Психология человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:15, реферат

Описание работы

Различие людей между собой многопланово: имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Работа содержит 1 файл

Психология человека.docx

— 45.15 Кб (Скачать)

В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты  какого-либо одного темперамента, но при  этом наблюдаются свойства, присущие другому типу. Темперамент можно  подразделить на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов, Стреляу, Теплов), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго).

Сангвиник –  человек с повышенной реактивностью, но активность и реактивность уравновешены. Живо, возбуждённо откликается на всё, что привлекает внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу громко смеётся, а несущественный факт может сильно рассердить. По его лицу легко определить настроение, отношение к человеку или предмету. Высокий порог чувствительности не позволяет заметить слабые световые и звуковые раздражители. Обладая повышенной активностью и будучи энергичным и работоспособным, активно включается в деятельность, долго не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, включение в работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости настроений, интересов. Легко сходится с новыми людьми, привыкает к новой обстановке, роду деятельности. В большей степени восприимчив к внешним впечатлениям, экстраверт. Холерик малочувствителен, реактивен и активен. Но реактивность преобладает над активностью, поэтому, он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, экстраверт. Флегматик обладает высокой активностью, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить, невозмутим, спокоен. Мимика бедная, движения замедленны, как и речь. Он ненаходчив, тяжело переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, перестраивает навыки и привычки. При этом энергичен и работоспособен, терпелив, выдержан, интроверт. Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью, что приводит к тому, что даже незначительный повод вызывает слёзы, обиду, болезненно чувствителен. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Обычно неуверен в себе, робок, неэнергичен, ненастойчив, малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов, интроверт.

Исходя из данных психологических характеристик  типов темперамента, выделим следующие  свойства темперамента: сензитивность; реактивность; активность; темп реакций; экстраверсия – интроверсия; пластичность – ригидность. «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой» (Теплов Б. М.). Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты, или напротив, медлительности и инертности. Эмоциональность характеризуется протеканием эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх и прочие). Темперамент устойчив и неподвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамента могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определённых черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий. 

Познавательные  процессы, их место  и роль в психике  человека. Краткая  характеристика познавательных процессов 

Процесс познания окружающей действительности у каждого  человека строго индивидуален. Чувственное  наглядное познание предметов и  явлений окружающего мира есть исходное начало. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе какой-либо предмет  или явление, человек осуществляет процесс анализа, обобщения и  конкретизации. Ощущение, восприятие, представление, мышление, составляют познавательные психические процессы, осуществляющие процесс отражения действительности.

Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно  воздействующих на органы чувств. Способность  к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной  системой, но их осознание происходит лишь при наличии головного мозга  с высокоразвитой корой. Физиологическая  основа ощущений лежит в анализаторной  деятельности органов чувств. Ч. Шеррингтон предложил следующую классификацию  ощущений: проприоцептивные (ощущения равновесия и ощущения движения); интероцептивные (органические ощущения и ощущения боли); экстероцептивные (контактные – вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) и дистантные (зрительные, слуховые); Основные свойства ощущений – качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация, абсолютный и относительный порог ощущения.

Восприятие –  это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при  непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности  органов чувств. Восприятие – познание качества целого, а не его отдельных  свойств. По модальности выделяют восприятие зрительное, слуховое, осязательное; по объёму - восприятие пространства, восприятие времени, восприятие изображений. К  основным свойствам восприятия следует отнести предметность, целостность, контактность, категориальность и структурность восприятия, следует отметить также соотношение фигуры и фона.

Представление – это психический процесс  отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего  опыта. В основе представления лежит  восприятие объектов, имевших место  в прошлом. Выделяют несколько типов  представлений: представления памяти, представления воображения. Данный процесс характеризуется наглядностью, фрагментарностью, неустойчивостью, непостоянством. Представление осуществляет ряд  функций: сигнальную, регулирующую, настроечную. Выделяют следующие виды представлений: по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные), по степени обобщённости (единичные, общие); по степени волевых усилий (непроизвольные и произвольные).

Мышление - психический  процесс обобщённого и опосредованного  отражения устойчивых закономерностей  свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных случаях. Мышление подразделяют на словесно-логическое (внутренние размышления  человека по законам логики) и наглядно0действенное (изучение ситуации с возникшей в  ней задачей при помощи органов  чувств). К основным формам мышления относят понятие (общее и единичное), понимание (непосредственное и опосредованное), умозаключение. 

Общение как специфический  вид деятельности. Виды, функции, стороны  общения 

Общение – это  сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый  потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов  человеческой деятельности.

Выделяют несколько  видов общения по средствам общения - вербальное (речь) и невербальное (мимика, жесты, пантомимика); по целям общения  – биологическое, социальное, материальное, когнитивное, кондиционное, деятельностное, мотивационное; по опосредованности - непосредственное, опосредованное, прямое и косвенное общение.

Существуют и  другие виды общения. Деловое общение  – общение, целью которого является достижение какого-либо чёткого соглашения или договорённости. Воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно чётким представлением желаемого результата. Диагностическое  общение - общение, целью которого является формулировка определённого представления  о собеседнике или получение  от него какой-либо информации. Интимно-личностное общение – возможно при заинтересованности партнёров в установлении и поддержании  доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является предшествующих взаимоотношений.

Общение в процессе социального бытия человека выполняет  определённые роли и задачи (функции).

Информационно-коммуникативная  функция состоит в обмене информацией  между индивидами. Побудительная  функция – стимуляция активности партнёра для организации совместных действий. Интегративная функция - функция  объединения людей. Функция социализации – общение способствует выработке  навыков взаимодействия человека в  обществе по принятым в нём нормам и правилам. Координационная функция  – согласование действий при осуществлении  совместной деятельности. Функция понимания  – адекватное восприятие и понимание  информации. Регуляционно-коммуникативная функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредованной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Аффектно-коммуникативная функция состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

В структуре  общения различают коммуникативную, интерактивную и перцептивную сторону общения.

Коммуникативная сторона общения выражается в  обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения  проявляется во взаимодействии людей  друг с другом, в целях удовлетворения своих потребностей, интересов, планов, намерений. Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнёрами друг друга. 

Способности личности. Структура  и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей 

Под способностями  понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение  к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способность»  не сводится к тем знаниям, навыкам  или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В большинстве  научных классификаций, способности  личности подразделяются на природные (естественные) и специфически человеческие. К природным относятся восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности являются врождёнными и характерными для животных и человека. Специфически человеческие способности принято разделять на общие (определяют успех человека в различных видах деятельности) и специальные высшие интеллектуальные способности (определяют успех человека в специфических видах деятельности); теоретические (определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению) и практические (склонность к конкретно- практическим действиям); учебные (усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности) и творческие (создание произведений материальной и духовной культуры); способности к общению (взаимодействие с людьми) и предметно-деятельностные (взаимодействие с природой, техникой, художественными образами).

Естественной  основной формирования и развития способностей являются задатки – врождённые анатмо-физиологические особенности нервной системы, определяющие природную основу различий между людьми и связанные с условиями воспитания и особенностями развития общества.

В психологии чаще всего встречается следующая  классификация уровней развития способностей: способность (индивидуальные особенности личности, ведущие к  успеху), одарённость (своеобразное сочетание  способностей, обеспечивающее человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности; мастерство (совершенство в конкретном виде деятельности); талант (высокий уровень развития специальных  способностей); гениальность (творческие достижения человека составляют целую  эпоху в жизни общества, в развитии культуры).

Проявление способностей строго индивидуально и чаще всего  неповторимо. Большое значение для  развития способностей имеет наследственность, поскольку анатомо-физиологическое  строение нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но сами по себе задатки  не означают, что у человека разовьются те или иные способности. Их развитие зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести  особенности воспитания, потребность  общества в той или иной деятельности, особенности системы образования  и многих других. 

Заключение 

Рассмотренные данные категориальные единицы дают общие представления о становлении  психологической науки, сознании человека, бессознательных явлениях в жизни  людей, индивидных свойствах человека, дают общее представление о личности, понятии деятельности, темперамента, познавательных процессов, общении  и способностях человека.

Информация о работе Психология человека