Психология делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

ВАРИАНТ № 6
Психологическая совместимость и сплоченность рабочей группы.
Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе.
Характеристика специальных способностей руководителя: организационные, коммуникативные, к управлению.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     4. требовательность – способность  предъявлять адекватные требования  в зависимости от особенностей  ситуации;

     5. критичность – способность обнаружить  и выразить значимые для данной  деятельности отклонения от условий,  диктуемых поставленной задачей.

     Наконец, выделяются такие свойства личности, как склонность к организаторской деятельности и потребность в данной деятельности. При этом отмечается, что все указанные свойства иерархизированы, но первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой воздейственности на членов коллективов.

     Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональной деятельности. Так, например, такие свойства личности, как искренность и терпимость, являющиеся профессионально важными для руководителя предприятия, не совсем адекватны бухгалтеру предприятия, а способность к выполнению рутинной работы будет отличать руководителя в системе бюрократического управления от руководителя коммерческого предприятия.

     Исходя  из основных задач управления, можно определить наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя. Профессионально важными из них для управленца являются:

     1. способность к стратегическому  планированию, гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования  стратегии развития организации, ее экономической политики, а следовательно, и методов управления персоналом;

     2. способность полностью реализовывать  возможности сотрудников с помощью  правильной расстановки кадров  и справедливых санкций, учитывая  необходимость удовлетворения потребности в признании, поддерживать и способствовать развитию и самореализации сотрудников;

     3. способность формировать коллектив  и психологическую атмосферу  в нем, адекватную профессиональной  ситуации;

     4. выработка организаторских и  коммуникативных свойств в связи с особенностями профессиональной деятельности. К ним относятся: уверенность в себе, инициативность, воля и решительность, готовность выслушивать мнения других, коммуникабельность и коммуникативная компетентность.

     5. Важное значение для успешного руководителя имеет стремление к саморазвитию в контактах и общении и любознательность. Самосовершенствование и творческий рост – залог успеха руководителя в организации и окружающем мире, в которых непрерывно меняются как сами люди, так и условия их деятельности;

     6. развитие самообладания и самоконтроля. Члены коллектива (подчиненные, коллеги)  неодинаково воспринимают ситуацию, в которой они оказываются  и где по-разному удовлетворяются  их потребности и ожидания. Различия  могут привести к противоречиям, несогласию между людьми, возникновению конфликтной ситуации. В этом случае руководителю необходимы самообладание и самоконтроль, т.к. согласно своей роли он находится обычно в центре конфликта. 

  1. Эффективность воздействия руководителя на рабочий коллектив посредством личностных качеств.
 

     Общепризнано, что личность руководителя, его характерологические  особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности.

     Личность  – это категория психологии, обозначающая стабильную и интегральную систему  социально значимых черт, характеризующих индивида как человека определенной социальной общности. Структура личности включает в себя совокупность устойчивых психологических качеств человека: способность, воля, эмоции, мотивация и социальные установки. Перечисленные компоненты присущи каждому человеку и качественно зависят от социальных отношений и специфики социальной среды.

     Основным  способом поведения руководителя в  процессе управленческой деятельности является непрерывное воздействие  на управляемый объект, коллектив или отдельную личность. Эффективность этого воздействия во многом определяется уровнем профессиональной компетентности руководителя и его личностными особенностями. К разряду таких особенностей относится, прежде всего, потребностно-мотивационная система личности. Эта система личности включает в себя три группы мотиваций: биологические, маргинальные, высшие (социальные). Группа биологических мотиваций является общей для человека и животных; маргинальные мотивации базируются на физиологических процессах и механизмах и одновременно несут на себе отпечаток социальных воздействий. Группа высших социальных мотиваций связана с осознанной и целенаправленной деятельностью человека, побуждающей к достижению поставленных им самим или принятых извне определенных целей. В сфере управления эффективность деятельности руководителя во многом обусловлена доминированием высших социальных мотиваций: достижение цели (успеха), саморазвитие (самореализация) и свобода.

     Мотивация достижения цели заставляет личность преодолевать препятствия в ситуации реального решения практических задач и добиваться поставленных перед собой целей, затрачивая на это энергию указанной потребности. Успешное достижение поставленных перед собой целей приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая воспринимается окружающими как уверенность в себе. Переживание успеха, в т.ч. и профессионального, обладает свойством эмоционального подкрепления, стимулирует человека к повторению данного переживания и, в конечном счете, определяет трансформацию мотивации достижения цели в мотивацию стремления к успеху.

     Мотивация саморазвития обеспечивает самостоятельные  и относительно независимые поведение  и деятельность, которые не всегда полностью осознаются личностью, формируя то, что в психологии называется жизненным путем.

     Мотивация самореализации может рассматриваться  как определенный вариант мотивации  саморазвития, возникающий на основе существующих у личности определенных способностей и направленный на их воплощения и развитие. Для руководителя основополагающими будут коммуникативные, предпринимательские и организаторские способности, определяющие развитие этой мотивации.

     Мотивация свободы – потребность в принятии осознанных и самостоятельных решений, а также в формировании независимого от социального давления поведения. Это мотивация наиболее значима при принятии решений в ситуациях, исход которых неизвестен, но чрезвычайно важен для человека. Определяющий фактор свободного поведения – это разум, не замутненный предрассудками и аффектами, лежащий в основе произвольности выбора и вариативности решений. Своеобразие иерархии целей и задач свободного человека наиболее полно проявляется в кризисных ситуациях, когда необходимо принимать ответственные и безотлагательные решения, которые часто не совпадают с ожиданиями других людей.

     Мотивация свободы может определять профессиональную деятельность управленца, т.к. у этой категории лиц существует определенный прогноз на профессиональное развитие и имеются перспективные планы  и задачи, преобладающие над текущими процессами профадаптации.

     Ради  достижения дальних целей и перспектив развития структура мотивационно-потребностной  системы человека может перестраиваться  с помощью своеобразных внутренних мотивационных регуляторов – свободы и воли – и за счет торможения активности на основе текущих потребностей и задач. Таким образом, категория свободы связана с категорией воли, которая тормозит импульсивные инстинктивные и животные по существу формы поведения. Под волей понимается способность встраивания особого интеллектуального плана между воздействием самой ситуации на человека и его ответным поведением, что обеспечивает субъекту возможность осознания необходимости того или иного действия, а также торможения импульсивных поведенческих актов, детерминированных непосредственными желаниями.

     Воля, волевые действия и качества человека наряду с эмоциями и эмоциональными переживаниями составляют эмоционально-волевую  сферу личности. К основным волевым  качествам, обеспечивающим эффективность  управленческой деятельности, можно  отнести: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность и настойчивость, энергичность и инициативность.

     Целеустремленность  – это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть за счет мобилизации сил на правильное определение путей, средств, способов и приемов своей деятельности.

     Самообладание характерно для людей, которые произвольно  управляют своими мыслями и чувствами, действиями и поступками. Личности, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.

     Самостоятельность рассматривается как способность  человека не поддаваться влиянию  различных сил, могущих отвлечь  его от достижения поставленной цели.

     Решительность – волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях жизни и деятельности, характеризующихся наличием определенных противоречий.

     Настойчивость является качеством личности, благодаря  которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей. Управленец, достигший заметных успехов в своей деятельности, отличается четкой ориентацией в жизни, решительностью, способностью переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться в качестве активной действующей силы в происходящее с ним. А это обеспечивает внутренняя свобода человека.

     Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку, лишь осознавая возможность активного изменения ситуации и его цену, человек может предпринять попытку такого изменения. Особой чертой ответственности являются возможность и способность личности признавать свои ошибки и брать на себя вину в случае неудач и неуспеха.

     Современному  обществу необходимы нравственно надежные руководители, способные на самосовершенствование, в т.ч. духовное. Нравственный руководитель осознает необходимость жить по моральным  заповедям, выверенным человеческим опытом. Поэтому одним из основных требований к личности управленца должно стать требование его нравственной устойчивости.

     Таким образом, очевидны достаточно жесткие  требования к личности управленца и  руководителя, которым не всегда соответствуют  личные качества работающих. Частичное соответствие личностных свойств руководителя перечисленным требованиям определяет степень успешности профессиональной деятельности управленца.

     Большинство специалистов, изучающих эффективность  системы управления, соглашаются  с тем, что личность руководителя – прежде всего, личность лидера, т.к. неспособность проявить в определенных ситуациях лидерские возможности однозначно приводит к снижению авторитета и эффективности профессиональной деятельности.

     Существуют  две основные концепции происхождения лидерских качеств руководителя.

     Согласно  первой – харизматической, человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми.

     Вторая  концепция – теории черт, настаивает на том, что личность сама приобретает необходимый набор качеств лидера: высокий интеллект, обширные знания, здравый смысл, инициативность, твердую уверенность в себе, целеустремленность и ответственность в сочетании со свободой и самоопределением. Сторонники этой теории считают, что достаточно выявить все эти качества, а затем необходимо организовать воспитание истинного лидера. Две названные «крайние» концепции были объединены в «синтетическую» теорию, согласно которой эффективность руководства определяется не столько личными качествами руководителя, сколько стилем его поведения по отношению к подчиненным, сформированным на основе необходимых индивидуальных свойств, и отражает накопленный жизненный опыт.

     Способности руководителя представляют отдельный  блок его характеристик, которые  делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения).

     Интеллект как способность решать сложные  и абстрактные проблемы должен быть выше среднего, но необязательно на самом высоком уровне.

     Специфические способности личности руководителя – это специальные знания, умения, компетентность, информированность, которые чаще проявляются у него в конкретной профессиональной деятельности. Успешный руководитель должен уметь творчески использовать эти знания в различных, часто неповторимых ситуациях, постоянно возникающих в процессе работы. В основе такого умения лежат организаторские способности.

     Черты личности – это последний блок характеристик профессионально успешного руководителя. Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность. Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать.

Информация о работе Психология делового общения