Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:41, реферат
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь
незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов
органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил
человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на
протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать
ее удобной для своего существования.
Введение.
1. Проблемы психологического здоровья.
2. Психическое здоровье как философская проблема
естествознания.
2.1. Соотношение понятий психического и духовного здоровья.
2.2. Психика с точки зрения естествознания.
Заключение.
Список используемой литературы.
оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о
скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от
поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При
переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой
материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе
живой
материи возникает психика как
качественно новая форма
Биологическая форма движения материи - жизнь - качественно новая
ступень развития природы.
Если бы среда обитания живых существ была повсюду совершенно
одинаковой, то Земля, по всей вероятности, была бы населена одним видом
живых организмов. Поскольку в действительности среда чрезвычайно
разнообразна как в отношении климата, так и в отношении условий обитания,
то это вызвало дифференциацию организмов. Землю населяет больше миллиона
различных видов животных. При всем многообразии явлений на земле существуют
их циклические смены - годовые циклы, смена дня и ночи, смена температур и
т. д. Все живое приспосабливается к существующим условиям.
Саморегулирование, начинаясь с элементарной раздражимости, находит
свое высшее развитие в творческом разуме человека.
Чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид
животных от непосредственного влияния среды. Одноклеточный организм,
реагирующий на изменения среды тропизмами, целиком и полностью
непосредственно зависит от условий среды.
Так, например, при изменении температуры среды меняется скорость
химических реакций в организме: при повышении температуры скорость реакции
увеличивается, при понижении - уменьшается, а при большом повышении или
понижении температуры одноклеточный организм погибает. Безусловно, то же
самое произойдет с любым живым организмом, если его поместить в условия с
очень низкой температурой. Однако есть существенная разница в поведении
высших животных в подобных условиях.
Давно известно, что резкое изменение условий обитания побуждает
животное к перемещению. Эти движения животных могут быть более адекватными
и менее адекватными. Степные черепахи и мелкие грызуны к периоду жары и
зимних холодов закапываются глубоко в землю, где температура более
соответствует условиям их нормального существования. Здесь действуют
инстинкты. Слон будет обливаться водой, прятаться в густой тени, обезьяна
так же будет подготавливать место, позволяющее ей лучше перенести жару.
Помимо инстинктов, здесь действуют условные связи - приобретенный в
индивидуальной жизни опыт животных.
Таким образом, животные организмы постепенно освобождаются от
непосредственной зависимости среды. Однако на любом уровне развития живые
существа до конца никогда не освободятся от этой зависимости. Среда -
условие существования живого организма, главный фактор, определяющий жизнь
живых существ, иначе: существование живых организмов детерминировано
(причинно обусловлено) условиями среды.
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека
и психикой животного.
Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В
то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу
явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с
помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем,
передавать им социальный опыт.
В истории человечества благодаря языку произошла перестройка
отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее
адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом,
выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о
таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того,
язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства
чувственных впечатлений.
Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в
мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция
развивается во взаимодействии с другими функциями.
Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим
животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе
ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную
ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян
ни один исследователь.
Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой
ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и
усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой
ситуации.
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от
данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут
возникнуть в связи с этой ситуацией.
Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет
их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека
к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от
данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные
воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать
соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое
существенное отличие психики человека от психики животного.
Второе отличие человека от животного заключается в его способности
создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной
ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как
орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в
данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для
обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме
того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно -
в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.
В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному
плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире
относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими
людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его
другим людям.[20]
Третья отличительная черта психической деятельности человека -
передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале
известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного
типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных
ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает
общественный опыт. общественный опыт занимает доминирующее место в
поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает
передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает
способами употребления орудий, способами общения. Психические функции
человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом
орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие,
собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное
внимание, абстрактное мышление).
В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен
способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым,
весьма существенным различием между животными и человеком является различие
в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными
к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у
животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует
-
положительные или
быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого
человека.
Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в
условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие
психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно
человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам