Психологическое учение XVII в Бекон, Декарт, Локк

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:02, реферат

Описание работы

В XIV-XVI веках происходил процесс постепенного отмирания средневековой философской парадигмы. Вместо нее формировалась новая парадигма, основные черты которой соответствовали специфике зарождающегося буржуазного общества, которое утверждало себя как промышленно-урбанистическую цивилизацию. Соответственно, возникает новая тенденция к отождествлению бытия с природным бытием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Исторические условия и особенности развития философии Нового времени……………………………………………………………………..6

2. Френсис Бекон Веруламский………………………………………….13

3. Рене Декарт……………………………………………………………..16

4. Джон Локк………………………………………………………............20

Заключение……………………………………………………………….............22

Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

психология 17 век.docx

— 44.16 Кб (Скачать)

     От  Декарта в науку и в педагогику вошло требование: "Всегда надлежит идти от известного к неизвестному, от простого к сложному и от абстрактного к конкретному."

     Декарт  считал, что весь реальный мир заполнен материей, что в мире нет ничего, кроме материи. Философ отрицал  существование пустоты (такого места, где бы не было материи); считал материю  делимой вплоть до бесконечно малых  величин. Все в мире образуется движением  материи. В этом отношении он стремился  все движения свести (редуцировать) к движению механическому (к перемещению); отрицал возможность покоя материальных частиц, поскольку все находится  в движении, поскольку движение - неотъемлемое свойство материи. [4, 280]

     Декарт  постоянно стремился, но так и  не смог, объяснить механическим движением  загадки психики человека, сущность самой мысли. А поэтому наряду с материей он вынужден был допустить  существование особой "субстанции", которая мыслит (субстанции мыслящей), которая не имеет ничего общего с  материей. Такой субстанцией он провозгласил Бога, душу человека, самое мысль. Такое  предположение привело Декарта  к выводу, что Бог каким-то образом  создал материю или, в крайнем  случае, привел уже наличествующую материю в движение, после чего перестал вмешиваться в процессы материального мира. (Это были взгляды классического Деизма.) А допущение существования души давало дополнительные оправдания исключительно рациональному истолкованию Декартом процесса познания. При этом философ допускал существование врожденных идей (по образцу Платона), благодаря которым человек приобретает достоверные знания исключительно разумом на основании четкого (ясного) и дедуктивного мышления. Впоследствии Декарт даже обратился к поискам доказательств существования Бога, усовершенствовав таким образом Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского.

     Таким образом, философию Декарта можно  квалифицировать, как философию  дуалистическую (Дуализм), поскольку  он в основе действительности усматривал два независимые один от одного первоначала: материю и дух.

     Положив в основу своего метода дедукцию, Декарт с необходимостью стал на позиции  последовательного, даже - крайнего рационализма. В его философии все должно иметь убедительные рациональные доказательства; философия, истина, правда должны были оправдать себе перед судилищем  разума. Будучи сам верующим человеком, Декарт и для веры в Бога искал  рационального оправдания. Именно с  этой целью он занимался "усовершенствованием" Онтологического доказательства существования  Бога. Последователи Декарта, картезианцы  старались в этом плане не предавать  своего основателя и учителя. На фоне философских школ и среди них  картезианство всегда отличалось крайним  рационализмом.

     Сам Декарта, а за ним и его ученики  были непоследовательными в определении  соотношения духа и материи. Одна часть картезианцев (особенно падре  Мальбранш) учение Декарта свели  к чистому идеализму, не только принизив место материи в мировоззрении, но и ликвидировав ее. Сам Мальбранш, один из наиболее известных последователей Декарта, писал: "Истинный Бог является единственной действительной причиной всего существующего"; существование материи обусловлено тем, что "Бог непрестанно творит ее в одном и том же месте".

     Вторая  часть картезианцев развивала научные  основы своего учителя, твердо и последовательно  перешла на позиции материализма. Среди таких картезианцев значительную роль в развитии европейской культуры сыграл Бернар де Фонтенель (1657-1757). Он выступил как блестящий и талантливый  пропагандист научных знаний. Его  литературно непревзойденное мастерство способствовало тому, что вплоть к  началу 20 столетия в Европе не было культурного человека, интеллигента, который не увлекался бы Фонтенелем и не читал его книги "Беседа о множественности миров" (1686). Книга философа "История оракулов" (1687), в которой добросовестно  собраны и остроумно развенчаны самые разнообразные види предсказаний, колдовства, заклинаний и в наш  раздраженный и сумрачный век  не потеряла своего значения. Фонтенель  даже подверг неопровержимой критике  те доказательства существования Бога, которые выдвинул его учитель - Декарт. Другой картезианец Бальтазар Беккер (1634-1698) против суеверий и чернокнижия  выпустил четырехтомную книгу "Заколдованный  мир". Не лишнее будет вспомнить  картезианца Гендрика де Леруа (1598 - 1679), который, опираясь на Декарта, занял  позиции воинствующего материалиста и был подлинным предшественником французских материалистов, просветителей  и атеистов всего 18-го столетия.

     Непреходящее  значение для философии и науки  имеют разработки картезианцами  проблем Логики (Логика Пор-Рояль). Центром  разработки этой логики, как и научных  идей Декарта, стало янсенистское аббатство  Пор-Рояль, где в монашестве провел последние дни своей жизни  знаменитый ученик Декарта - Блез Паскаль (1632-1662). Своим потомках Паскаль передал  не только гениальные научные открытия в области физики и математики, но и философские раздумья "Мысли  Паскаля", которыми размышляющая молодежь зачитывается до сегодняшнего дня. [3, 305] 

     4. Джон Локк.

     Выдающийся  английский философ, педагог, ученый, врач и политик родился в 1632 г. в семье состоятельного адвоката. Джон Локк окончил Оксфордский университет, в котором позже стал профессором греческого языка и риторики. Кроме стационарного обучения он усердно занялся самообразованием, благодаря чему стал наиболее образованным человеком своего времени. Мировую культуру Джон Локк обогатил рядов важнейших научных открытий социально-политических учений, педагогических разработок. Так он обосновал необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную. В годы жестоких религиозный войн он доказывал необходимость свободы совести и веротерпимости ("Письма о веротерпимости"), заложил основы педагогики ("Мысли о воспитании"). Значительным философским достижением философа было его учение о познании, которому он посвятил свое главное произведение: "Очерки о человеческом разуме".

     Главная философская заслуга Локка в  истории философской мысли заключается  в развитии и обосновании им сенсуалистической  теории познания. Прежде всего, Локк выступил с опровержением платоновско-картезианского учения о врожденных идеях. Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум новорожденного, говорил философ и педагог, - это “Tabula rasa” (Чистая доска), на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку, приобретаются из опыта. Отсюда Локк вслед за его предшественников Френсисом Беконом называют эмпириком.

     В самом процессе познания, который  всегда начинается из ощущения, Локк отличал  два вида. Первый из них идет от внешнего мира через чувственное восприятие. Второй - внутренний, идет от анализа  накопленного опыта в психике  человека. Последний он называет рефлективным путем познания, в котором человек  оперирует уже наличными в  разуме элементами (представлениями, понятиями, идеями, концепциями). Наряду с этим Локк допускал возможность познание мира благодаря интуиции, которая как бы в сокращенном виде пробегает оба вида познания и "внезапно схватывает" (усматривает) истину. Исходя из этого, Локк содержание самих знаний разделял на знания чувственные (сенситивные), которые получены через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как высший и наиболее убедительный для человека вид знания.

     Локк  признавал существования только единичных вещей и таким образом  стоял на позициях номинализма. Представления  и понятия создаются разумом  из тех элементов, которыми его снабжают чувства. Но сами чувства дают нам  адекватное знание только о первичных  качествах предметов и явления: о пространственных, временных материальных сторонах действительности. Вторичные  качества - горькое и сладкое, теплое и холодное, острое и тупое, приятное и неприятное и так далее - субъективны и не всегда отвечают объективному состоянию вещей и явлений.

     Следует сказать, что взгляды Локка на религию формировались под значительным влиянием социнианства, истоки и основы которого были сформированы на землях Украины среди находившихся здесь  протестантов - антитринитариев и  кальвинистов. Локк читал, конспектировал и изучал произведения социниан, находился  под влиянием их отдельных мыслей. К результатам такого влияния  можно отнести формирование взглядов Локка на веротерпимость, критику  ним антропоморфных представлений  о Боге. Сам Локк в его личном отношении к Богу занимал позицию  деизма, будучи одним из видных представителей последнего. [4, 363] 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     XVI-XVII века - время, обозначившее крупные  перемены в жизни Европы. Сдвиги  в образе жизни, системе ценностей,  духовном мироощущении - все это  нашло свое отражение в новой  проблематике и стиле философии.  Важным событием, определившим характер  и направленность философской  мысли, стала научная революция.  Ее начало было положено открытиями  Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де  Браге, Г. Галилея, а завершение  выпало Ньютону. Философия должна  была осознать смысл и масштаб  происходящих перемен и ввести  современников в новый мир,  мир с иным местоположением  самого человека в его отношении  к природе, обществу, самому себе  и Богу.

     Новый духовный мир выстраивался и обживался  людьми с трудом, в конфликтах и  столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый  мир.

     В философии этого периода выделяются три теоретически обоснованные концепции  познания и проникновения в тайны  природы и человека. Первая из них - философия Р.Декарта, картезианский рационализм, оказавший влияние на последующую европейскую мысль и явившийся теоретической основой эстетики и искусства классицизма. Вторая разрабатываемая концепция, вступавшая в прямую полемику с картезианством, получила название эмпирического, сенсуалистского, метафизического материализма (Бэкон, Гассенди, Локк, Гоббс). Третья творческая концепция - философия мистического рационализма Блеза Паскаля, точнее, философия человека как совпадения противоположностей "величия и ничтожества", духа и материи, разума и страстей, истины и заблуждения, вечности и конечности. Его мысль, пытающаяся найти ключи к объяснению бесконечных противоположностей, сходящихся в человеке, в определенной мере послужила теоретическому обоснованию нового формообразующего стиля барокко в культуре XVII-XVIII вв.

     Список  литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. // Философия // Учебник // // М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608с.
  2. История философии в кратком изложении // Пер. с чеш. И. И. Богута // М.: Мысль, 2007.- 590с.
  3. Лавриненко В. Н., Иконникова Г. И., Ратников В. П. , Сидоров М. М. // Философия // 2-е изд., исправ. и доп. // Юристъ; 2008. – 401с.
  4. Фролов И.Т. // «Введение в философию» // Учебное пособие для высших учебных заведений // 3-е изд., перераб. и доп. // М.: Республика, 2003. - 623с.
  5. http://society.polbu.ru/frolov_intphilosophy/ch12_all.html

Информация о работе Психологическое учение XVII в Бекон, Декарт, Локк