Психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

На каждом этапе жизненного цикла семейная жизнь имеет свою специфику, члены семьи решают разные задачи. Соответственно, это находит отражение в особенностях консультирования добрачной пары, молодой семьи, семьи или супружеской пары и т.д.
В своей курсовой работе я решила рассмотреть именно добрачное консультирование так как недостаточная проработанность указанной проблемы в современной психологической науке актуальна и вызвала интерес.

Содержание

Введение
Часть 1. Психологическое консультирование
1.1 Общие представление о психологическом консультировании
1.2 Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия
Часть 2. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни
2.1 Готовность к браку
2.2 Подготовка молодежи к семейной жизни
2.3 Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение
2.4 Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка
2.5 Образовательно-операциональная подготовка
Часть 3. Психологические особенности добрачных отношений
Часть 4. Из истории добрачного психологического консультирования
Часть 5. Добрачное консультирование
5.1 Консультирование как информирование
5.2 Консультирование по телефону доверия
5.3 Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом
5.4 Групповое консультирование несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом
Ссылки
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Подготовка к браку и добрачное консультирование.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты: 

1. Социальный, раскрывающий  политику государства в области  брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей. 

2. Нравственно-этический,  включающий воспитание следующих  нравственных качеств: дружелюбного  отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств. 

3. Правовой, ориентированный  на ознакомление с основами  законодательства о браке и  семье; с важнейшими положениями  семейного права; с обязанностями  супругов по отношению друг  к другу, к детям, к обществу. 

4. Психологический,  формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения. 

5. Физиолого-гигиенический,  включающий знания физиологических  особенностей мужского и женского  организмов; особенностей половой  жизни, вопросов личной гигиены  и др. 

6. Педагогический, включающий формирование представлений  о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей. 

7. Хозяйственно-экономический:  вооружение знаниями о бюджете  семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом эти взаимодействия носят целенаправленный (учитель — ученик) или стихийный (подросток — сверстники). 

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях  имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она  тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью. 

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни  представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

 

2.3 Предназначение  семьи. Формирование установки  на вступление в брак и деторождение 

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической  готовности молодежи к семейной жизни  в качестве одного из важнейших можно  выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак. 

Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зрелые, взрослые люди, но довольно часто — молодые. В то же время понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутреннее содержание. Для ребенка — это его мать, отец, братья, сестры, бабушки дедушки, дяди и тети, участвующие в его воспитании. Для молодого человека после вступления в брак представляется, что семья — это прежде всего он и его молодая жена, затем дети. 

Многочисленные  аспекты семьи имеют для личности разный смысл. Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиологический  комфорт, выполняет функции «эмоционального убежища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Масса человеческих трагедий разыгрывалось на волне ощущения человеком своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном объеме. 

Каждый человек  фатально и беспредельно одинок в  этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Да еще не знаем своего часа смерти. Современный человек  живет с ощущением временности своего пребывания. 

В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных качеств, есть две  стороны:  

1. Страх потеряться, остаться незамеченным, «ненужным»;  

2. Желание преодолеть  одиночество, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым.  

Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и сил  преодолеть одиночество. Все хотят  быть любимыми. К. Юнг писал о том, что серьезной причиной душевных расстройств и заболеваний является «блокирование психической энергии»; это происходит, когда человек, уходя от трудностей, не осуществляет свое жизненное призвание. Любовь в семье избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека. Именно семья предоставляет человеку все ресурсы для самоактуализации. 

Кроме потребности  быть любимым каждый человек сам  стремится любить. В юности решение  вступить в брак вызвано стремлением  молодых людей мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак в первые годы совместной жизни. С течением времени рано или поздно у супругов появляется потребность иметь детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства. 

Для семьи, для  каждого из супругов важна социальная и психологическая сторона отцовства  и материнства, то есть обязанности по уходу и воспитанию потомства, которые возлагают на себя взрослые. 

Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в  совместном ведении домашнего хозяйства  членами семьи (сначала супругами, далее — помогают дети), вкусном  домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви, комфортабельном жилище. 

Семейная жизнь  обеспечивает человеку регулярную половую  жизнь с постоянным и надежным партнером, что немаловажно в  современном окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания. 

Итак, для чего нужна семья: 

• чтобы было на кого опереться; 

• чтобы было с кем посоветоваться; 

• чтобы был  кто-то рядом, чьим мнением дорожат; 

• чтобы был  кто-то, кто не оставит в беде; 

• чтобы был  кто-то, с кем по-настоящему хорошо; 

• чтобы был  рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности; 

• чтобы был  кто-то, кто не будет завидовать; 

• чтобы был  кто-то, с кем можно совместно  радоваться успехам; 

• чтобы был  кто-то рядом, кому можно доверять; чтобы  был рядом кто-то, кто в трудную  минуту поддержит и защитит; 

• чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным образом; 

• чтобы был  рядом кто-то, кто уравновешивал  бы слабости. 

Все это и  составляет в совокупности образ  семьи как надежного убежища  в мире бушующих политических, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни. При бесспорной важности всего вышеизложенного, не следует его переоценивать и догматизировать. Это значит, что подготовка к браку и семейной жизни не может быть сведена только к формально-упрощенному декларированию семейных ценностей и созданию брачно-семейных установок. 

Брак как психологическое  отношение между полами включает в качестве обязательного условия  как саму по себе нравственность, так  и избирательность индивидуальной эротической любви. Только такая  любовь делает брак нравственным, и, следовательно, социальным по своей природе, способным стать основой и репродуктивной функции семьи. Супружеский и родительский долг, ответственность определяют характер взаимоотношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом — матерью — ребенком. 

Вместе с тем  современный брак все больше ориентируется  на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. По результатам  одного из социологических опросов2 возможность никогда не иметь  детей беспокоит только 38% российских студенток, и только 24% молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью — главное призвание женщины». 

Таким образом, еще один непременный элемент  в подготовке молодежи к семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.

 

2.4 Морально-нравственная  и операционально-образовательная  подготовка. 

Анализ действия существующих брачно-семейных отношений  показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий, прежде всего, ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения совершенно очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определяет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений. Практика показывает, что современные молодые люди, используя слова К. Вяземского и «жить торопятся, и чувствовать спешат». 

Из откровений: «Все началось, когда мне было лет 13—14 и, как многим другим девчонкам  в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том, что все остальное  уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые парни с неподкупной  преданностью в глазах обращают внимание именно на меня. Мне гудели на улицах машины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохожие. Потом была первая любовь. Появились разные кампании, дискотеки, накачанные рыцари. Началась бурная, веселая жизнь...» 

В наше время  ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет3 три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта на другом. Она приводит их описания. 

· Доминирование  полового влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию  сексуальной доминанты, захватывающей  все жизненные силы человека, превращая  его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Принципиальный «механизм» для гипертрофии сексуальной потребности остается таким же, как в случае гипертрофии потребности в алкоголе. Т.А. Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию». 

· Потребность  быть любимым. Эта потребность свойственна  каждому человеку с самого раннего  детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая одностороння потребность — быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих корнями в раннее детство. Эта эгоцентрическая, невротическая, по сути, потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленному желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующим реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке. 

Информация о работе Психологическое консультирование