Психология человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:15, реферат

Описание работы

Различие людей между собой многопланово: имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Работа содержит 1 файл

Психология человека.docx

— 45.15 Кб (Скачать)

Психология  человека

Введение 

Различие людей  между собой многопланово: имеются  различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и  умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого  человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими  людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность  успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Педагог постоянно  сталкивается с разнообразными педагогическими  ситуациями, когда от него требуется  глубокое понимание их социально-психологического смысла, умение самостоятельно принять  решение. Для этого учителю необходимы не только глубокие знания учебного предмета, но и психолого-педагогические знания, в частности знания психологических  особенностей учащихся, закономерностей  и условий оптимизации процесса их обучения и воспитания.

Таким образом, рассмотрение основ науки психологии является необходимой базой в  профессиональном становлении педагога. 

Исторические  этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии 

С древнейших времён потребности общественной жизни  заставляли человека различать и  учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях  древности уже затрагивались  некоторые психологические аспекты.

Первые представления  о психике были связаны с анимизмом  – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как  независимая от тела сущность, управляющая  всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону, душа у человека существует в соединении с телом. Она есть образ и истечение мировой  души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (воля) и  вожделения (мотивация). Разум размещается  в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного  начала, благородных стремлений и  вожделения придаёт целостность  душевной жизни человека. Платон даёт такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Великий философ Аристотель в  тракте «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика  проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности  возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как. Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Сохранение и воспроизведение ощущений даёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под церковным влиянием, характерным для средневековья, утвердилось представление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В средние века накапливается конкретный материал об анатомофизиологических особенностях организма как одной из основ психики. Необходимо отметить опыт арабских мыслителей 9 – 11 веков Авиценны и Аверроэса. Немецкие же схоласты Гоклениус и Кассман впервые ввели термин «психология».

С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания (умозрительная). Она характеризуется  попытками осмыслить душевный мир  человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой  экспериментальной базы. Рене Декарт считал, что между душой человека и его телом полнейшее различие: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило психофизиологическую проблему о связи телесных и психических  процессов в человеке. Декарт заложил  основы детерминистской концепции  поведения с её центральной идеей  рефлекса как закономерного двигательного  ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить  тело и душу человека, разделённые учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяжённой субстанции (материи). Душа и его тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход даёт возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввёл понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идёт скрытая работа психических сил- бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

В 18 веке немецкий философ Вольф ввёл термин «эмпирическая  психология», принцип которого состоит  в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ  Локк рассматривает душу человека как  пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая её с чистой доской, на которой ничего не написано. Под  воздействием чувственных впечатлений  душа человека, пробуждаясь, наполняется  простыми идеями, начинает мыслить, тог  есть образовывать сложные идеи. В  язык психологии Локк ввёл понятие  ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появления  другого. Основателем ассоциативной  психологии в 18 веке стал английский врач и священник Гартли. По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциаций.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло  в 60-х годах 19 века. Создавались специальные  научно-исследовательские учреждения с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом  экспериментальной психологии как  самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого учёного Вундта, создателя  первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Последователь Вундта американский психолог Титченер, основатель структурной психологии. В её основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

В начале 20 века в психологии возникает кризисная  ситуация: не дал заметных результатов  метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических  явлений с физиологическими, обнаружился  значительный разрыв между психологической  теорией и данными экспериментальной  работы. Попытки преодоления этого  кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Основоположником  отечественной научной психологии является И.М. Сеченов. В его книге  «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема  такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной  деятельностью и заканчиваются  ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать  психологию из круга внутреннего  мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической  реальности в сравнении с физиологической  её основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в  истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Он создал в России первый психологический  институт.

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев. В 1885 году В.М. Бехтерев организовал экспериментальную  психологическую лабораторию в  России. Усилия В. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание  физиологических основ психической  деятельности. Значительный вклад в  развитие психологии 20 века внесли учёные Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин. Л.С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, то есть совместной деятельности ребёнка и взрослого. А.Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс интериоризации высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии. П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Бихевиоризм –  направление в американской психологии, возникшее в конце 19 – начале 20 века. Основоположником бихевиоризма является американский учёный Уотсон. Психология как наука должна заниматься не сознанием, не душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считал, что  основная задача бихевиоризма заключается  в накоплении наблюдений над поведением с таким расчётом, чтобы можно  было сказать наперёд, какая будет  реакция человека на соответствующую  ситуацию (стимул). Поведение является результатом научения – индивидуально приобретённого путём слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Толмен, Халл и Скиннер – последователи Уотсона, - пришли к выводу, что всё-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим механизмом и другими. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счётно-решающим устройством ЭВМ, то есть не психологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология  – направление немецкой психологии, возникшее в 1912 году. Келер и Левин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии Вундта и Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компоненты (ощущения). Например, хотя мелодия при её исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнаётся как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и действиях, которые соответствует этим требованиям (Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснил поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Гуманистическая психология – это направление  западной психологии, рассматривающая  личность как уникальную целостную  систему, которая представляет собой  не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущие только человеку. Её представители - Оллпорт, Мюррей, Мэрфи, Роджерс, Маслоу. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предаётся пороку, его поражают тяжёлые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Когнитивная психология – это одно из ведущих направлений  современной зарубежной психологии. Её представители Найссер, Пайвио отводят в поведении субъекта решающую роль знаниями. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под влиянием теоретико-инфомационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем.

Психологическая структура сознания. Образ «Я». Самосознание человека. Самопознание и самооценка 

Сознание –  высший уровень психического отражения  объективной реальности, а также  высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Данная психологическая единица всегда активна (дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов) и интенциональна (направленность на объект, предмет или образ). Сознание характеризуется способностью к самонаблюдению и мотивоционно-ценностными ориентациями личности. Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я – концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Исходя из этой концепции, человек формирует своё поведение, идеалы и мотивационные установки. «Я – концепцию» часто называют самосознанием.

Самосознание  человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному  оценивают происходящее, свои поступки, объекты реального мира, это связано  со степенью построения адекватной

«Я – концепции», целесообразность которой обуславливает  уровень критичности человека. Способность  критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками, и, исходя из этого, формировать своё поведение, отличает человека от животного. Критичность  выступает в качестве основного  механизма регуляции поведения. Возникновение и развитие сознания обуславливают биологические и  социальные факторы. Самосознание порождает  потребность в самопознании и  самооценке. Самопознание - изучение и  определение факторов собственного поведения. Самооценка – анализ собственной  личности, продуктов её деятельности, уровня значимости в социуме. 

Информация о работе Психология человека