Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение структуры и динамики изменений в психическом развитии ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. изучить особенности личностного развития детей дошкольного возраста;
2. проанализировать развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет;
3. определить механизмы формирования и развития речи у дошкольников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Личностное развитие детей дошкольного возраста. 10
1.2. Развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет. 15
1.3. Развитие речи у дошкольников. 22
1.4. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. 28
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет. 35
2.2. Результаты и анализ исследования. 39
2.3. Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Работа содержит 1 файл

PSIXOLOGIChESKOE_RAZVITIE_DETEJj_DOShKOLQNOGO_VOZRASTA.doc

— 482.00 Кб (Скачать)

Исходя из ответов детей, мы получили следующие результаты (табл. 6).

 

Таблица 6

Мотивационная готовность детей к школе

 

Группа испытуемых детей

 

Малкес Марина

5 баллов

Богдан Ольга

7 баллов

Бурсова Людмила

4 балла 

Колесников Саша

8 баллов

Павлов Женя

8 баллов


 

Результаты отражены на диаграмме 4.

Диаграмма 4

 

 

Проанализировав ответы детей, мы пришли к выводу, что только Бурсова Люда к школе подготовлена слабо, у нее обнаружены слабые и неточные представления ребенка о школе.

Малкес Марина набрала в результате теста 5 баллов, это говорит о среднем  уровне мотивационной готовности к  школе.

Что касается остальных детей, то Богдан Ольга, Колесников Саша и Павлов Женя показали довольно высокие показатели мотивационной готовности к обучению в школе.

Исходя из анализа результатов  исследования, можно сделать вывод  о том, что большинство детей  группы детского сада готово к обучению в школе. Но всем детям можно рекомендовать начинать обучение в школе, и Бурсовой Люде имеющей низкий уровень готовности к обучению, для устранения отставания необходимо проводить дополнительные занятия, учитывающие индивидуальные особенности ее развития.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

Психологическая готовность ребенка  к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.

Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения [19,стр. 62-63].

Базовыми качествами в структуре  психологической готовности к школе: мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); уровень обобщений (предпосылки логического мышления); способность принимать учебную задачу; вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); графический навык; произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); 
обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК. Это: мотивы учения; зрительный анализ; способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость; 
вербальная механическая память.

Базовые и ведущие УВК практически  одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать внимание при подготовке дошкольников к школе. Таким образом, психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.

2.3. Рекомендации  по изучению психологической  готовности ребенка к школе.

Процедура определения психологической  готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог [13]. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в детском садике или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь:

1) Воспроизводить образец.

2) Работать по правилу.

3) Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ.

4) Различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику “Домик”, проводимую коллективно  в группах по 5 человек, и индивидуально  проводимые методики: “Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней  позиции школьника”; “Да и Нет”; “Звуковые прятки” и “Определение доминирования познавательного или игрового мотива”.

Предварительно для каждого  ребенка готовится буклет, состоящий  из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим  специальных бланков. Практически все обследования проводятся в присутствии родителей [13].

Исключение составляют только две  методики “Домик” и “Определение доминирования познавательного  или игрового мотива”. Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них не будет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.

По окончанию выполнения всех заданий  в случае необходимости родителям  даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе. Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию.

Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о  ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица “Сводные данные о работе с ребенком”, заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе [13].

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и  его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом. При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

Примерно треть 7-ми летних первоклассников  недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом  обучения, определяет наиболее благоприятные  варианты развития, требующие большей  или меньшей коррекционной работы. При поступлении детей в школу  часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью  к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину.

Имея завышенную самооценку они  обижаются на замечания когда  учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что  уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм [58].

Вербализм связан с высоким уровнем  речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми.

Вербализм приводит к односторонности  в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления [58].

Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

Л.А.Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей [7, стр. 69]:

  1. Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью  учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в  общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный  дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности.

Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

  1. «Негативистическая демонстративность». Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение.

Если для ребенка с высокой  тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Информация о работе Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет