Психологическое знание и психологическая практика в контексте профессиональной деятельности психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:17, реферат

Описание работы

В любом виде деятельности, специалист в первую очередь обязан овладеть как теоретической, так и практической стороной становления своей профессии. Говоря же о профессиональной деятельности психолога, мы находим соответствие вышеуказанных основ психологическому знанию, составляющему фундамент теоретических навыков психолога и психологической практике, предоставляющей специалисту абсолютно реальные, эмпирически освоенные знания, материализующие знания теоретические. Итак, приступим к рассмотрению уже обозначенных аспектов в контексте профессиональной деятельности психолога

Содержание

Введение...............................................................................................................................................3


Профессиональная деятельность психолога и уровни его работы...............................................3


Виды и методы деятельности военного психолога.........................................................................6


Заключение...........................................................................................................................................8


Список использованной литературы................................................................................................9

Работа содержит 1 файл

психо.doc

— 94.50 Кб (Скачать)
  • диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;
  • исследовательская — изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке, др.;
  • прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;
  • информационная — сообщение клиентам и военным руководителям системы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;
  • конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании воинских коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий воинской деятельности, средств и режимов труда и т. п.;
  • учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;
  • экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) вариантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания;
  • консультативная - оказание помощи военнослужащим, членам их семей и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;
  • коррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий воинской деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач;

    • коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача 
сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению.

 

     Виды и методы деятельности военного психолога 

    Профессиональная  деятельность психолога разнопланова и полифункциональна по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединенные по их характеру в отдельные виды деятельности.

    К числу основных видов и методов  деятельности военного психолога относятся следующие.

  1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, донесения и т. п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы (командиры, актив) практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.
  2. Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.
  3. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащего, социально-психологических характеристик деятельности воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебно-боевой деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
  • прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
  • поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
  • разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств боевой и психологической подготовки, режима жизнедеятельности военнослужащих.

    В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которые могут рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают ситуации, связанные с:

  1. мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу;
  2. добровольным обращением военнослужащего (членов семей, служащих) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;
  3. аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в военном вузе;
  4. принудительным обследованием (например, обследование поступающего молодого пополнения либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т. п.), проводимым по решению командования для получения необходимой информации;
  5. необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих в целях их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья личного состава.

    Полученные  данные могут использоваться следующими лицами:

    а) психологом воинской части для осуществления  дальнейшей коррекционной работы;

    б) другими специалистами, например медиками, социальными работниками, 
психологами;

    в) должностными лицами для формирования управленческого решения, учета 
информации в воспитательной работе, при обучении военнослужащих;

    г) другими людьми (родственниками, представителями воинского коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;

    д) самим обследуемым в целях  саморазвития, коррекции поведения.

    В рамках перечисленных ситуаций используются различные организационные подходы  и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации.

    4. Психологическая помощь. Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом воинской части средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у военнослужащих и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая.

    Основными видами и методами психологической  помощи являются психопрофилактика и психогигиена, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. Кратко охарактеризуем их.

    Психопрофилактика и психогигиена — это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем и направленных на сохранение психического здоровья военнослужащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

    Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами. В рамках данного вида деятельности осуществляются:

  • выявление и постановка на учет военнослужащих, склонных к девиантному поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости;
  • организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению нервно-психического здоровья;
  • обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, специализированным формам мобилизации на действия в экстремальных ситуациях или процедурам восстановления психофизиологических ресурсов;
  • определение психогигиенического минимума для военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности;
  • психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режима труда и отдыха;
  • прием психологом военнослужащих во время медицинской диспансеризации, а также другие мероприятия.

    Психологическое консультирование — это вид психологической помощи, заключающейся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его социально-психологической компетентности и оказании содействия в решении сложных личностных проблем, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.

    Консультирование  осуществляется, как правило, в форме  специально организованной беседы психолога с клиентом. Оно может проводиться также путем организации почты или телефонов доверия в рамках воинской части. Консультирование может быть индивидуальным или групповым.

    Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формированию и совершенствованию навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.

    Основными задачами психологического просвещения  являются:

  • ознакомление военнослужащих с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития человека;
  • популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;
  • формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с людьми или в интересах развития собственной личности;
  • достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога, специфики его деятельности, возможностей и ограничений в его работе и др.

    От  консультирования просвещение отличается, прежде всего, наличием более широкого контекста и предметной области  излагаемых психологических сведений, не соотносимым напрямую с актуальными психологическими проблемами конкретных военнослужащих.

    Психологическое просвещение и обучение реализуются  в системе общественно-государственной, командирской и боевой подготовки, а также в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем.

    Формами психологического просвещения могут быть также выставки, подборка литературы, показ учебных и художественных кино- и видеофильмов, оформление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социальной, возрастной и педагогической психологии. Эффективной формой психологического обучения являются различного рода тренинги (психофизические, социально-психологические).

    Психотерапия  и психокоррекция — деятельность, направленная на ослабление действия психотравмирующих факторов, воссоздание гармоничных отношений человека с окружающей средой, его личностный рост, формирование у него качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.

Информация о работе Психологическое знание и психологическая практика в контексте профессиональной деятельности психолога