Психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

На каждом этапе жизненного цикла семейная жизнь имеет свою специфику, члены семьи решают разные задачи. Соответственно, это находит отражение в особенностях консультирования добрачной пары, молодой семьи, семьи или супружеской пары и т.д.
В своей курсовой работе я решила рассмотреть именно добрачное консультирование так как недостаточная проработанность указанной проблемы в современной психологической науке актуальна и вызвала интерес.

Содержание

Введение
Часть 1. Психологическое консультирование
1.1 Общие представление о психологическом консультировании
1.2 Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия
Часть 2. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни
2.1 Готовность к браку
2.2 Подготовка молодежи к семейной жизни
2.3 Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение
2.4 Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка
2.5 Образовательно-операциональная подготовка
Часть 3. Психологические особенности добрачных отношений
Часть 4. Из истории добрачного психологического консультирования
Часть 5. Добрачное консультирование
5.1 Консультирование как информирование
5.2 Консультирование по телефону доверия
5.3 Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом
5.4 Групповое консультирование несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом
Ссылки
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Подготовка к браку и добрачное консультирование.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем  следует иметь в виду, что не во всех парах разрыв проходит через  каждую из указанных фаз. К тому же продолжительность каждой стадии, а также ее значимость для партнеров может быть различна. Эмпирические данные свидетельствуют, что различаются, по крайней мере, два вида распада отношений: постепенное их угасание и резкий разрыв всяких контактов между партнерами. 

психологический установка молодежь семья брак 

Часть 4. Из истории  добрачного психологического консультирования  

Только в самом  широком смысле этого термина  можно рассматривать добрачное  консультирование в качестве «консультирования». Из функций консультирования в нем остаются обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью снабжение жениха и невесты типичными для таких случаев сведениями. Выдающимся пионером в осуществлении образовательного инструктивного метода подготовки к браку являлся Эрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостона ввел учебный курс под названием «Подготовка к браку и семейной жизни». Другим событием, оказавшим большое влияние на добрачное консультирование, был переход в психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенному взгляду на межличностные системы и культурные аспекты проблемных ситуаций. Это побудило специалистов в области психического здоровья и пасторских консультантов начать обращать повышенное внимание на переменные отношений в браке и в процессе подготовки к браку. Начиная с 1950-х г. «Журнал пасторской психологии» (Journal of pastoral psychology)стал отражать более широкий интерес к аспектам взаимоотношений молооженнов, выразившийся в увеличении числа статей по данному предмету. Рост количества курсов по пасторскому консультированию во многих учебных заведениях США явился дополнительным свидетельством того, что религиозные организации расширяют свое влияние на сферу межличностных отношений. Благодаря усилиям Службы здравоохранения США, нацеленным на выявление и контроль венерических заболеваний, к проведению добрачного обследования изначально были привлечены профессиональные медики. Хотя большинство физ. осмотров проводились поверхностно и регламентировались (существенно различавшимися) законами штатов, некоторые врачи ощущали потребность выйти за рамки рутинных процедур и снабдить молодые пары необходимыми сведениями и рекомендациями. Большая часть консультаций, предоставлявшихся врачами, были сосредоточены на вопросах пола и сексуальности. Накапливается все больше данных, что, по крайней мере, некоторые из тех, у кого не сложились отношения в первом браке, строят более конструктивные отношения во втором браке. Проведенное после неудачного брака консультирование может помочь новой супружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельности предшествовавшего брака. От людей, которые ранее состояли в браке, тоже будут ожидать достижения определенного понимания тех требований, которые к ним предъявляет брак, и принятия более разумного подхода к новым отношениям. В современной литературе по вопросам добрачного консультирования говорится о том, что брачных и семейных консультантов поощряют помогать намеревающимся вступить в брак реалистично оценить многие из романтических иллюзий и мотивов, связанных с браком. Они могут исследовать соц.-психол. аспекты динамики брака и процесс формирования супружеской привязанности и верности. Кроме того, многими осознается необходимость исследовать причины образования семьи и болезненный процесс разделения и расставания. 
 

 

Часть 5. Добрачное  консультирование  

На основе исследований Гедеминоса Навайтиса 

До создания семьи желательно достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с другим полом, хотя бы частично достигнуть психологической и материальной независимости от генетической семьи. Также важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним. 

При решении  любой из перечисленных задач возможны трудности. Часть из них как бы «запрограммирована» возрастом либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности отражают проблемы подготовки молодежи к браку, целесообразно обсудить два вида психологического консультирования несовершеннолетних — индивидуальное и групповое консультирование.

 

5.1 Консультирование  как информирование 

Главная задача информирования, или психологического просвещения, - устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Организацией психолого-просветительской работы занимаются практические психологи и социальные педагоги. Они знакомят молодых людей со спецификой предбрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими предбрачными факторами «риска», анализируют психологические условия оптимизации предбрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др. 

Популяризируют  и разъясняют результаты новейших психологических  исследований не только по проблеме супружеской пары, но и супружеских отношений и факторов, влияющих на них. 

Формируют потребность  в психологических знаниях и  желание использовать их в жизни. 

Консультирование  как информирование проводится в  форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр. Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования и в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить прочесть специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.

 

5.2 Консультирование  по телефону доверия 

Не всегда молодые  люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия. Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей часто беспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком, взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудности общения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание и др. Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую поддержку, которая позволяет человеку, обратившемуся к практическому психологу, избежать роли «пациента». Среди других условий, делающих консультирование по телефону привлекательным, выделяются: анонимность и связанная с этим особая доверительность; пространственно-временные особенности (человек может позвонить из любого места, где есть телефон, и в удобное для него время); право клиента на прерывание контакта; ограничение коммуникации аудиальным каналом. При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что несмотря на расстояние абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, это создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Поэтому молодые люди часто выбирают телефон доверия, так им легче обсуждать личные проблемы. При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеет ограничения. Психолог чаще всего может только выслушать клиента, задавая ему вопросы, касающиеся проблемы, и рекомендовать, к примеру, в какой психологический центр обратиться за помощью. Однако оно исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование.

 

5.3 Индивидуальное  консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с  другим полом 

С первого взгляда  может показаться, что выделение  только двух видов психологического консультирования несовершеннолетних — индивидуального и группового — нарушает логическую последовательность обсуждения: консультирование пар как бы исчезает. Но реальный опыт консультирования свидетельствует о том, что консультирование пар несовершеннолетних — это действительно редкое явление. Обсуждая психологическую ситуацию несовершеннолетних, консультированных по вопросам добрачной беременности, в первую очередь следует обратить внимание на исключительно нерациональное поведение некоторых из них. 

Игнорирование беременности, неадекватные попытки  материально обеспечить будущую  семью — это типичное по ведение  несовершеннолетних, которые столкнулись  с новыми для себя обстоятельствами общения, в которых приходится уже  не демонстрировать самостоятельность, а реально брать на себя ответственность за поступки. Поскольку несовершеннолетние редко когда способны принять такую ответственность, важной целью консультирования становится расширение круга лиц, участвующих в решении проблемы. Обычно это родители, партнер интимных отношений, его родители. Даже в тех случаях, когда реагирование родителей изначально было строгим и негативным, посредничество психолога заметно улучшало их отношения с находившейся в сложной ситуации несовершеннолетней. 

Как уже упоминалось, сложно консультировать пару несовершеннолетних. Кроме того, такие пары редко обращаются в консультацию. Можно предполагать, что часть таких пар могла бы сохранить свои отношения и после рождения ребенка совместно заботиться о нем. Но в большинстве случаев несовершеннолетние обращались в консультацию тогда когда их отношения с будущими отцами уже распадались. Важно и то, что около половины из них не могли сообщить сведений, позволявших установить будущего отца и пригласить его в консультацию, т. е. не знали его фамилии, адреса и т. д. Только треть будущих отцов хотели продолжить отношения с будущей несовершеннолетней матерью после рождения ребенка. Почти все эти ситуации закончились заключением брака. Целью консультирования в таких случаях было всестороннее информирование о юридических условиях, позволяющих несовершеннолетним заключить брак. 

Так как исключительное влияние на несовершеннолетних, имеющих  трудности общения с другим полом, оказывает генетическая семья, она  может обеспечить и действенную помощь. Все проконсультированные несовершеннолетние были опрошены по поводу их отношений с родителями, братьями и сестрами, другими живущими вместе родственниками. Также исследовались ценностные ориентации семьи, ее материальный и культурный уровень, религиозные убеждения, контроль над поведением несовершеннолетних, особенности эмоциональных отношений с родителями. 

Количество консультированных  несовершеннолетних не позволяет сделать  репрезентативных выводов, но раскрывает возможные тенденции. Оказалось, что в ситуацию добрачной беременности чаще попадают несовершеннолетние из неполных семей. Среди них преобладают несовершеннолетние из материально хуже обеспеченных семей Образовательный уровень их родителей был невысок. 

Проведенные опросы не выявили связи между строгостью или мягкостью контроля за поведением несовершеннолетних и возникновением добрачной беременности. Ценностные ориентации родителей, их религиозные убеждения тоже оказались не значимым фактором. Существенно другое. Эмоциональные отношения несовершеннолетних и их родителей почти во всех случаях были проблемными. Вопросы психолога: «Любят ли тебя родители? Любишь ли ты своих родителей?» — нередко вызывали сильную эмоциональную реакцию. Можно предполагать, что интимные связи несовершеннолетних как бы компенсировали недостаток эмоциональных отношений в семье. Соответственно и в случаях добрачной беременности и в других сложных ситуациях общения целью консультирования становилось воссоздание и создание общности между родителями и детьми. 

Нарушение эмоциональных связей между родителями и несовершеннолетними можно констатировать и в тех случаях, когда психологические трудности несовершеннолетних не были связаны с беременностью. Эти нарушения особенно характерны для ситуаций сексуального насилия. 

Информативны случаи обращения в консультацию, не связанные с беременностью или сексуальным насилием. Они раскрывают наиболее психологически сложные для несовершеннолетних ситуации общения с другим полом. 

Обсуждая эти  примеры, нужно отметить, что редкий подросток не имеет опыта распавшейся дружбы, безответной влюбленности, непонимания. Абсолютное большинство самостоятельно решает эти проблемы, преодолевает вызванные ими негативные эмоции, находит психологическую поддержку в своем окружении. В связи с этим не без интереса выяснить, чем отличаются подростки, которые ищут профессиональной психологической помощи. 

Отметим, что  информирование общественности о психологических  консультациях оказывает положительное  воздействие и на несовершеннолетних, они чаще самостоятельно обращаются за психологической помощью. В то же время значительная часть несовершеннолетних еще не обладает необходимой информацией. Среди обратившихся в консультацию каждый седьмой несовершеннолетний имел предварительно некоторый опыт общения с психологом (психолог был среди его родственников, в консультацию ему посоветовал обратиться учитель психологии и т. д.). 

Другой важный вопрос — личностные особенности  консультированных несовершеннолетних. Некоторые тенденции, обусловившие возникновение потребности в  консультациях, могут быть выявлены с помощью типологии акцентуаций  характера, предложенной А. Личко. Оказалось, что в консультацию из-за трудностей общения с другим полом в основном обращаются подростки истероидной (примерно 70 %) и эпилептоидной (около 15 %) акцентуации. Понятно, что в других консультационных службах распределение может быть иным, но приведенный здесь факт обращает внимание на определенную группу подростков, которым свойственны эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, неумение предвидеть последствия своих поступков, повышенная внушаемость. В еще большей степени консультированные подростки выделяются по своим социально-психологическим характеристикам. Их объединяет неумение интегрироваться в группы сверстников и отчуждение в семье. Оба эти свойства могут проявляться различно. Неблагополучие в семье может варьировать от эмоционально холодных отношений до открытой враждебности. Изоляция от сверстников тоже может быть ярко выраженной (подростка третируют, он является объектом насмешек и т. п.) или у него «просто» нет друзей. Исследование данных свойств какими-нибудь стандартизированными методиками может их и не зафиксировать. Хотя субъективно ситуация эмоциональной изоляции очень часто переживается, а типичным ее выражением становится чувство небезопасности, истоки этого чувства не всегда известны и во многих случаях связаны с нестабильными отношениями между родителями, разводом. Подростки, чувствуя себя небезопасно, ищут опеки и эмоциональной стабильности в отношениях с человеком другого пола, хотя сами редко когда способны на зрелые чувства и ответственность. Кроме того, их требования к другу (подруге) часто недостаточно конкретны, им трудно понять и выразить свои пожелания. Подобные обстоятельства не способствуют возникновению крепкой и постоянной связи. А так как потребность в ней была высокой, конфликт с другом (подругой) нередко заметно отражается на поведении подростков, например, они бросают школу, перестают контролировать питание (едят или слишком много или слишком мало и т. д.). Свое эмоциональное состояние эти подростки описывали как чувство пустоты, бессмысленности, тоски. 

Информация о работе Психологическое консультирование