Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:15, реферат
Различие людей между собой многопланово: имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.
В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом наблюдаются свойства, присущие другому типу. Темперамент можно подразделить на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов, Стреляу, Теплов), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго).
Сангвиник – человек с повышенной реактивностью, но активность и реактивность уравновешены. Живо, возбуждённо откликается на всё, что привлекает внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу громко смеётся, а несущественный факт может сильно рассердить. По его лицу легко определить настроение, отношение к человеку или предмету. Высокий порог чувствительности не позволяет заметить слабые световые и звуковые раздражители. Обладая повышенной активностью и будучи энергичным и работоспособным, активно включается в деятельность, долго не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, включение в работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости настроений, интересов. Легко сходится с новыми людьми, привыкает к новой обстановке, роду деятельности. В большей степени восприимчив к внешним впечатлениям, экстраверт. Холерик малочувствителен, реактивен и активен. Но реактивность преобладает над активностью, поэтому, он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, экстраверт. Флегматик обладает высокой активностью, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить, невозмутим, спокоен. Мимика бедная, движения замедленны, как и речь. Он ненаходчив, тяжело переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, перестраивает навыки и привычки. При этом энергичен и работоспособен, терпелив, выдержан, интроверт. Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью, что приводит к тому, что даже незначительный повод вызывает слёзы, обиду, болезненно чувствителен. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Обычно неуверен в себе, робок, неэнергичен, ненастойчив, малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов, интроверт.
Исходя из данных
психологических характеристик
типов темперамента, выделим следующие
свойства темперамента: сензитивность;
реактивность; активность; темп реакций;
экстраверсия – интроверсия; пластичность
– ригидность. «Темпераментом называется
характерная для данного человека совокупность
психических особенностей, связанных
с эмоциональной возбудимостью, то есть
быстротой возникновения чувств, с одной
стороны, и силой их – с другой» (Теплов
Б. М.). Таким образом, темперамент имеет
два компонента – активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень
энергичности, стремительности, быстроты,
или напротив, медлительности и инертности.
Эмоциональность характеризуется протеканием
эмоциональных процессов, определяя знак
(положительный или отрицательный) и модальность
(радость, горе, страх и прочие). Темперамент
устойчив и неподвержен изменениям под
влиянием среды и воспитания, но он изменяется
в онтогенезе. Свойства темперамента могут
и благоприятствовать, и противодействовать
формированию определённых черт личности,
так как темперамент может модифицировать
значение факторов среды и воспитательных
воздействий.
Познавательные
процессы, их место
и роль в психике
человека. Краткая
характеристика познавательных
процессов
Процесс познания
окружающей действительности у каждого
человека строго индивидуален. Чувственное
наглядное познание предметов и
явлений окружающего мира есть исходное
начало. Ощущая, воспринимая, наглядно
представляя себе какой-либо предмет
или явление, человек осуществляет
процесс анализа, обобщения и
конкретизации. Ощущение, восприятие,
представление, мышление, составляют познавательные
психические процессы, осуществляющие
процесс отражения
Ощущением называется
психическое отражение в коре
головного мозга отдельных
Восприятие –
это целостное отражение
Представление
– это психический процесс
отражения предметов или
Мышление - психический
процесс обобщённого и
Общение
как специфический
вид деятельности.
Виды, функции, стороны
общения
Общение – это
сложный, многоплановый информационный
процесс взаимодействия людей, порождаемый
потребностями совместной деятельности;
самостоятельный вид
Выделяют несколько видов общения по средствам общения - вербальное (речь) и невербальное (мимика, жесты, пантомимика); по целям общения – биологическое, социальное, материальное, когнитивное, кондиционное, деятельностное, мотивационное; по опосредованности - непосредственное, опосредованное, прямое и косвенное общение.
Существуют и другие виды общения. Деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо чёткого соглашения или договорённости. Воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно чётким представлением желаемого результата. Диагностическое общение - общение, целью которого является формулировка определённого представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации. Интимно-личностное общение – возможно при заинтересованности партнёров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является предшествующих взаимоотношений.
Общение в процессе социального бытия человека выполняет определённые роли и задачи (функции).
Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Побудительная функция – стимуляция активности партнёра для организации совместных действий. Интегративная функция - функция объединения людей. Функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нём нормам и правилам. Координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности. Функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации. Регуляционно-коммуникативная функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредованной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Аффектно-коммуникативная функция состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.
В структуре
общения различают
Коммуникативная
сторона общения выражается в
обмене информацией между людьми.
Интерактивная сторона общения
проявляется во взаимодействии людей
друг с другом, в целях удовлетворения
своих потребностей, интересов, планов,
намерений. Перцептивная сторона общения
выражается в процессе восприятия, изучения
и оценки партнёрами друг друга.
Способности
личности. Структура
и уровни развития
способностей. Индивидуальные
различия в развитии
способностей
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
В большинстве научных классификаций, способности личности подразделяются на природные (естественные) и специфически человеческие. К природным относятся восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности являются врождёнными и характерными для животных и человека. Специфически человеческие способности принято разделять на общие (определяют успех человека в различных видах деятельности) и специальные высшие интеллектуальные способности (определяют успех человека в специфических видах деятельности); теоретические (определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению) и практические (склонность к конкретно- практическим действиям); учебные (усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности) и творческие (создание произведений материальной и духовной культуры); способности к общению (взаимодействие с людьми) и предметно-деятельностные (взаимодействие с природой, техникой, художественными образами).
Естественной основной формирования и развития способностей являются задатки – врождённые анатмо-физиологические особенности нервной системы, определяющие природную основу различий между людьми и связанные с условиями воспитания и особенностями развития общества.
В психологии чаще
всего встречается следующая
классификация уровней развития
способностей: способность (индивидуальные
особенности личности, ведущие к
успеху), одарённость (своеобразное сочетание
способностей, обеспечивающее человеку
возможность успешного
Проявление способностей
строго индивидуально и чаще всего
неповторимо. Большое значение для
развития способностей имеет наследственность,
поскольку анатомо-
Заключение
Рассмотренные
данные категориальные единицы дают
общие представления о