Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение структуры и динамики изменений в психическом развитии ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. изучить особенности личностного развития детей дошкольного возраста;
2. проанализировать развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет;
3. определить механизмы формирования и развития речи у дошкольников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Личностное развитие детей дошкольного возраста. 10
1.2. Развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет. 15
1.3. Развитие речи у дошкольников. 22
1.4. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. 28
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет. 35
2.2. Результаты и анализ исследования. 39
2.3. Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Работа содержит 1 файл

PSIXOLOGIChESKOE_RAZVITIE_DETEJj_DOShKOLQNOGO_VOZRASTA.doc

— 482.00 Кб (Скачать)

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые  чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», – извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность  самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

  1. «Уход от реальности». Уход от реальности – еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не достигая существенных успехов  в учении, такие дети так же, как  и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».

Дети любят фантазировать. В  мечтах, разнообразных фантазиях  ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития [7, стр. 71].

Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили психологическое развитие детей дошкольного возраста и их готовность к обучению в школе.

Гипотезы исследования также были подтверждены. От младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному возрасту, который отличается ярким проявлением произвольности, ростом самосознания, глубокими личностными изменениями, происходит дальнейшая перестройка системной организации психических процессов; на фоне созревания нервной системы продолжает осуществляться специфическая для данного возраста интеграция и дифференциация психических процессов.

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника, а своевременная диагностика позволяет выявить индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.

Основными результатами работы явилось  следующее:

- изучены особенности личностного развития детей дошкольного возраста;

- проанализировано развитие познавательных  процессов у детей 3-6 лет;

- определен механизм формирования и развития речи у дошкольников;

- проанализирована роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника;

- проведено диагностическое исследование психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет и их готовности к школьному обучению;

- даны рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство – период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание [24, стр. 211].

Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к  предметам и явлениям, которые  их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов. В игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и качества.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Итак, чтобы ребенок мог успешно  учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости.

Анализ совpеменного состояния  пpоблемы школьной готовности и результаты исследования в дипломной работе с детьми дошкольного возpаста позволяют сделать pяд важных, на наш взгляд, выводов.

1. Hачинать фоpмиpование школьной  готовности необходимо как можно  pаньше. Hекотоpые учебно-важные качества закладываются уже в пеpвые месяцы жизни pебенка. Hаиболее важным в этом отношении является стаpший дошкольный возpаст, так как именно в этот пеpиод пpоисходит активная пеpестpойка познавательных пpоцессов, личности и деятельности pебенка.

2. Подготовка к школе должна  носить систематический, планомеpный и целенапpавленный хаpактеp, опиpаться на знание общих закономеpностей pазвития детской психики и учет индивидуальных особенностей каждого pебенка. Пpи этом особое внимание необходимо уделять фоpмиpованию начальных фоpм учебной деятельности, адекватного отношения к школе и учению, pазвитию учебно важных качеств, обеспечивающих эффективное усвоение учебного матеpиала.

3. Задача фоpмиpования готовности  детей к обучению в школе  должна стать одной из основных  в учебно-воспитательной pаботе детских  дошкольных учpеждений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.:1998., стр. 28.
  2. Аверин В. А. Психология личности: Учеб. пособие / Аверин В. А. - 2-е изд. – СПб.: Михайлов В.А., 2001. – 189 с., стр. 41.
  3. Асылханова М.А Психология. – Алматы: 2006.
  4. Баймуратова А.Т. Опыт организации методического подхода к подбору развивающих игрушек в условиях коррекционного обучения детей // Журнал "Психологическая наука и образование". – 2000, № 4.
  5. Биткембаева Ж. А. Основные направления взаимосвязи школы и семьи в воспитании детей и молодежи / Ж. А. Биткембаева, Л. Р. Аубакирова // Регион. вестн. Востока. – Усть-Каменогорск: Изд- во ВКГУ, 2005. – № 3.
  6. Божович Л И Личность и ее формирование в детском возрасте. – М Просвещение 1968., стр. 95.
  7. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. – М.: «Дошкольное воспитание», 1970,  289 с., стр. 41., стр. 69-71.
  8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. – М.: 2004. – 192 с.
  9. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6., стр. 24.
  10. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – Соб.соч., Т.5. – М.: Педагогика, 1983., стр. 210.
  11. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2006 – 56 с., стр. 25, стр. 39.
  12. Готовность к школе  / Под ред. И.В. Дубровинкой. – М.: 2002., стр.38., стр. 45
  13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 3-е изд., перераб. и доп. – 184 с.
  14. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М.: 1979.
  15. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 1998., стр. 127.
  16. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном и Д, 2001. – 144 с., стр. 72.
  17. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте – М., 2004. – 192 c., стр. 115.
  18. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 76 с., стр. 27, 38.
  19. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. – М.: Новая школа, 1994., стр. 62-63.
  20. Жарикбаев К. Б. Развитие психологической мысли в Казахстане. (Со второй половины XIX века и до наших дней). – Алма-Ата, 1968. – 168 с.
  21. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. – М., 2004.
  22. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга,1995., стр. 84.
  23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е. доп. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с., стр. 138.
  24. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для педагогов детского сада. – М.: Изд-во: Владос, 2003. – 304 с., стр. 211.
  25. Илюсизова С. М. Проблемы развития возрастной и педагогической психологии в Казахстане // Вопросы психологии. – 1986, № 3.
  26. Каримова Р.Б Развитие психомоторики у детей: диагностика и коррекция. – Алматы: 2005.
  27. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб., 2004.
  28. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А Козлова, Т. А Куликова. 3-е изд., исправ. и. доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 416 с., стр.181., стр. 274.
  29. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005., стр. 64.
  30. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: 2002. – 146 с., стр. 127.
  31. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Дошкольное воспитание. – 1997, № 9., стр. 19., стр. 22.
  32. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 76 с., C.38.
  33. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье». – М.: 1976., 190 с., стр. 105.
  34. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
  35. Михайлов С.Л. Особенности позиции в группе среднестатусных дошкольников при переходе из детского сада в начальную школу: Автореферат дисс.... кандидата психолог. Наук. – М.: 2006. – стр. 3
  36. Младший дошкольник в детском саду. – М.: Изд-во: Детство-Пресс, Серия: Библиотека программы "Детство". – 2005., стр. 123.
  37. Мовкебаева З.А. Развитие двигательных умений у детей дошкольного возраста в процессе подготовки их к школьному обучению // Білім – Образование. – 2007, №1(31).
  38. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учеб. для пед. ВУЗов. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 456 с., стр.116-118.
  39. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996., стр. 88.
  40. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – 3-е изд., стер. – М.: Тривола. – 1998. – 352 с., стр. 154.
  41. Ораничева Л.И. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста и пути ее развития и коррекции в условиях системы дошкольного воспитания. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. пед. ун-та, 2003. – 82 с., стр. 33.
  42. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б.Эльконина, А. Л.Венгера. – М., 1988., стр. 73.
  43. Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко. – М., 2004. – 196 c., стр.45.
  44. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – 576 с., стр. 187.
  45. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. – М.: Просвещение, 1987., стр. 96-97.
  46. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с., стр. 146.
  47. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995., стр. 62.
  48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с., стр. 412.
  49. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос. – 2003., стр. 115.
  50. Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов Серия «Психологический практикум». – Hостов н/Д: «Феникс», 2005. – 352 с., стр. 89.
  51. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика дошкольников. – М.:  2003. – 144 с., стр. 55.
  52. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников  – М.: Институт психотерапии, 2001. – 240 с., стр. 57.
  53. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Владос, 2003. – 288 с., стр. 86.
  54. Шерьязданова Х. Общение – важный фактор и условие нормального психического развития ребенка. – М.: 1994., стр. 76.
  55. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: 1990. – 427 с., стр. 287.
  56. http://adalin.mospsy.ru/l_01a_04.shtml
  57. http://vsetesti.ru/272/   
  58. http://www.kidplanet.ru/menu/articles/articles_153.html
  59. http://www.school2100.ru/program/program_pre-ml.html#m5
  60. http://www.school2100.ru/program/program_pre-sr.html#m8

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

 

Методика 1. Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе.

 

В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.

Психологу лучше заранее знать  состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей.   По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.  

 

Вопросы к беседе

Ответ ребенка

Баллы

1.  

Назови свою фамилию, имя, отчество

 

 

 

 

2.  

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

 

 

 

 

3.  

Кем работает твоя мама (папа)?

 

 

 

 

4.  

Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

 

 

 

 

5.  

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

 

 

 

 

6.  

У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?

 

 

 

 

7.  

Сколько тебе лет? Сколько будет  через год, через два года?

 

 

 

 

8.  

Сейчас утро или вечер (день или  утро)?

 

 

 

 

9.  

Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

 

 

 

 

10.     

Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

 

 

 

 

11.     

Когда можно кататься на санках - зимой  или летом?

 

 

 

 

12.     

Почему снег бывает зимой, а не летом?

 

 

 

 

13.     

Что делают почтальон, врач, учитель?

 

 

 

 

14.     

Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

 

 

 

 

15.     

Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?

 

 

 

 

16.     

Какую руку поднимают ученики в  школе, когда хотят ответить?

 

 

 

 

17.     

Ты любишь рисовать? Какого цвета  этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?

 

 

 

 

18.     

Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

 

 

 

 

19.     

Каких зверей ты знаешь, каких птиц?

 

 

 

 

20.     

Кто больше: корова или коза? Птица  или пчелка? У кого больше ног: у  собаки или у петуха?

 

 

 

 

21.     

Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.

 

 

 

 

22.     

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

 

 

 

 

Обработка результатов

 

1. За правильный ответ на все  подвопросы одного пункта ребенок  получает 1 балл. Например, при ответе  на п. 5: "Я девочка. А когда  вырасту, буду тетей", - начисляется  1 балл. Исключение составляют контрольные  вопросы. 

2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, по неполные ответы на подвопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному  вопросу и достаточно полные, например: "Папа работает инженером  на "Азоте", "У собаки больше  ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха - две". Ошибочными считаются ответы: "Мама Люда", "Папа работает на работе", а также, если ребенок путает времена года, их признаки, "больше - меньше" без наглядных примеров.

4. К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются следующим образом: 4 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла; 7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев - 3 балла; 10 - за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3-х признаков - 1 балл; 14 - за каждое правильное указание применения школьной атрибутики - 1 балл; 22 -за правильный ответ "Попрошу прощения. Отдам свою", - 2 балла.

5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).

Дети, желающие учиться, могут ориентироваться  на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.

 

Общая оценка результатов

 

Итоговый балл вычисляется суммированием  всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам.

- "Школьно-зрелыми" считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов;

- средний уровень школьной зрелости определяется 20-23 баллами,

- условно неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15-19 баллов.

Следует отметить, что по результатам данной методики школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим трем методикам программы.

Информация о работе Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет