Психологическое здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:41, реферат

Описание работы

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь
незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов
органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил
человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на
протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать
ее удобной для своего существования.

Содержание

Введение.
1. Проблемы психологического здоровья.
2. Психическое здоровье как философская проблема
естествознания.
2.1. Соотношение понятий психического и духовного здоровья.
2.2. Психика с точки зрения естествознания.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Психологическое здоровье.docx

— 84.86 Кб (Скачать)

     оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются  о

     скалу, но и скала  постепенно  разрушается;  солнечный  луч,  отражаемый  от

     поверхности воды; появившийся в результате электрических  зарядов  озон.  При

     переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения.  Живой

     материи присущи биологические  формы  отражения,  а  на  определенном  этапе

     живой материи возникает психика как  качественно новая форма отражения.

     Биологическая форма движения материи  -  жизнь  -  качественно  новая

     ступень развития природы.

     Если  бы  среда  обитания  живых  существ  была  повсюду   совершенно

     одинаковой, то Земля, по всей вероятности,  была  бы  населена  одним  видом

     живых   организмов.   Поскольку   в   действительности   среда   чрезвычайно

     разнообразна как в отношении климата, так и в отношении условий обитания,

     то  это вызвало дифференциацию организмов.  Землю  населяет  больше  миллиона

     различных видов животных. При всем многообразии явлений на земле  существуют

     их  циклические смены - годовые циклы, смена дня и ночи, смена  температур  и

     т. д. Все живое приспосабливается  к существующим условиям.

     Саморегулирование, начинаясь с  элементарной  раздражимости,  находит

     свое  высшее развитие в творческом разуме человека.

     Чем выше  способы  отражения,  тем  более  освобождается  данный  вид

     животных  от  непосредственного  влияния  среды.   Одноклеточный   организм,

     реагирующий   на   изменения   среды   тропизмами,   целиком   и   полностью

     непосредственно зависит от условий среды.

     Так, например, при  изменении  температуры  среды  меняется  скорость

     химических  реакций в организме: при повышении  температуры  скорость  реакции

     увеличивается, при понижении - уменьшается,  а  при  большом  повышении  или

     понижении температуры одноклеточный организм  погибает.  Безусловно,  то  же

     самое произойдет с любым живым организмом, если его поместить  в  условия  с

     очень низкой температурой. Однако  есть  существенная  разница  в  поведении

     высших  животных в подобных условиях.

     Давно известно,  что  резкое  изменение  условий  обитания  побуждает

     животное  к перемещению. Эти движения животных могут быть  более  адекватными

     и менее адекватными. Степные черепахи и мелкие  грызуны  к  периоду  жары  и

     зимних  холодов  закапываются  глубоко  в  землю,  где   температура   более

     соответствует  условиям  их  нормального  существования.   Здесь   действуют

     инстинкты. Слон будет обливаться водой, прятаться  в  густой  тени,  обезьяна

     так же будет подготавливать место,  позволяющее  ей  лучше  перенести  жару.

     Помимо  инстинктов,  здесь  действуют  условные  связи  -  приобретенный   в

     индивидуальной  жизни опыт животных.

     Таким  образом,  животные  организмы  постепенно   освобождаются   от

     непосредственной  зависимости среды. Однако на любом  уровне  развития  живые

     существа  до конца никогда  не  освободятся  от  этой  зависимости.  Среда  -

     условие существования живого организма, главный  фактор,  определяющий  жизнь

     живых  существ,  иначе:  существование  живых   организмов   детерминировано

     (причинно  обусловлено) условиями среды.

     Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека

     и психикой животного.

     Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека.  В

     то  время как животное может лишь подать сигнал  своим  собратьям  по  поводу

     явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек  может   с

     помощью языка информировать других людей  о  прошлом,  настоящем  и  будущем,

     передавать  им социальный опыт.

     В  истории  человечества  благодаря   языку   произошла   перестройка

     отражательных  возможностей:  отражение  мира  в  мозгу  человека   наиболее

     адекватно. Каждый  отдельный  человек  благодаря  языку  пользуется  опытом,

     выработанным в многовековой практике общества, он может получить  знания  о

     таких явлениях, с которыми он лично ни  когда не  встречался.  Кроме того,

     язык  дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании  большинства

     чувственных впечатлений.

     Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие  и  в

     мышлении. Это объясняется тем,  что каждая  отдельная психическая функция

     развивается во взаимодействии с другими функциями.

     Многими  экспериментами  исследователей  было  показано,  что  высшим

     животным  свойственно  лишь  практическое  мышление.   Только   в   процессе

     ориентировочного  манипулирования обезьяна способна  разрешить  ту  или  иную

     ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал  у  обезьян

     ни  один исследователь.

     Животное  может  действовать  только  в  пределах  наглядно   воспринимаемой

     ситуации, оно не может выйти  за  ее  пределы,  абстрагироваться  от  нее  и

     усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб  непосредственно  воспринимаемой

     ситуации.

     Поведение человека характеризуется способностью  абстрагироваться  от

     данной  конкретной  ситуации  и  предвосхищать  последствия,  которые  могут

     возникнуть  в связи с этой ситуацией.

     Таким образом, конкретное, практическое мышление  животных  подчиняет

     их  непосредственному  впечатлению  от данной ситуации,  способность  человека

     к  абстрактному  мышлению  устраняет  его  непосредственную  зависимость  от

     данной  ситуации.  Человек  способен  отражать  не  только  непосредственные

     воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен  поступать

     соответственно   познанной   необходимости   -   сознательно.   Это   первое

     существенное  отличие психики человека от психики  животного.

     Второе  отличие человека от животного заключается  в  его  способности

     создавать  и  сохранять  орудия.  Животное  создает  орудие   в   конкретной

     ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда  не  выделит  орудие  как

     орудие, не сохраняет его впрок.  Как  только  орудие  сыграло  свою  роль  в

     данной  ситуации,  оно  тут  же  перестанет  существовать  как  орудие   для

     обезьяны. Таким образом животные не живут в мире  постоянных  вещей.  Кроме

     того, орудийная деятельность животных никогда  не совершается  коллективно  -

     в лучшем случае обезьяны могут наблюдать  деятельность своего собрата.

     В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному

     плану, использует его по назначению и сохраняет  его. Человек  живет  в  мире

     относительно  постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща  с  другими

     людьми, он заимствует опыт использования  орудия  у  одних  и  передает  его

     другим  людям.[20]

     Третья  отличительная  черта  психической  деятельности  человека   -

     передача  общественного опыта. И животное и человек имеют  в  своем  арсенале

     известный опыт поколений в  виде  инстинктивных  действий  на  определенного

     типа  раздражитель. И тот и другой приобретают  личный  опыт  во  всевозможных

     ситуациях, которые предлагает  им  жизнь.  Но  только  человек присваивает

     общественный  опыт.  общественный  опыт  занимает   доминирующее   место   в

     поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере  развивает

     передаваемый  ему общественный опыт. С момента  рождения  ребенок  овладевает

     способами  употребления  орудий,  способами  общения.  Психические   функции

     человека  качественно  меняются  благодаря  овладению  отдельным   субъектом

     орудиями  культурного  развития  человека.  У  человека  развиваются  высшие,

     собственно  человеческие,   функции   (произвольная   память,   произвольное

     внимание, абстрактное мышление).

     В развитии чувств, как и в развитии абстрактного  мышления,  заключен

     способ  наиболее адекватного отражения  действительности.  Поэтому  четвертым,

     весьма  существенным различием между животными  и человеком является  различие

     в чувствах. Конечно, и человек и  высшее животное не  остаются  безразличными

     к происходящему вокруг. Предметы и  явления действительности могут  вызвать  у

     животных  и у человека определенные виды отношения  к тому,  что  воздействует

     - положительные или отрицательные  эмоции. Однако  только  в  человеке  может

     быть  заключена развитая способность  сопереживать  горе  и  радость  другого

     человека.

     Важнейшие отличия психики человека от психики  животного заключаются в

     условиях их развития. Если на протяжении развития  животного мира  развитие

     психики шло  по  законам  биологической  эволюции,  то  развитие  собственно

     человеческой   психики,   человеческого   сознания    подчиняется    законам

Информация о работе Психологическое здоровье