Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:15, реферат
Различие людей между собой многопланово: имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Психология человека
Введение
Различие людей между собой многопланово: имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Педагог постоянно сталкивается с разнообразными педагогическими ситуациями, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла, умение самостоятельно принять решение. Для этого учителю необходимы не только глубокие знания учебного предмета, но и психолого-педагогические знания, в частности знания психологических особенностей учащихся, закономерностей и условий оптимизации процесса их обучения и воспитания.
Таким образом,
рассмотрение основ науки психологии
является необходимой базой в
профессиональном становлении педагога.
Исторические
этапы развития психологии
как науки. Основные
направления психологии
С древнейших времён
потребности общественной жизни
заставляли человека различать и
учитывать особенности
Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому
философу Платону, душа у человека существует
в соединении с телом. Она есть
образ и истечение мировой
души. Душевные явления подразделяются
Платоном на разум, мужество (воля) и
вожделения (мотивация). Разум размещается
в голове, мужество – в груди,
вожделение – в брюшной полости.
Гармоническое единство разумного
начала, благородных стремлений и
вожделения придаёт целостность
душевной жизни человека. Платон даёт
такой перечень чувств: гнев, страх,
желание, печаль, любовь, ревность, зависть.
Великий философ Аристотель в
тракте «О душе» выделил психологию
как своеобразную область знания
и впервые выдвинул идею неразделимости
души и живого тела. Душа, психика
проявляется в различных
С 17 века начинается
новая эпоха в развитии психологического
знания (умозрительная). Она характеризуется
попытками осмыслить душевный мир
человека преимущественно с
В 18 веке немецкий философ Вольф ввёл термин «эмпирическая психология», принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая её с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, тог есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появления другого. Основателем ассоциативной психологии в 18 веке стал английский врач и священник Гартли. По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциаций.
Выделение психологии
в самостоятельную науку
В начале 20 века
в психологии возникает кризисная
ситуация: не дал заметных результатов
метод интроспекции; не удалось уточнить
специфику психической
Основоположником
отечественной научной
Экспериментальное
направление в психологии с использованием
объективных методов
Бихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в конце 19 – начале 20 века. Основоположником бихевиоризма является американский учёный Уотсон. Психология как наука должна заниматься не сознанием, не душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считал, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчётом, чтобы можно было сказать наперёд, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является результатом научения – индивидуально приобретённого путём слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Толмен, Халл и Скиннер – последователи Уотсона, - пришли к выводу, что всё-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим механизмом и другими. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счётно-решающим устройством ЭВМ, то есть не психологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.
Гештальтпсихология – направление немецкой психологии, возникшее в 1912 году. Келер и Левин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии Вундта и Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компоненты (ощущения). Например, хотя мелодия при её исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнаётся как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и действиях, которые соответствует этим требованиям (Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснил поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
Гуманистическая психология – это направление западной психологии, рассматривающая личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущие только человеку. Её представители - Оллпорт, Мюррей, Мэрфи, Роджерс, Маслоу. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предаётся пороку, его поражают тяжёлые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.
Когнитивная психология – это одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Её представители Найссер, Пайвио отводят в поведении субъекта решающую роль знаниями. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под влиянием теоретико-инфомационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем.
Психологическая
структура сознания.
Образ «Я». Самосознание
человека. Самопознание
и самооценка
Сознание – высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Данная психологическая единица всегда активна (дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов) и интенциональна (направленность на объект, предмет или образ). Сознание характеризуется способностью к самонаблюдению и мотивоционно-ценностными ориентациями личности. Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я – концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Исходя из этой концепции, человек формирует своё поведение, идеалы и мотивационные установки. «Я – концепцию» часто называют самосознанием.
Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящее, свои поступки, объекты реального мира, это связано со степенью построения адекватной
«Я – концепции»,
целесообразность которой обуславливает
уровень критичности человека. Способность
критически оценивать происходящее
и сопоставлять полученную информацию
со своими установками, и, исходя из этого,
формировать своё поведение, отличает
человека от животного. Критичность
выступает в качестве основного
механизма регуляции поведения.
Возникновение и развитие сознания
обуславливают биологические и
социальные факторы. Самосознание порождает
потребность в самопознании и
самооценке. Самопознание - изучение и
определение факторов собственного
поведения. Самооценка – анализ собственной
личности, продуктов её деятельности,
уровня значимости в социуме.