Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:17, реферат
В любом виде деятельности, специалист в первую очередь обязан овладеть как теоретической, так и практической стороной становления своей профессии. Говоря же о профессиональной деятельности психолога, мы находим соответствие вышеуказанных основ психологическому знанию, составляющему фундамент теоретических навыков психолога и психологической практике, предоставляющей специалисту абсолютно реальные, эмпирически освоенные знания, материализующие знания теоретические. Итак, приступим к рассмотрению уже обозначенных аспектов в контексте профессиональной деятельности психолога
Введение...............................................................................................................................................3
Профессиональная деятельность психолога и уровни его работы...............................................3
Виды и методы деятельности военного психолога.........................................................................6
Заключение...........................................................................................................................................8
Список использованной литературы................................................................................................9
• коммуникативная
— установление контакта с партнером,
прием и передача
сообщения, эмоциональных состояний, понимание
внутреннего мира и невербальных реакций
собеседника, взаимовлияние на поведение
и мысли партнера по общению.
Виды и методы
деятельности военного
психолога
Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональна по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединенные по их характеру в отдельные виды деятельности.
К числу основных видов и методов деятельности военного психолога относятся следующие.
В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которые могут рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают ситуации, связанные с:
Полученные данные могут использоваться следующими лицами:
а) психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной работы;
б)
другими специалистами, например медиками,
социальными работниками,
психологами;
в)
должностными лицами для формирования
управленческого решения, учета
информации в воспитательной работе, при
обучении военнослужащих;
г) другими людьми (родственниками, представителями воинского коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;
д) самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения.
В
рамках перечисленных ситуаций используются
различные организационные
4. Психологическая помощь. Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом воинской части средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у военнослужащих и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая.
Основными видами и методами психологической помощи являются психопрофилактика и психогигиена, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. Кратко охарактеризуем их.
Психопрофилактика и психогигиена — это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем и направленных на сохранение психического здоровья военнослужащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятельности.
Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами. В рамках данного вида деятельности осуществляются:
Психологическое консультирование — это вид психологической помощи, заключающейся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его социально-психологической компетентности и оказании содействия в решении сложных личностных проблем, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.
Консультирование осуществляется, как правило, в форме специально организованной беседы психолога с клиентом. Оно может проводиться также путем организации почты или телефонов доверия в рамках воинской части. Консультирование может быть индивидуальным или групповым.
Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формированию и совершенствованию навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.
Основными задачами психологического просвещения являются:
От консультирования просвещение отличается, прежде всего, наличием более широкого контекста и предметной области излагаемых психологических сведений, не соотносимым напрямую с актуальными психологическими проблемами конкретных военнослужащих.
Психологическое
просвещение и обучение реализуются
в системе общественно-
Формами психологического просвещения могут быть также выставки, подборка литературы, показ учебных и художественных кино- и видеофильмов, оформление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социальной, возрастной и педагогической психологии. Эффективной формой психологического обучения являются различного рода тренинги (психофизические, социально-психологические).
Психотерапия и психокоррекция — деятельность, направленная на ослабление действия психотравмирующих факторов, воссоздание гармоничных отношений человека с окружающей средой, его личностный рост, формирование у него качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.