Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:15, реферат
Различие людей между собой многопланово: имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Бессознательные
явления в жизни
человека. Понятие
о механизмахпсихологической
защиты. Неосознаваемые
психические процессы
в жизни человека
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательное.
Бессознательные
явления - явления, процессы, свойства
и состояния, которые по своему действию
на поведение схожи с
Механизм осознания
в данных явлениях происходит через
включение переживания
Существует такое понятие, как механизмы психологической защиты. К этим механизмам относят: замещение, вытеснение, отрицание, проекция, рационализация, реактивное образование, фиксация, интеллектуализация, подавление, изоляция, регрессия и индетификация. Данные механизмы направлены на бессознательные изменения какого-либо процесса в целях защиты.
К неосознаваемым
психическим процессам можно
отнести бессознательные
Индивидные свойства человека К индивидным свойствам человека относят способности, темперамент, характер личности, совокупность которых определяет образ мышления, строй чувств и поведения индивидума.
Способности –
это индивидуально-
Темперамент – это совокупность врожденных индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны его поведения, деятельности и общения.
Характер – совокупность индивидуальных психических свойств личности, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Данные индивидуально-
Общее
представление о
личности в психологии.
Основные психологические
теории личности. Структура
личности
Каждый человек
как представитель
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий и обозначает конкретного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось с древних времён и в данный момент насчитывает множество различных концепций, теорий и их классификаций.
Б.В. Зейгарник рассматривает существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистические теории личности, теории личности французской социологической школы и прочие.
Одной из наиболее распространённых теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Создателем этой теории является Зигмунд Фрейд. Учёный полагал, что развитие психики – это приспособление к враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врождённые и бессознательные явления. Психика, по Фрейду, состоит из трёх слоёв – сознательного, предсознательного и бессознательного. Им выделены следующие структуры личности: ид, эго и суперэго. Ид располагается в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, так как в ней расположены врождённые влечения, которые стремятся к своем удовлетворению. Вторая структура личности – эго – тоже врождённая. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужается. Со временем человек начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, сужая своё «я» до объёма эго. Третья структура личности – суперэго. Она формируется в процессе жизни ребёнка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием суперэго.
Последователи Фрейда, К.Юнг и А. Адлер несколько отмежевались от учителя. Основной причиной разногласий между ними была фрейдовская идея пансексуализма. Теория Юнга получила название «аналитическая психология». По мнению учёного, в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Юнг разработал сложную структуру личности, включающую «я», «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе), «самость» (самопознание смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений), «анимус» (источник непререкаемых суждений). Психолог предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки – экстраверсия, интроверсия; по доминирующей функции – мышление, чувство, ощущение или интуиция. Адлер является основателем индивидуальной психологии. В своём учении он отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности. Учёный считал, что между сознательным и бессознательным нет жёсткой границы. Своей деятельностью он оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, исследования в области детской и клинической психологии и дефектологии.
Наиболее яркими представителями неофрейдизма являются К.Хорни и Г.С. Салливан. Карен Хорни полагала, что основа сущности человека состоит во врождённом чувстве беспокойства. Неврозы, сущность которых заключается в переживании коренной тревоги, обусловлены противоречиями межчеловеческого общения, прежде всего во взаимоотношениях между родителями и детьми. Салливан избрал объектом исследования личность как продукт совместной деятельности субъектов, так как она является моделью межличностных отношений, характеризующих человеческую жизнь. Основными механизмами развития личности учёный считал потребность в нежности и ласке, а также стремление избежать тревоги.
Представителями теорий гуманистической психологии являются К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт. Ведущий представитель данного направления Карл Роджерс в качестве ядра личности рассматривал «Я - концепцию», представленную динамикой соотношения «Я – реального» (система представлений и оценок самого себя) и «Я – идеального» (то, каким человек хочет быть). Роджерс разработал недирективную психологию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов и избегать оценок поведения, а актуализировать творческие способности клиента. Г. Олпорт является разработчиком теории черт. Согласно этой теории, люди отличаются по набору и степени развития независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строго её обследования, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате о её врожденности и универсальности. Учёный дал описание личностных особенностей самоактуализирующихся людей, - независимости, креативности, философского мировоззрения и других. В дальнейшем видоизменил свою модель на основе идеи о качественном различии двух классов потребностей: потребностей нужды и развития.
Французская психологическая
школа и её выдающийся представитель
П. Жане придерживались мнения о том,
что различные психические
Следует отметить, что исследования личности активно ведутся и сейчас. Главной их особенностью является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований.
Элементами психологической
структуры личности являются ее психологические
свойства и особенности, обычно называемые
"чертами личности". Их очень
много. Но все это труднообозримое
число свойств личности психологи
пытаются условно уложить в некоторое
количество подструктур. Низшим уровнем
личности является биологически обусловленная
подструктура, в которую входят возрастные,
половые свойства психики, врожденные
свойства типа нервной системы и
темперамента. Следующая подструктура
включает в себя индивидуальные особенности
психических процессов
Понятие
деятельности. Структура
деятельности. Основные
виды деятельности и
их роль в становлении
психики человека
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деятельность – это внутренняя( психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Структура деятельности представляет собой сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоёв и уровней: психофизических функций; операций; действий; особых видов деятельности.
В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Следует отметить, что выполнение движения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствие с их текущими результатами и свойствами объектов действия.
В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, то есть в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.
В течение первого
года жизни на основе развития исследовательского
поведения ребёнок узнаёт и знакомится
с миром. Затем начинается практическое
поведение. Далее развивается
К основным видам деятельности относят игру, учение и труд.
Связь игровой
деятельности с энергетическим обменом
организма объясняет
Научение, или освоение опыта, - это главный фактор развития ребёнка. Особым видом деятельности можно назвать учение, то есть деятельность, которая направлена на усвоение определённой информации, форм поведения. Это возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определённых знаний, умений, навыков.
Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определённых общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.
Данные виды
деятельности являются основополагающими
в развитии психики человека.
Психологическая
характеристика типов
темперамента. Свойства
и критерии темперамента.
Связь темперамента
с основными свойствами
личности