Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение структуры и динамики изменений в психическом развитии ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. изучить особенности личностного развития детей дошкольного возраста;
2. проанализировать развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет;
3. определить механизмы формирования и развития речи у дошкольников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Личностное развитие детей дошкольного возраста. 10
1.2. Развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет. 15
1.3. Развитие речи у дошкольников. 22
1.4. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. 28
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет. 35
2.2. Результаты и анализ исследования. 39
2.3. Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Работа содержит 1 файл

PSIXOLOGIChESKOE_RAZVITIE_DETEJj_DOShKOLQNOGO_VOZRASTA.doc

— 482.00 Кб (Скачать)

 

  Методика 2. Имитация написанного текста. (Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека).

 

Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое  усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задание в форме  подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью.

Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно  не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.

 

Оценка результатов работы

 

1 балл - скопированную ребенком  фразу можно прочитать. Она  отчетливо разделяется на три  слова, размеры букв не более  чем в 2 раза могут быть больше  размеров букв образца. Отклонение  записи от горизонтальной линии не должно превышать 30°.

2 балла - предложение еще можно  прочитать. Величина букв и  их наклон могут не соответствовать  образцу. 

3 балла - в записи ребенка  можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4-х букв.

4 балла - на буквы образца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдаленно напоминает буквы, письмо.

5 баллов - отдельные или сплошные "каракули", среди которых нельзя  выделить нечто, похожее на  буквы. 

По результатам данной методики можно сделать следующие выводы. Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании в начальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.

Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).

Дети, получившие 1-2 балла, считаются  зрелыми для школьного обучения.

Следует отметить, что при использовании  результатов данной методики в целях  ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное - 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее – тем большее количество баллов начисляется.

 

Методика 3. Мышление и  речь

 

Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности  предметов, наличие понятия "один - много", а также понятия о  грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

 

 

Инструкция

 

Психолог говорит ребенку: "Я  буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу "игрушка", а ты мне должен ответить - "игрушки". Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:

книга лампа ручка

стол окно город 

стул ухо брат

флаг ребенок 

Если ребенок допускает ошибки в первых 2-х словах, ему можно  помочь, еще раз повторив правильный образец: "Игрушка - игрушки". Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):

книги лампы ручки 

столы окна города

стулья уши братья

флаги ребята

 

Существительные в единственном числе

Ответы ребенка

книга

 

 

лампа

 

 

ручка

 

 

стол 

 

 

окно 

 

 

город

 

 

стул 

 

 

ухо

 

 

брат 

 

 

флаг 

 

 

ребенок

 

 

 

 

  На  обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.

 

Оценка результатов

 

3 балла - ребенок допустил не  более двух ошибок;

2 балла - допущено от 3 до 6 ошибок;

1 балл - ребенок допустил более  7 ошибок.

Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.

Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл) нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация  бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить также возможные  ситуации, когда сверстники будут  обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.

 

 

Методика 4. Умозаключения   

 

Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.) позволяет исследовать  способность ребенка делать умозаключения  по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения. Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие - "умозаключение".

Обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у  ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к  следующему заданию. Текст заданий напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание, ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.

Задание выполняется в несколько  этапов. На первом этапе ребенку  сообщается следующее: "Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову "гвоздика" такое, которое подходило бы так же, как слово "овощ" к слову "огурец". Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.

Второй этап (после паузы). "Давай попробуем: огурец - овощ; гвоздика - ?" После паузы зачитываются все слова. "Какое слово подходит?" - спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.

При выполнении заданий возможна стимулирующая  помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.

Оценка успешности выполнения заданий  производится следующим образом:

1 балл - выполнение задания с  первого предъявления; 0,5 балла - задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.

Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслени, Е.Мастюковой, Л.Чупрова. Высокий уровень успешности –7 и  более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение".

Средний уровень - от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в "зоне ближайшего развития". В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям  индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.

Низкий уровень - менее 5 баллов, у  детей практически отсутствуют  навыки мыслительных операций, что  предъявляет особые требования к  развитию у них навыков логического  мышления в учебной познавательной деятельности.

Умозаключения

 

 №

Образец

Задание

Оценка

1.

Огурец: овощ

Гвоздика: сорняк, роса, садик, цветок, земля

 

 

2.

Огород: морковь 

Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

 

 

3.

Учитель: ученик

Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства

 

 

4.

Цветок: ваза

Птица клюв, чайка, гнездо, перья, хвост 

 

 

5.

Перчатка: рука

Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка 

 

 

6.

Темный: светлый 

Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

 

 

7.

Часы: время 

Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач

 

 

8.

Машина: мотор 

Лодка: река, маяк, парус, волна, берег 

 

 

9.

Стол: скатерть

Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

 

 

10.

Стул: деревянный

Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

 

 

 

  

 

 

Приложение 2

 

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ, ДИАГНОСТИРУЮЩАЯ ВНУТРЕННЮЮ ПОЗИЦИЮ ШКОЛЬНИКА (ПО Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ)

 

Стимульный материал

 

Набор вопросов, предлагающих ребенку  выбор одного из вариантов поведения.

1. Если бы было две школы  – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая – только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы  – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы  – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы  – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе  заболела учительница и директор  предложил ее заменить другой  учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты  у меня еще маленький, тебе  трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я  договорилась с учительницей, что  она будет ходить к нам домой  и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик  спросил тебя: "Что тебе больше  всего нравится в школе?", то  что бы ты ответил ему?

 

Инструкция

 

Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше".

Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ  не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.

 

Анализ результатов

 

За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Если  в результате анализа результатов  обнаружатся слабые, неточные представления  ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.


Информация о работе Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет