Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:02, реферат
В XIV-XVI веках происходил процесс постепенного отмирания средневековой философской парадигмы. Вместо нее формировалась новая парадигма, основные черты которой соответствовали специфике зарождающегося буржуазного общества, которое утверждало себя как промышленно-урбанистическую цивилизацию. Соответственно, возникает новая тенденция к отождествлению бытия с природным бытием.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Исторические условия и особенности развития философии Нового времени……………………………………………………………………..6
2. Френсис Бекон Веруламский………………………………………….13
3. Рене Декарт……………………………………………………………..16
4. Джон Локк………………………………………………………............20
Заключение……………………………………………………………….............22
Список литературы………………………………………………………………23
От Декарта в науку и в педагогику вошло требование: "Всегда надлежит идти от известного к неизвестному, от простого к сложному и от абстрактного к конкретному."
Декарт
считал, что весь реальный мир заполнен
материей, что в мире нет ничего,
кроме материи. Философ отрицал
существование пустоты (такого места,
где бы не было материи); считал материю
делимой вплоть до бесконечно малых
величин. Все в мире образуется движением
материи. В этом отношении он стремился
все движения свести (редуцировать)
к движению механическому (к перемещению);
отрицал возможность покоя
Декарт постоянно стремился, но так и не смог, объяснить механическим движением загадки психики человека, сущность самой мысли. А поэтому наряду с материей он вынужден был допустить существование особой "субстанции", которая мыслит (субстанции мыслящей), которая не имеет ничего общего с материей. Такой субстанцией он провозгласил Бога, душу человека, самое мысль. Такое предположение привело Декарта к выводу, что Бог каким-то образом создал материю или, в крайнем случае, привел уже наличествующую материю в движение, после чего перестал вмешиваться в процессы материального мира. (Это были взгляды классического Деизма.) А допущение существования души давало дополнительные оправдания исключительно рациональному истолкованию Декартом процесса познания. При этом философ допускал существование врожденных идей (по образцу Платона), благодаря которым человек приобретает достоверные знания исключительно разумом на основании четкого (ясного) и дедуктивного мышления. Впоследствии Декарт даже обратился к поискам доказательств существования Бога, усовершенствовав таким образом Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского.
Таким образом, философию Декарта можно квалифицировать, как философию дуалистическую (Дуализм), поскольку он в основе действительности усматривал два независимые один от одного первоначала: материю и дух.
Положив в основу своего метода дедукцию, Декарт с необходимостью стал на позиции последовательного, даже - крайнего рационализма. В его философии все должно иметь убедительные рациональные доказательства; философия, истина, правда должны были оправдать себе перед судилищем разума. Будучи сам верующим человеком, Декарт и для веры в Бога искал рационального оправдания. Именно с этой целью он занимался "усовершенствованием" Онтологического доказательства существования Бога. Последователи Декарта, картезианцы старались в этом плане не предавать своего основателя и учителя. На фоне философских школ и среди них картезианство всегда отличалось крайним рационализмом.
Сам
Декарта, а за ним и его ученики
были непоследовательными в
Вторая
часть картезианцев развивала научные
основы своего учителя, твердо и последовательно
перешла на позиции материализма.
Среди таких картезианцев значительную
роль в развитии европейской культуры
сыграл Бернар де Фонтенель (1657-1757). Он
выступил как блестящий и талантливый
пропагандист научных знаний. Его
литературно непревзойденное
Непреходящее
значение для философии и науки
имеют разработки картезианцами
проблем Логики (Логика Пор-Рояль). Центром
разработки этой логики, как и научных
идей Декарта, стало янсенистское аббатство
Пор-Рояль, где в монашестве провел
последние дни своей жизни
знаменитый ученик Декарта - Блез Паскаль
(1632-1662). Своим потомках Паскаль передал
не только гениальные научные открытия
в области физики и математики,
но и философские раздумья "Мысли
Паскаля", которыми размышляющая молодежь
зачитывается до сегодняшнего дня. [3, 305]
4. Джон Локк.
Выдающийся английский философ, педагог, ученый, врач и политик родился в 1632 г. в семье состоятельного адвоката. Джон Локк окончил Оксфордский университет, в котором позже стал профессором греческого языка и риторики. Кроме стационарного обучения он усердно занялся самообразованием, благодаря чему стал наиболее образованным человеком своего времени. Мировую культуру Джон Локк обогатил рядов важнейших научных открытий социально-политических учений, педагогических разработок. Так он обосновал необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную. В годы жестоких религиозный войн он доказывал необходимость свободы совести и веротерпимости ("Письма о веротерпимости"), заложил основы педагогики ("Мысли о воспитании"). Значительным философским достижением философа было его учение о познании, которому он посвятил свое главное произведение: "Очерки о человеческом разуме".
Главная
философская заслуга Локка в
истории философской мысли
В самом процессе познания, который всегда начинается из ощущения, Локк отличал два вида. Первый из них идет от внешнего мира через чувственное восприятие. Второй - внутренний, идет от анализа накопленного опыта в психике человека. Последний он называет рефлективным путем познания, в котором человек оперирует уже наличными в разуме элементами (представлениями, понятиями, идеями, концепциями). Наряду с этим Локк допускал возможность познание мира благодаря интуиции, которая как бы в сокращенном виде пробегает оба вида познания и "внезапно схватывает" (усматривает) истину. Исходя из этого, Локк содержание самих знаний разделял на знания чувственные (сенситивные), которые получены через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как высший и наиболее убедительный для человека вид знания.
Локк
признавал существования только
единичных вещей и таким
Следует
сказать, что взгляды Локка на
религию формировались под
Заключение.
XVI-XVII
века - время, обозначившее крупные
перемены в жизни Европы. Сдвиги
в образе жизни, системе
Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
В
философии этого периода
Список литературы:
Информация о работе Психологическое учение XVII в Бекон, Декарт, Локк