Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 11:58, контрольная работа
Цель исследования – изучить механизмы межличностного делового общения.
Задачи исследования:
- психологический механизм идентификация;
- психологический механизм эмпатия;
- психологический механизм рефлексия.
Введение………………………………………………………...………..………3
1.Перцептивная фаза делового общения как
процесс социального восприятия и познания
партнерами друг друга……………………………………………………..……4
2.Понятие межличностного общения…………………………………………..8
3.Психологические механизмы восприятия
деловых партнеров:
3.1. Идентификация……………………………………………………..………8
3.2. Рефлексия…………………………………………………………………...9
3.3. Эмпатия……………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………...………12
Список использованной литературы…………………………………………..14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
на тему
«Психология делового общения. Структура делового общения.»
Вариант
№ 11
Преподаватель
Студент
Краснодар 2010
Содержание
Введение……………………………………………………….
1.Перцептивная фаза делового общения как
процесс социального восприятия и познания
партнерами друг друга……………………………………………………..……4
2.Понятие
межличностного общения……………………
3.Психологические механизмы восприятия
деловых партнеров:
3.1. Идентификация……………………………………………
3.2. Рефлексия………………………………………………………
3.3. Эмпатия……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..14
Введение
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание
В современной психологии принято представление о том, что механизм межличностного общения - является основным фактором развития и становления личности. В процессе развития личность приобретает социально значимые качества, которые позволяют ей эффективно адаптироваться к динамично изменяющимся условиям современного общества и реализовывать себя как субъекта.
Цель исследования – изучить механизмы межличностного делового общения.
Задачи исследования:
-
психологический механизм
-
психологический механизм
-
психологический механизм
Объект
исследования – механизмы межличностного
делового общения
1.Перцептивная фаза
делового общения как
процесс социального
восприятия и познания
партнерами друг друга.
Общение – это, во-первых, особая форма проявления активности субъекта; во-вторых – особый вид реальности межличностных отношений; в-третьих – общение всегда предполагает определенные формы совместной деятельности людей. Общение и деятельность тесно взаимосвязаны.
Структуру общения можно рассматривать в двух вариантах. Один из них выделяет три уровня рассмотрения общения: макроуровень (общение рассматривается как значимая часть для психического развития индивида системы его взаимосвязей с другими людьми), мезауровень (общение анализируется как динамическая система контактов, ситуаций, этапов общения) и микроуровень (общение рассматривается как совокупность элементарных единиц общения, под которыми понимается взаимодействие субъектов общения в каком-либо поведенческом акте).
Второй вариант опирается на выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения с её информационно-коммуникативной функцией предполагает обмен информацией между коммуникаторами посредством двух знаковых систем, вербальной и невербальной, и единой или сходной системой кодификации и декодификации сообщений.
Интерактивная сторона общения предполагает реализацию регуляционно–коммуникативной функции, нацеленной на поведенческую сферу и организацию совместной деятельности субъектов общения.
Перцептивная сторона общения связана с перцептивно-коммуникативной функцией, которая реализуется в межличностном восприятии друг друга субъектами общения.
В настоящее время классификация общения расширена до пяти составляющих, включив ещё два:
когнитивную
составляющую, связанную с реализацией
когнитивно-коммуникативной
аффективную составляющую, которая выполняет аффективно-коммуникативную функцию и связана с регуляцией эмоциональных состояний субъектов общения.
Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Перцептивная фаза делового общения связана с процессом межличностной перцепции – восприятием деловыми партнерами друг друга. Будучи необходимой фазой делового общения, межличностная перцепция связана с созданием целостного образа делового партнера, фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большое влияние оказывают накопленный ими предшествующий познавательный опыт, синтезированные профессиональные знания, а также склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния.
Воздействие этих факторов создаёт характерную для каждого из деловых партнеров апперцию (от лат. ad - к и perceptio – воспринимаю), которая обуславливает их значительные расхождения в создании целостных образов друг друга и в восприятии самой деловой ситуации.
Таким образом, перцетивная фаза делового общения наиболее тесно связана с процессом межличностной апперции.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения. В процесс общения как минимум включены два человека, и каждый из них является активным субъектом. Человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком по общению также воспринимается как личность. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.
Были выделены четыре психологических механизма: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Все они участвуют в деловом общении.
К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);
познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.
Аттракция
(привлечение) - форма познания другого
человека, основанная на формировании
устойчивого позитивного
Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).
При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.
Успешное
общение предполагает обратную связь
– получение субъектом
Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:
-
формирования содержания
-
содействия установлению
-
обеспечения влияния
Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.
На
основании вышеизложенного
Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:
познание себя в процессе общения;
познание и понимание собеседника;
прогнозирование поведения партнера по общению.
Таким
образом, общение – это многомерный
социально-психологический
В
целом специфику перцептивной фазы
делового общения можно свести к трем
моментам: она формируется на основе процесса
межличностной апперции и корреляции
психологических пространств деловых
партнеров; её сопровождает возникновения
возникновение перцептивных барьеров;
она способствует формированию у деловых
партнеров целостных образов друг друга
и выделению в этих образах социально
значимых психологических характеристик.
Динамика формирования перцептивного
образа в деловом общении связана с особым
типом восприятия – преднамеренным восприятием.
В отличие от непреднамеренного, формирующегося
спонтанно и крайне редко в деловом общении,
преднамеренное восприятие характеризуется
целенаправленностью, систематичностью
и планомерностью. И потому это одновременно
и возникновение нового уровня развития
социально-психологических процессов
делового общения, который связан со сменой
перцептивной фазы делового общения когнитивной.
2.Понятие межличностного общения.
Межличностные
отношения – субъективно
Процесс
познания человека включает механизмы,
искажающие представления о
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами.
Информация о работе Психология делового общения. Структура делового общения