раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения  и уровни его развития;

     - изучить сущность и содержание  самосознания и Образа – Я;

     - изучить основные условия формирования  самосознания, самооценку и самоуважение  личности.

 

  1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания.
 
    1. Самосознание  и его место  в психической  организации человека.

     Самосознание  - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.

     Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности  появляется уже у младенца, когда  он начинает различать ощущения, вызванные  внешними предметами, и ощущения, вызванные  собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок  начинает правильно употреблять  личные местоимения. Осознание своих  психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в  подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них  неизбежно видоизменяет всю систему.

     Самосознание  имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

     Благодаря самосознанию человек  осознает себя как  индивидуальную реальность, отдельную от природы  и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

     Самосознание  является венцом развития высших психических  функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

     Однако  А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

     В современной психологической  литературе есть несколько  подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”.

    1. Сознание и проблема возникновения самосознания.

     Психика есть способность  живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

     Сознание  является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

     Перейдем  к вопросу к  вопросу о том, чем определяется, обусловливается  возникновение и  развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

     Внешними  детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

     Сознание  присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием.

     Сознание  детерминировано  не только действием  внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной.

     Как же можно определить сознание?

     Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. [Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)]

     Проблема  возникновения самосознания:

     Сознание  предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению  к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

     Самосознание  есть определенная форма  реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

     Самосознание  есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. [Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 – 403.)]

     Самосознание  самим фактом своего существования еще  раз доказывает относительность  различия и противоположности  объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания. [Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)]

Информация о работе Психология и педагогика