Психология делового общения. Структура делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить механизмы межличностного делового общения.
Задачи исследования:
- психологический механизм идентификация;
- психологический механизм эмпатия;
- психологический механизм рефлексия.

Содержание

Введение………………………………………………………...………..………3
1.Перцептивная фаза делового общения как
процесс социального восприятия и познания
партнерами друг друга……………………………………………………..……4
2.Понятие межличностного общения…………………………………………..8
3.Психологические механизмы восприятия
деловых партнеров:
3.1. Идентификация……………………………………………………..………8
3.2. Рефлексия…………………………………………………………………...9
3.3. Эмпатия……………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………...………12
Список использованной литературы…………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Деловое общение контрольная.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему

«Психология делового общения. Структура делового общения.»

Вариант № 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Преподаватель

                   Студент  
               
               
               
               
               
               
               
               

Краснодар 2010

 

Содержание 

Введение………………………………………………………...………..………3

1.Перцептивная фаза делового общения как

процесс социального восприятия и познания

партнерами  друг друга……………………………………………………..……4

2.Понятие  межличностного общения…………………………………………..8

3.Психологические механизмы восприятия

деловых партнеров:

3.1. Идентификация……………………………………………………..………8

3.2. Рефлексия…………………………………………………………………...9

3.3. Эмпатия……………………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………...………12

Список  использованной литературы…………………………………………..14

 

Введение 

    Взаимодействие  человека с окружающим миром  осуществляется  в  системе объективных отношений, которые складываются между людьми в  их  общественной жизни.

    Объективные отношения и связи  неизбежно  и  закономерно  возникают  в  любой реальной группе. Отражением  этих  объективных  взаимоотношений  между членами  группы  являются  субъективные  межличностные  отношений,   которые изучает социальная психология.

    Основной   путь   исследования   межличностного    взаимодействия    и взаимодействия  внутри  группы  –   это   углубленное   изучение   различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав  данной группы. Никакая человеческая  общность  не  может  осуществлять  полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт  между  людьми,  в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного  взаимопонимание

    В современной психологии принято  представление о том, что механизм межличностного общения - является основным фактором развития и становления личности. В процессе развития личность приобретает социально значимые качества, которые позволяют ей эффективно адаптироваться к динамично изменяющимся условиям современного общества и реализовывать себя как субъекта.

    Цель  исследования – изучить механизмы межличностного делового общения.

    Задачи  исследования:

    - психологический механизм идентификация;

    - психологический механизм эмпатия;

    - психологический механизм рефлексия.

Объект  исследования – механизмы межличностного делового общения 
1.Перцептивная фаза делового общения как процесс социального восприятия и познания партнерами друг друга.
 

     Общение – это, во-первых, особая форма проявления активности субъекта; во-вторых – особый вид реальности межличностных отношений; в-третьих – общение всегда предполагает определенные формы совместной деятельности людей. Общение и деятельность тесно взаимосвязаны.

     Структуру общения можно рассматривать  в двух вариантах. Один из них выделяет три уровня рассмотрения общения: макроуровень (общение рассматривается как значимая часть для психического развития индивида системы его взаимосвязей с другими людьми), мезауровень (общение анализируется как динамическая система контактов, ситуаций, этапов общения) и микроуровень (общение рассматривается как совокупность элементарных единиц общения, под которыми понимается взаимодействие субъектов общения в каком-либо поведенческом акте).

     Второй  вариант опирается на выделение  в общении трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной.

     Коммуникативная сторона общения с её информационно-коммуникативной функцией предполагает обмен информацией между коммуникаторами посредством двух знаковых систем, вербальной и невербальной, и единой или сходной системой кодификации и декодификации сообщений.

     Интерактивная сторона общения предполагает реализацию регуляционно–коммуникативной функции, нацеленной на поведенческую сферу и организацию совместной деятельности субъектов общения.

     Перцептивная  сторона общения связана с перцептивно-коммуникативной функцией, которая реализуется в межличностном восприятии друг друга субъектами общения.

     В настоящее время классификация  общения расширена до пяти составляющих, включив ещё два:

     когнитивную составляющую, связанную с реализацией  когнитивно-коммуникативной функции  и характеризующую процессы межличностного познания и понимания субъектов общения;

     аффективную составляющую, которая выполняет аффективно-коммуникативную функцию и связана с регуляцией эмоциональных состояний субъектов общения.

     Взаимодействие  невозможно без взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Перцептивная фаза делового общения связана с процессом межличностной перцепции – восприятием деловыми партнерами друг друга. Будучи необходимой фазой делового общения, межличностная перцепция связана с созданием целостного образа делового партнера, фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большое влияние оказывают накопленный ими предшествующий познавательный опыт, синтезированные профессиональные знания, а также склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния.

     Воздействие этих факторов создаёт характерную для каждого из деловых партнеров апперцию (от лат. ad - к и perceptio – воспринимаю), которая обуславливает их значительные расхождения в создании целостных образов друг друга и в восприятии самой деловой ситуации.

     Таким образом, перцетивная фаза делового общения наиболее тесно связана с процессом межличностной апперции.

     Процесс восприятия одним человеком другого  выступает как обязательная составная  часть общения. В процесс общения  как минимум включены два человека, и каждый из них является активным субъектом. Человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком по общению также воспринимается как личность. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.

     Были  выделены четыре психологических механизма: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Все они участвуют в деловом  общении.

     К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

     познание  самого себя в процессе общения (рефлексия);

     прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

     Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о  его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

     Эмпатия – эмоциональное сопереживание  другому.

     Аттракция (привлечение) - форма познания другого  человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства  к нему.

     Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

     Каузальная  атрибуция – механизм интерпретации  поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

     При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

     Успешное  общение предполагает обратную связь  – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

     Перцептивная  функция общения в совместной деятельности направлена на решение  следующих задач:

     - формирования содержания межличностного  восприятия;

     - содействия установлению взаимопонимания;

     - обеспечения влияния участников  совместной деятельности друг  на друга.

     Важным  аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

     На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что общение  представляется тремя сторонами.

     Перцептивная  сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

     познание  себя в процессе общения;

     познание  и понимание собеседника;

     прогнозирование поведения партнера по общению.

     Таким образом, общение – это многомерный  социально-психологический феномен, который включает в себя и определенные психологические механизмы познания и понимания субъектов общения.

     В целом специфику перцептивной фазы делового общения можно свести к трем моментам: она формируется на основе процесса межличностной апперции и корреляции психологических пространств деловых партнеров; её сопровождает возникновения возникновение перцептивных барьеров; она способствует формированию у деловых партнеров целостных образов друг друга и выделению в этих образах социально значимых психологических характеристик. Динамика формирования перцептивного образа в деловом общении связана с особым типом восприятия – преднамеренным восприятием. В отличие от непреднамеренного, формирующегося спонтанно и крайне редко в деловом общении, преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью, систематичностью и планомерностью. И потому это одновременно и возникновение нового уровня развития социально-психологических процессов делового общения, который связан со сменой перцептивной фазы делового общения когнитивной. 

     2.Понятие  межличностного общения.

    Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи людей и их взаимовлияние. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к коммуникации.

     Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом,  механизмы  межличностного  познания,  обратную  связь  от объекта и условия, в которых происходит  восприятие. 

     Межличностные отношения являются  составной  частью  взаимодействия  и рассматриваются  в его контексте. В  их основе лежат  разнообразные эмоциональные состояния  взаимодействующих  людей и  их  психологические  особенности.  В   отличие   от   деловых   отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. Развитие межличностных  отношений  обусловливается  полом,  возрастом, национальностью  и  многими  другими  факторами.

Информация о работе Психология делового общения. Структура делового общения