Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:17, реферат
В любом виде деятельности, специалист в первую очередь обязан овладеть как теоретической, так и практической стороной становления своей профессии. Говоря же о профессиональной деятельности психолога, мы находим соответствие вышеуказанных основ психологическому знанию, составляющему фундамент теоретических навыков психолога и психологической практике, предоставляющей специалисту абсолютно реальные, эмпирически освоенные знания, материализующие знания теоретические. Итак, приступим к рассмотрению уже обозначенных аспектов в контексте профессиональной деятельности психолога
Введение...............................................................................................................................................3
Профессиональная деятельность психолога и уровни его работы...............................................3
Виды и методы деятельности военного психолога.........................................................................6
Заключение...........................................................................................................................................8
Список использованной литературы................................................................................................9
Санкт-Петербургский
государственный университет
механики и оптики
Институт
комплексного военного образования
Реферат на тему:
«Психологическое знание и психологическая практика в контексте
профессиональной
деятельности психолога»
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение....................
Профессиональная
деятельность психолога
и уровни его работы....................
Виды
и методы деятельности
военного психолога.....................
Заключение..................
Список
использованной литературы....................
Введение
Профессиональная
деятельность психолога, как и деятельность
любого другого специалиста, крайне
многогранна и формируется благодаря
различным аспектам. В числе прочих, и
даже в преддверие прочих необходимо выделить
такие важные фундаментальные основы,
как психологическое
знание и психологическая практика. В
любом виде деятельности, специалист в
первую очередь обязан овладеть как теоретической,
так и практической стороной становления
своей профессии. Говоря же о профессиональной
деятельности психолога, мы находим соответствие
вышеуказанных основ психологическому
знанию, составляющему фундамент теоретических
навыков психолога и психологической
практике, предоставляющей специалисту
абсолютно реальные, эмпирически освоенные
знания, материализующие знания теоретические.
Итак, приступим к рассмотрению уже обозначенных
аспектов в контексте профессиональной
деятельности психолога.
Профессиональная
деятельность психолога
и уровни его работы
Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факторов военно-профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей.
Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и проведения психологической работы позволяют выделить ряд особенностей профессиональной деятельности психолога воинской части, предопределяющих ее специфику.
9. Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности психолога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их
по отношению к определенным категориям военнослужащих, отсутствие профессиограмм многих воинских специальностей.
Психологический анализ деятельности психолога предполагает раскрытие ее предметного содержания, способов и средств осуществления деятельности систему профессиональных задач, условий, в которых эта деятельность протекает и которые влияют на ее эффективность, системы критериев, позволяющих судить о профессиональной компетентности и эффективности деятельности психолога.
Основные цели профессиональной деятельности психолога воинской части — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом.
Предметом изучения и управления при этом (т. е. предметом профессиональной деятельности психолога) является психическая реальность военнослужащих.
Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает сочетание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.
При
этом эффективность исследовательско
На каждом из выделенных уровней (понимания и управления объектом) выделяются задачи, отличающиеся особенным предметным содержанием и требующие специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности и культуры.
I. Уровень понимания. На этом уровне решаются следующие задачи теоретико-исследовательского содержания.
II. Уровень управления. Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры воинского коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного военнослужащего. Реализуются следующие задачи.
Реализация
исследовательско-
Анализ психологической литературы, а также реальной деятельности психологов позволяет выделить следующие функции войскового психолога как субъекта психологической работы: