Психология делового общения. Структура делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить механизмы межличностного делового общения.
Задачи исследования:
- психологический механизм идентификация;
- психологический механизм эмпатия;
- психологический механизм рефлексия.

Содержание

Введение………………………………………………………...………..………3
1.Перцептивная фаза делового общения как
процесс социального восприятия и познания
партнерами друг друга……………………………………………………..……4
2.Понятие межличностного общения…………………………………………..8
3.Психологические механизмы восприятия
деловых партнеров:
3.1. Идентификация……………………………………………………..………8
3.2. Рефлексия…………………………………………………………………...9
3.3. Эмпатия……………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………...………12
Список использованной литературы…………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Деловое общение контрольная.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

      3.Психологические  механизмы восприятия  деловых партнеров:

     3.1. Идентификация

    Включение психологами идентификации в список защитных механизмов может показаться излишним, так как большинство из нас расценивают возможность идентифицироваться с другим человеком или с его отдельными сторонами как конструктивную незащитную тенденцию. В психоанализе установлено, что только некоторые виды идентификации могут считаться компонентами защит (например, той, которую психологи с ориентацией на социальное научение назвали “моделирование”). Но психоаналитически думающие психотерапевты продолжают считать, что многие виды идентификации вызываются необходимостью избегать тревогу, горе, стыд, страх, депрессию, другие болезненные аффекты, или для того, чтобы поддерживать себя, ощущая угрозу чувству самоуважения и целостности. Как и другие зрелые защитные процессы, идентификация является нормальным аспектом психологического развития и становится проблематичной (влекущей невроз или иное расстройство) только в определенных условиях. Для авторов «идентификация» в первую очередь - определение человеком себя в рамках конкретной идентичности, осмысление себя через набор определений предоставляемых одной или другой социальными реальностями, при сохранении одного и того же социального положения, статуса.

    Более полно идентификация с группой  рассматривается в трех плоскостях: когнитивной - знание о моей принадлежности к группе, ценностной - наличие негативной и позитивной коннотаций принадлежности к данной группе, эмоциональной —  принятие либо «своей», либо «чужой» группы на основании двух первых показателей. Совершается типичный прием работы с социальной информацией.

    3.2. Рефлексия

    Категория рефлексии активно используется не только на психологическом, философском, но и на общенаучном уровне. Она выступает в качестве методологического средства междисциплинарных разработок и некоторых направлений современной науки (теория рефлексивных игр и т.п.), как объяснительный принцип для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (искусствоведения, социологии, лингвистики, логики и др.). Рефлексия выступает и в качестве особого предмета научного изучения.

    В философском энциклопедическом  словаре рефлексия рассматривается  как "принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и  осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека... Как форма познания рефлексия есть не только критический, но и эвристический принцип. Она выступает как источник нового знания. Осознавая неосознанное, познавая непознанное, рефлексия полагает в качестве своего предмета само знание о нем". В отечественной психологии понятие рефлексии неотделимо от понятия деятельности. "Рефлексия рассматривается как обращенность познания человека на ход своей деятельности, на психические качества и состояния, проявляющиеся в ней, на свой внутренний мир. Рефлексия понимается как процесс критического осмысления текущей деятельности, умение выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, как процесс обоснования необходимости внесения коррективы в ход деятельности, предпринять новую деятельность. Понятие рефлексии в современном смысле было впервые употреблено Джоном Локком. Рефлексия, с его точки зрения, - это особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее идеи об этом сознании. В результате введения и обоснования этого понятия внешний опыт, который базируется на "ощущениях", был отделен от внутреннего опыта, базирующегося на человеческой способности анализировать свое собственное мышление.

    3.3. Эмпатия

    В современной психологии эмпатию  принято трактовать либо как способность  понимать мир переживаний другого  человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания. Анализируя существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся:

    1) понимание чувств, потребностей  другого; 

    2) вчуствование в событие, объект искусства, природу;

    3) аффективная связь с другим, разделение  состояния другого или группы;

    4) свойство психотерапевта.

    До  сих пор не существует общепринятой теории эмпатии и единого понимания  проблемы, несмотря на многочисленные и обширные исследования в этой области.

    Понятие «эмпатия» имеет долгую и продолжительную  историю, генезис его уходит корнями  в древнегреческую философию, где  оно понимается как симпатия и  трактуется как духовная объективная  общность, в силу которой люди сочувствуют друг другу.

 

     Заключение

    Общение имеет огромное значение в формировании  человеческой  психики, ее развитии и становлении разумного, культурного  поведения. Через общение  с психологически развитыми людьми, благодаря широким  возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности  и  качества. Через  активное  общение  с  развитыми  личностями  он  сам  превращается  в личность.

    Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности  людей, основу межличностных  отношений.  Возрастание  роли  общения,  важности  его изучения связано  с тем, что в  современном обществе гораздо чаще в  прямом, непосредственном  общении  между  людьми  вырабатываются  решения,   которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.

    У каждого человека имеется своя мотивационная  система, определяющая его предпочтения в межличностных отношениях. Человек  познает себя во взаимодействии с  другими людьми, находящимися на различных  социально – культурных уровнях. Впечатления после общения формируются на основе внешнего выражения человеком своих эмоций, но следует опасаться поспешных суждений. Понять другого человека можно лишь анализируя его поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуационные маски.

          Для восприятия человека и его понимания субъект  неосознанно  выбирает различные механизмы  межличностного  познания.  Основным  является  идентификация, эмпатия, рефлексия.

    Слово идентификация, это зрелый уровень  осознанной попытки стать похожим  на другого человека. Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких, дискриминативных и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека. Считается, что потенциал идентификации расширяется и модифицируется в течение всей жизни и является основой психологического роста и изменений.

    Присутствующие  люди одновременно и облегчают страдание  и побуждают к сдерживанию  проявления чувств. Необходимым условием поддержания общественного благополучия является контроль над эмоциями и внимание к переживанию окружающих. Симпатия лежит в основе суждений о поступках других людей и о собственном поведении человека, так как дает возможность посмотреть на себя со стороны глазами постороннего наблюдателя.

    Каждый  человек имеет свои масштабы измерения  других людей. Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения  и стремится к адекватному  построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению, - возникает явление рефлексия. Люди заботятся о том, чтобы их образ занял достойное место во внутреннем мире тех, с кем они активно взаимодействуют.

 

    Список использованной литературы 

1.Деловое общение // Учебное пособие // Титова Л.Г – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2.Володарская Е. А. Социально-психологические факторы идентификации ученого с научной школой.: Дисс.канд. психол. Наук: - М., 1994. -345 с.

3.Социальная психология // Учебник// Андреева Г.М. – М.: Аспект Пресс, 2001.

4.Технология успеха // Ксенчук Е.В., Киянова М.К. // М.: “Дело ЛТД”, 1993.

5.Психология и этика делового общения // Учебник // Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психология делового общения. Структура делового общения