Психология делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

ВАРИАНТ № 6
Психологическая совместимость и сплоченность рабочей группы.
Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе.
Характеристика специальных способностей руководителя: организационные, коммуникативные, к управлению.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     1. стрессоустойчивость, проявляющуюся  в адекватном реагировании руководителя  на неожиданно возникающую непредвиденную (стрессорную) ситуацию, требующую  усиления активности и перестройки  поведения в целях адаптации к изменившимся условиям, или для изменения ситуации в согласии с целями и задачами управления;

     2. способность доминировать, которая  рассматривается как умение руководителя  влиять на подчиненных и изменять  их поведение в соответствии  с задачами управления;

     3. стремление к победе как особое  качество, которое базируется на  мотивации достижения цели (достижения  успеха);

     4. уверенность в себе – дополнительное качество, основанное на высокой адекватной самооценке.

     Стремление к победе, уверенность в себе – две взаимосвязанные характеристики, т.к. успешное достижение человеком поставленных перед собой целей, или достижение субъективно значимых целей, приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая и воспринимается окружающими как уверенность в себе;

     5. креативность – способность к творческому решению задач, которая рассматривается не только как характеристика интеллекта руководителя, но и как желание и способность поощрять творчество своих подчиненных;

     6. эмоциональная уравновешенность, проявляющаяся в способности руководителя поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся условиях;

     7. предприимчивость, надежность и  независимость, определяющие возможность  менеджера формировать свои представления  по профессионально важным проблемам  и способность достигать успеха вместе со своими подчиненными.

     Остановимся на них более подробно.

     Доминантность (влияние). Руководителю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но, вырабатывая  ее в себе, не следует забывать о  психологической стороне вопроса. Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Известно, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65% своих возможностей и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе. Так что влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным. Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.

     Уверенность в себе. Что значит для подчиненных уверенный в себе руководитель? Прежде всего то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе, благодаря его стилю руководства. Вместе с тем следует отметить два важных обстоятельства.

     Во-первых, существует разница между уверенностью в себе и самоуверенностью. Это различие легко уловимо, но трудно преодолимо. Сказать можно только то, что человек, уверенный в себе, исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. Короче, у него есть реальные, а не мнимые основания для уверенности. Во-вторых, известно, что подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, а значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя спокойно и уверенно. И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.

     Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Это родственные, близкие друг другу  личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и  развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что  касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.

     Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий. Во-вторых, руководитель – это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т.д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться неприятными последствиями – неврозами, психическими заболеваниями и т.д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки.

     Креативность. Это способность человека к творческому  решению задач, очень важная черта  личности, особенно существенная для  инновационной деятельности. Применительно  к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.

     Стремление  к достижениям и предприимчивость. Без этих качеств невозможно представить себе успешного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей – потребность в самореализации, в достижении целей. Исследования показывают, что обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан. В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи – информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.

     Ответственность и надежность. В современном менеджменте  эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого руководителя. Репутация стоит дороже денег, и если она потеряна, то – навсегда. Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены.

     Независимость. Важной личностной чертой руководителя является независимость. Независимость – это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам.

     Общительность (коммуникабельность). Нет особой необходимости  доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Ограничимся  лишь следующими основными положениями.

     1. Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми.

     2. Коммуникабельность – качество не врожденное, его можно развивать. Развитие коммуникативных навыков – важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития личности руководителя.

     Итак, мы рассмотрели основные характеристики, имеющие отношение к личности руководителя. Осталось сказать, что  человек не рождается с набором  перечисленных выше стилей руководства, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться и понимание, что необходимо ежедневно «строить», развивать свою личность, личность руководителя.

     Профессионально важные качества личности управленца – это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.

     Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают  всего богатства характеристик  руководителя, вместе с тем, каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально важных личностных качеств, обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления.

Информация о работе Психология делового общения