Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:51, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть психологические особенности допроса.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) понять психологию допроса, выявить его основные задачи и цели;
3) проанализировать особенности проведения допроса в конфликтной ситуации;
4) рассмотреть особенности проведения допроса в бесконфликтной ситуации;
5) изучить психологию лжи.
— полное или частичное несоответствие показаний бесспорно установленным фактам;
—
неестественное (с учетом времени
события, возраста, профессии и т.п.)
"забывание" допрашиваемым некоторых
обстоятельств расследуемого
— однотипность и "заученность" сообщаемых сведений;
—
употребление несвойственных допрашиваемому
речевых форм и суждений (особенно, если
такие же ранее использовались другими
допрашиваемыми, проходящими по данному
делу). Как уже было отмечено, допрос является
одним из видов общения, а любое общение
предусматривает не только получение,
но и передачу информации. Следовательно,
в ходе допроса происходит своеобразный
обмен информацией, однако с самого начала
предполагается неравенство в таком обмене.
ЗАКЛЮЧНИЕ.
Допрос — это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает психология диалога.
Благодаря сотрудничеству с обвиняемым следователь может получить уникальную информацию о преступном событии, которой никто другой в данным момент не владеет. Далее встает вопрос о проверке достоверности этой информации и построении общей структуры доказательств по делу.
В зависимости от ситуации, складывающейся во время допроса, от позиции допрашиваемого, криминалисты различают допрос в конфликтной и бесконфликтной ситуации. Бесконфликтная ситуация обычно присуща допросу свидетелей и потерпевших, конфликтная — допросу подозреваемых и обвиняемых. Однако, необходимо учесть, что некоторые лица, являющиеся в начале предварительного следствия свидетелями, в дальнейшем могут оказаться подозреваемыми и обвиняемыми. Поэтому следователь, собирая данные о допрашиваемом в ходе подготовки к допросу, прогнозирует и какую позицию займет допрашиваемый, намечает пути установления с ним взаимопонимания, преодоления возможных конфликтов.
В бесконфликтной ситуации чаще всего стоит дать возможность допрашиваемому возможность свободно рассказать историю о происшествии.
Задача следователя при допросе в условиях бесконфликтной ситуации заключается в том, чтобы оказать допрашиваемому помощь в восстановлении действительной картины расследуемого события и в припоминании забытых фактов, ни в коем случае не задавая при этом наводящих вопросов.
При наличии конфликтной
Психологический контакт достигается
авторитетом следователя, его твердостью
в проведении своей линии, непреклонностью
в принципиальных вопросах и в то же время
- благожелательностью, готовностью видеть
в любом допрашиваемом живого человека,
подчеркнутым стремлением избавить его
от лишних тягот, облегчить его участь
(конечно, действуя при этом в рамках закона).
Для установления психологического контакта
следователь должен уметь расположить
к себе допрашиваемого. Для этого очень
важно проявлять заинтересованность судьбой
обвиняемого или подозреваемого. Если
следователь равнодушен к тому, кого он
допрашивает, держится формально, сухо,
психологический контакт между ними никогда
не возникнет. Следователь обязан быть
всегда ровен, корректен и в то же время,
как отмечалось выше, — благожелателен,
человечен. Раздражительность, грубость,
а также сухость, равнодушие немедленно
вызывают ответную негативную реакцию.
Современный следователь, проводя допрос, использует самые разнообразные области человеческих знаний, которые позволяют ему расширить и увеличить каналы информации. Психофизиология, логика и паралингвистика, уголовный процесс и тактика — эти науки в комплексе применяются следователем для организации получения необходимой информации, для раскрытия преступлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Уголовно - процессуальный Кодекс
Российской Федерации (принят
ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 30.12.2006) // СПС
Консультант – плюс.
2. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному
кодексу Российской Федерации/ под ред.
В.М. Лебедева, В.П. Божьева. – М.: Спартак,
2002.
II. НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
III.УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Романов
В.В. Юридическая психология / В.В. Романов.
- М.: Юристъ. 2001.-500с.
2. Москалькова Т.И. Этика уголовно-процессуального
доказывания / Т.И Москалькова–М.:Юристь,1997.–
3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология
/ Ю.В. Чюфаровкий. - М.: Норма,2001.-450с.
4. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной
деятельности. М.: Норма,2001.–380с.
5. Васильев В.Л. Юридическая психология
/ В.Л. Васильев. – СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
6. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология:
Учебник / Г.Г. Шиханцов.-М.:Юрайт,2000.-450с.
7. Столяренко А.М. Психологические приемы
в работе юриста / А.М. Столяренко.-М.:Юрайт,2001.–
8. Чуфаровский Ю.В. Психологические основы
обеспечения безопасности сотрудников
правоохранительных органов / Ю.В. Чуфаровкий.
- М.: Норма, 2003.–300с.
9. Экман П. Психология лжи / П. Экман. - СПб,
2002. – 600 с.
10. Еникеиев. Юридическая психология. Норма, М., 2000.- 423с.
11.Руководство для следователей. Под ред. Селиванова Н. А. М., 1998.
12. Н. А. Громов Уголовный процесс. М. 1998 -366с.
13.Р. С.
Белкин Профессия –