Психологическое учение XVII в Бекон, Декарт, Локк

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:02, реферат

Описание работы

В XIV-XVI веках происходил процесс постепенного отмирания средневековой философской парадигмы. Вместо нее формировалась новая парадигма, основные черты которой соответствовали специфике зарождающегося буржуазного общества, которое утверждало себя как промышленно-урбанистическую цивилизацию. Соответственно, возникает новая тенденция к отождествлению бытия с природным бытием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Исторические условия и особенности развития философии Нового времени……………………………………………………………………..6

2. Френсис Бекон Веруламский………………………………………….13

3. Рене Декарт……………………………………………………………..16

4. Джон Локк………………………………………………………............20

Заключение……………………………………………………………….............22

Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

психология 17 век.docx

— 44.16 Кб (Скачать)

     Для философии Нового времени (XVII-XIX века), если брать ее в целом, характерна ориентация на науку, с одной стороны, и юридически-правовую сферу - с другой. Необходимо подчеркнуть, что под  наукой в Новое время подразумевается, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличается от античной и средневековой науки, еще не знавшей эксперимента (правда, зачатки экспериментального подхода к изучению природы можно встретить в эпоху эллинизма, например, у Архимеда). Поэтому ведущие философы Нового времени считают важнейшей именно задачу обоснования научного знания, всякий раз пытаясь уточнить понятие "наука". В XVII и особенно в XVIII веке происходит переориентация мировоззрения: теологию вытесняют, с одной стороны, развивающаяся наука, а с другой - правовое сознание, тесно связанное с учением о государстве, с так называемой договорной теорией государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и другие).

     Существенную  роль в философии Нового времени  играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии прежде всего  Дж. Локком, во Франции - Вольтером и  плеядой материалистов: Д. Дидро, П. Гольбахом, К. А. Гельвецием, в Германии - И. Гердером, Г. Лессингом. Критика  религии, теологии и традиционной метафизики составляла - особенно во Франции - основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую революцию. Убеждение в том, что разум, понятый главным образом как новая наука, является источником и двигателем общественного прогресса, определяет умонастроение XVIII века. Анализ, прежде всего, данного умонастроения, а не подробный разбор учений отдельных философов этого периода составляет содержание параграфа о просветителях.

     XVII век открывает следующий период  в развитии философии, который  принято называть философией  Нового времени. Начавшийся еще  в эпоху Возрождения процесс  разложения феодального общества  расширяется и углубляется в  XVII веке.

     В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в  Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений  в протестантских странах. С середины XVII века (1642-1688) буржуазная революция  развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении  европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием  мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход  к мануфактуре способствовал  быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых  выполнял отдельную функцию в  расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

     Развитие  нового - буржуазного - общества порождает  изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим  фактором такого изменения общественного  сознания оказывается наука, и прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции. [1, 158]

     В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем  самым - в развитии науки, которая  могла бы эту рационализацию стимулировать.

     Развитие  науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением  феодальных общественных порядков и  ослаблением влияния церкви, вызвали  к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала  в союзе с богословием, а в  эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она  опирается главным образом на науку.

     Поэтому для понимания проблем, которые  стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического  естествознания, основы которого закладываются  в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.

     Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали  поиски новых путей, нового способа, но также и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно  определить как философскую мысль  Нового времени. Было бы слишком сложно и нецелесообразно искать четкую границу между философией Ренессанса и философией Нового времени в  собственном смысле слова. В период, когда формируются философские  системы Бэкона и Декарта, в Италии и остальной Европе еще не отзвучали  идеи завершающегося Ренессанса.

     Нарождающаяся буржуазия и включенное по сути дела в буржуазное производство дворянство имеют не вполне тождественные, но совпадающие  интересы, в частности в области  экономического предпринимательства. Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут  этот общественный слой (и не только в Англии) к ориентации на действительное познание мира, в частности природы, к ориентации на познание, которое не было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле, но которое опиралось бы на практический опыт. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и промышленной жизни, развитие научного, в частности естественнонаучного, познания, опирающегося на эмпирию и опыт, представляют социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы, как конкретная философия Бэкона, так и вообще вся философия Нового времени.

     Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом  интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был  направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.

     На  первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает  на первый план логическое основание  науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. [5]

     У начала новой европейской философии  возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта и Джона Локка.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Френсис Бекон Веруламский.

     Френсис Бекон родился 22 января 1561 г. в семье придворного чиновника. Высшее образование получил в Кембриджском Университете, после окончания которого работал клерком в парижском посольстве Англии, потом имел юридическую практику в Лондоне и, наконец, стал депутатом английского парламента. В 1618 году его назначают лорд-канцлером Англии с присвоением ему звания барона Веруламского. Вскоре придворная великосветская камарилья выдвигает против барона Веруламского необоснованные обвинения, что вынуждает обиженного Френсиса Бекона подать в отставку. Философ уходит со всех должностей и предается полностью философской, научной и литературной деятельности. На протяжении своей короткой, но удивительно плодотворной творческой деятельности Френсис Бекон анонимно написал и опубликовал ряд гениальных пьес, авторство которых было приписано его современнику - провинциальному актеру и владельцу шапито Уильяму Шекспиру.

     Френсис Бекон написал ряд важных философских  произведений, наиболее значительными  среди которых были: "Великое  восстановление наук" (1623), состоящее  из двух частей - "О достоинстве  и увеличении наук" и "Новый  Органон" - "О преуспевании наук" (1605), "Нравственные и политические очерки" (1797), "Новая Атлантида", "История жизни и смерти", "Мысли и наблюдения", "Двенадцать положений об истолковании природы".

     Подводя итог состоянию и развитию современных  ему наук, Бекон воздает должное  своим преедшественникам, в частности - Аристотелю, но при этом четко указывает, что дальнейшее движение в углубленном  познании природы уже не может  совершаться на старых основах. Ему  принадлежит выражение: "Истина - дочь своего времени!" Достоверному познанию природы, по его мнению, мешают такие четыре факторы, которые он называет призраками: "призраки рода" - особенности биологической природы  человека, его органов чувств и  разума; "призраки пещеры" - особенности  индивидуального воспитания и личного  опыта; "призраки базара" - влияние общественного мнения; "призраки театра" - преклонение перед авторитетами.

     Предметом познания, говорил Бекон, есть и может  быть только природа, особенно - ее физические особенности и состояние. Из области  научных исследований и научных  знаний он исключал сверхъестественное (Бога, чудеса, потусторонний мир), поскольку  оно держится не на проверяемых знаниях, а на бездоказательной вере. В этом отношении Бекон был сторонником  и одним из создателей широко известной  в истории философской мысли "Теории двойственной истины", согласно которой  между религией и наукой нет ничего общего. Их, Религию и Науку, можно  уподобить двум геометрическим плоскостям, которые нигде не пересекаются друг с другом. Истины религии не могут  быть проверены и доказаны наукой, а религия не может и не должна решать научных проблем. Религиозные  положения воспринимаются за истины в области религиозной веры, а  научные положения воспринимаются за истину при помощи разума, на основе опыта и критического анализа  полученных данных. Для науки, говорил  Бекон важнейшее значение имеет  поиск и выявление материальных причин исследуемых процессов и  явлений.

     Много исследователей истории философской  мысли считают Френсиса Бекона родоначальником  научного материализма и сторонником  эмпирических исследований. Не отрицая  в целом такой оценки, следует  все же заметить, что Бекон придавал важное значение религии в постижении мира сверхъестественного и в  моральном воспитании человека. Будучи вообще страстным сторонником эмпирического  исследования, философ не замыкался  на эмпиризме. Он придавал большое значение рационализму в деле обобщения накопленных  опытных данных. Ограниченных эмпириков  он уподоблял муравьям, которые при  построении муравейника тянут в  одну кучу разнообразные листики, палочки, комочки; а голых рационалистов - паукам которые для построения сети тянут паутину из своего заднего  прохода. Настоящий же ученый, по словам Бекона, подобен пчеле, которая собирает нектар из разных цветов, потом перерабатывает его в себе и таким образом предлагает нам высококачественный мед.

     По  мнению Френсиса, аристотелевская силлогистика, дедуктивное мышление, не может в  новых условиях обогащать нас  новыми знаниями. Для этого нам  нужно мышление индуктивное. Настоящим  создателем Индукции, как одной из форм логического мышления и логического  умозаключения, стал именно Френсис  Бекон Веруламский. Философ обнаружил  специфику и место анализа  в научном познании и логическом исследовании. Он даже предложил руководствоваться  при этом Методом Таблиц, которые  должны фиксировать в исследуемых  явлениях показатели отрицания, показатели сравнений, показатели прерогатив, что  до сих пор используется в научных  обобщениях. [2, 274]

     В сочинении "Новая Атлантида" Бекон  описал, по его мнению, идеальное  общество, в котором могли бы счастливо  жить разные группы населения под  руководством и по указаниям мудрецов - "Дома Соломона". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Рене Декарт.

     Рене  Декарт родился в 1596 г. в семье мелкого чиновника на далеком западе Франции, недалеко от современного города Тур. После окончания иезуитского колледжа Рене нанялся солдатом, а потом стал писарем сначала в армии французского, а потом баварского королей. Вместе с армией Декарт кочевал по всей Западной Европе. В путешествиях он, по его же словам, "изучил Большую книгу мира - мать Природу", много читал, а при случае - общался с современными ему учеными и философами. Только в 34-х-летнем возрасте (в 1628 году) Рене Декарт впервые устно изложил итоги своих философских размышлений просвещенному и очень влиятельному в то время парижскому кардиналу Баньо. Последний горячо поддержал начинающего философа, поспособствовал публикации его первых произведений. Через год, в 1629 году, Декарт поселился в Голландии и посвятил себя исключительно научной деятельности. За 31 год непрерывной работы, в условиях преследования католической и протестантской церквями он сделал и описал ряд научных открытий, которые вошли в золотой фонд научных знаний человечества. Им единолично сделаны и сформулированы Законы: Инерции, Преломления и отражения лучей, Сохранения и измерения движения, Алгебры переменных величин, Условных рефлексов у животных, Относительности движения, ввел использование в математике и физике оси координат X, Y, Z и много другого. Он создал философию, которая еще при его жизни превратилась в доминирующую в философской мысли Европы школу и направление, которая взяла его - картезианство. Он вел постоянную и огромную переписку почти со всеми своими выдающимися современниками. И это при всем при том, что Декарт не был человеком богатырского здоровья и что его слабый организм свела в могилу небольшая простуда на просырелых улицах Стокгольма...

     Как и все другие философы Нового времени  он тоже едва ли не основное внимание уделял выработке эффективного метода философствования и познания. По его мнению таким  методом может быть только метод дедуктивного мышления. В своих основных философских произведениях: "Раздумья о методе" и "Правила для управления умом" он, солидаризуясь с Аристотелем и Френсисом Беконом, излагает свои собственные мысли о важности метода (методологии) для науки и для философии. При этом он в отличие от Бекона, придерживается дедуктивного метода и считает, что правда, истина всегда должна быть предельно ясна как для восприятия, так и для изложения. Декарт предлагает все подвергать сомнению, исходить только из абсолютно несомненного, мыслить только по законам дедуктивного мышления. Единственным же, абсолютно несомненным для начала дедуктивного познания он считает тезис: "Мыслю, - следовательно, существую" (Cogito, ergo sum). Другими словами: если я мыслю, то это есть несомненным доказательством того, что я существую.

Информация о работе Психологическое учение XVII в Бекон, Декарт, Локк