Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:38, контрольная работа
ВАРИАНТ № 6
Психологическая совместимость и сплоченность рабочей группы.
Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе.
Характеристика специальных способностей руководителя: организационные, коммуникативные, к управлению.
Первая стадия - ориентационная, которой соответствует низкий уровень развития коллектива - этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе. Это может быть целенаправленная ориентация и самоориентация. Целенаправленная ориентация осуществляется руководителем путем подбора и расстановки кадров, подробной информации о целях и задачах, планах и условиях деятельности. При этом необходимо учитывать, насколько новые работники могут вписаться в формируемый коллектив, сработаться. Важно правильно расставить работников на рабочих местах. Если на соседних, технологически взаимосвязанных местах оказываются люди, симпатизирующие друг другу, то это улучшает их настроение, повышает трудовую и творческую активность.
Каждый имеет свое личное представление о товарищах по работе, о том, каким ему хотелось бы видеть свой коллектив. Поэтому целенаправленная ориентация всегда дополняется самоориентацией.
Если в коллективе преобладает целенаправленная ориентация, то общая цель у большинства членов коллектива преобразовывается в их внутреннюю потребность и ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется следующей.
Вторая стадия - взаимоадаптационная, которая представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива. Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воспитательным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации.
Подражание заключается в том, что человек неосознанно перенимает способы поведения других, их взгляды и реакции на определенные ситуации. Это наименее управляемый способ формирования установок, который не всегда приводит к положительным результатам.
Идентификация - сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом.
Взаимоадаптационный стадии соответствует средний уровень развития коллектива, характеризующийся созданием его актива (активно действующей группы).
Третья стадия - сплоченная, или стадия консолидации, коллектива, этап его зрелости. Руководитель выступает здесь не внешней силой, а как человек, который наиболее полно воплощает цели коллектива. В таком коллективе преобладают отношения взаимопомощи и сотрудничества.
Кроме этого существует четвертая стадия - перспективное развитие. Отличается максимальным уровнем требовательности каждого члена коллектива к себе. Внешние требования становятся внутренними, личностными. Инициатива членов трудового коллектива соединяется с их активностью. Сплоченность коллектива достигает апогея. Создается здоровый морально-психологический климат.
Организационно-
Экономические факторы характеризуются применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда, особенностями премирования. Здесь важно, чтобы работники воспринимали действующие распределительные отношения в коллективе как справедливые и участвовали в этом процессе.
Социально-
Психологические факторы проявляются в психологической совместимости его членов, благоприятном сочетании свойств работников, способствующих эффективности совместной деятельности.
Управление процессом сплочения трудового коллектива осуществляется с помощью воздействия на факторы, обусловливающие сплоченность.
К общим (внешним) факторам относятся характер общественных отношений, уровень развития научно-технического прогресса, особенности механизма хозяйственной деятельности, к специфическим (внутренним) - уровень организации и управления производства в самом коллективе его социально-психологический климат, личностный состав.
Взаимоотношения
в коллективе, его сплоченность в
значительной мере зависят от того,
что собой представляют сами члены
коллектива, каковы их личностные качества
и культура общения, проявляющаяся
в степени эмоциональной
Большую
роль в формировании и сплочении
коллектива играет стиль руководства.
Руководитель в своей повседневной
деятельности должен учитывать, что
его работники обладают различными
характерами, социально-психологическими
качествами, различной общеобразовательной
и специальной подготовкой. Это требует
от него изучения их характера, умения
выбрать способы воздействия на человека
в зависимости от черт характера, специфики
деятельности, социальных характеристик.
С одной стороны, работая по усилению сплоченности
трудового коллектива руководитель добивается
однозначного толкования задач организации,
а с другой стороны, санкционирует проведение
неформальных мероприятий, направленных
на развитие личностных контактов между
сотрудниками. Все это происходит на фоне
оптимизации социально-психологического
климата в коллективе.
Роль непосредственного руководителя на производстве огромна в создании благоприятного социально-психологического климата. Именно руководитель призван самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний как:
При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.
Большое значение в формировании СПК имеет стиль руководства:
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии, т. е. ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.
Однако даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.
Таким
образом, руководитель может существенно
повлиять на характер межличностных
отношений в рабочем
ВОПРОС
№2
Характеристика
специальных способностей
руководителя: организационные,
коммуникативные, к
управлению.
ПЛАН
Профессионально важные качества личности руководителя – это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.
К началу 50-х годов XX в. было проведено множество исследований, направленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было установлено, что чаще всего выделяются следующие черты:
1.
интеллект как способность
2.
осознание потребности к
3. уверенность в себе, высокая самооценка компетентности и уровня притязаний.
В более поздних работах в результате изучения успешных руководителей выделены следующие профессионально важные свойства личности руководителя:
1.
практически-психологическая
2.
психологический такт –
3. общественная энергичность – способность личности заряжать своей энергией организуемых людей;