Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:02, реферат
В XIV-XVI веках происходил процесс постепенного отмирания средневековой философской парадигмы. Вместо нее формировалась новая парадигма, основные черты которой соответствовали специфике зарождающегося буржуазного общества, которое утверждало себя как промышленно-урбанистическую цивилизацию. Соответственно, возникает новая тенденция к отождествлению бытия с природным бытием.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Исторические условия и особенности развития философии Нового времени……………………………………………………………………..6
2. Френсис Бекон Веруламский………………………………………….13
3. Рене Декарт……………………………………………………………..16
4. Джон Локк………………………………………………………............20
Заключение……………………………………………………………….............22
Список литературы………………………………………………………………23
Филиал негосударственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Столичная Финансово-Гуманитарная Академия»
в г. Владимире
Заочное
отделение
Реферат
по дисциплине «Историческая психология»
на тему: «Психологическое учение XVII в.
Бекон,
Декарт, Локк»
Выполнил: студент Факультета
Психологии, педагогики и права
Алексеев Александр Владимирович
Владимир - 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Исторические
условия и особенности развития философии
Нового времени……………………………………………………………
2. Френсис
Бекон Веруламский…………………………………
3. Рене Декарт…………………………………………………
4. Джон Локк………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из таких вопросов - это вопрос: «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть «логики научного открытия» и т. д.
Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.
Семнадцатый
век открывает следующий период
в развитии философии, который принято
называть философией Нового времени. Начавшийся
еще в эпоху Возрождения
Коренные
социально-экономические
В упорной борьбе со схоластикой и религиозной идеологией вырабатывались новые научные методы изучения природы, основанные на опыте и применении математики для обработки и обобщения данных опыта. Особенно велики были достижения астрономии и механики, научный прогресс которых подвел вплотную к созданию основ теоретической механики земных и небесных тел. К началу XVIII в. были прочно заложены основы нового естествознания, развитие которого принесло невиданные доселе успехи в деле познания материального мира и использования науки в интересах человека.
В
связи с отпадением от философии
конкретных наук изменяется сам предмет
философии: сосредотачивается внимание
на изучение соотношения материя-сознание,
а также логико-
Вопросы теории познания, закономерностей и логики мышления становятся центральными в творчестве крупнейших философов.
В
XIV-XVI веках происходил процесс постепенного
отмирания средневековой
Сначала природное бытие выступает в форме природного человека, однако потом на место природного человека становится природа вообще, человек же становится просто одной из частей природы. Отсюда, главным становится естествознание, а его развитие, в свою очередь, требовало замены схоластического, умозрительного метода мышления новым, обращенным к реальному миру.
Господствующей
философской тенденцией в XVII-XVIII вв. становится
материализм, так как растущие знания
о природе подтверждали его истинность
и опровергали положения идеализма. Но,
из-за того, что наиболее развитыми науками
были механика и математика, материализм
того времени был механистическим. Именно
в механике видели философы того времени
ключ к тайнам мироздания. Характерной
чертой философии Нового времени являлось
то, что великие философы были также и
великими учеными - естествоиспытателями.
Аристотелевская логика, наиболее полно
отвечающая требованиям, предъявляемым
к обоснованию уже имеющихся знаний, перестает
быть жизненно необходимой. Необходимой
становится логика, направленная на добывание
новых знаний. [3, 108]
1. Исторические условия и особенности развития философии Нового времени.
Начиная
с XVII в. бурно развивается
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опытного естествознания.
Крупными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).
В философии Нового времени, прежде всего, в философии XVII в. проблемам онтологии, т. е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Задача
науки и философии - содействовать
увеличению власти человека над природой,
здоровью и красоте человека - вела
к пониманию необходимости
В
философии этого периода
Основатель первого - английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), который дал качественное описание субстанциональных форм и отождествил субстанцию с формой конкретных вещей. По образному выражению К. Маркса, материя у него «еще улыбается своим поэтически чувственным блеском», ибо выступает в его исследовании как нечто качественно многогранное, обладающее различными формами движения и «переливается всеми цветами радуги».
Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Главными стали проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача получения достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений - эмпиризма и рационализма. [1, 139]
В исторический период Нового времени меняется общая ориентация философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.
Гуманизм
связан с такими именами, как Леон
Баттиста Альберти, Лоренцо Балла, Эразм
Роттердамский, Монтень, Томас Мор
и др. Это время отвержения догматической
схоластики и обоснования идеи возрождения
человека из духа античности. Гуманистическое
течение представлено философами и
поэтами Данте Алигьери (1265 - 1321) и
Франческо Петрарка (1304 - 1374). Уже
сам факт, объединяющий в творчестве
одного человека поэзию и философию,
является знаменательным, как бы указывает
на путь гармонии, по которому должен идти
каждый человек. Как в своих поэтических
произведениях, так и в философских
трактатах мыслители проводят идею
ценности земной жизни, критического отношения
к официальной религии и ее
представителям и главное - постулируют
новое отношение к человеку, его
чувствам, его месту в мире. По
всей Италии возникают кружки гуманистов,
в которых обсуждаются и
Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Это, в свою очередь, приводит к изменению морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе - принцип равенства всех людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения человека, что позволяет говорить о возрождении гуманистического эпикуреизма.
Отношение к человеку как к творцу самого себя порождает и иное отношение к искусству, которое и рассматривается как выражение творческих потенций человека. Именно здесь человек уподобляется Богу и творит. В рамках натурфилософских построений утверждается пантеизм, в котором Бог как бы сливается с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано.
Здесь же следует выделить представителей итальянской философии (Телезио, Бруно, Кампанелла, Пьеро Помпонацци, Патриции и др.) данного периода, которая выступает в этот период как особая, гуманистическая тенденция, базирующаяся на идеалах античной культуры. Происходит "переоткрытие" Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты ("страсти души").
Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер) повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Слишком светское отношение к миру высших представителей церкви (епископат) и их чрезмерные требования власти, недостаточная образованность низшего слоя священников и всеобщий упадок нравов требовали обновления церкви.
Догматический
период развития христианства в средневековье
породил такую ситуацию, когда
Священное Писание стало
Проявляется
тенденция возврата к новозаветному
учению, строящемуся на простых и
понятных принципах и близкому к
мирской жизни каждого
Информация о работе Психологическое учение XVII в Бекон, Декарт, Локк